Презентация - Михаил Юрьевич Лермонтов 6 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов 6 классМихаил Юрьевич Лермонтов 6 классМихаил Юрьевич Лермонтов 6 классМихаил Юрьевич Лермонтов 6 классМихаил Юрьевич Лермонтов 6 классМихаил Юрьевич Лермонтов 6 классМихаил Юрьевич Лермонтов 6 классМихаил Юрьевич Лермонтов 6 классМихаил Юрьевич Лермонтов 6 классМихаил Юрьевич Лермонтов 6 класс







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841г.г.)
Родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 г. Русская ветвь рода Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта, выходца из Шотландии. Ему не было трех лет, когда он лишился своей матери. Много лет спустя он вспоминал день ее похорон, свое прощанье с ней: Он был дитя, когда в тесовый гроб Его родную с пеньем уложили. Он помнил, что над нею черный поп Читал большую книгу, что кадили, И прочее... и что, закрыв весь лоб Большим платком, отец стоял в молчанье. И что когда последнее лобзанье Ему велели матери отдать, То стал он громко плакать и кричать... С отцом он не жил вместе, встречался редко — как в детстве, так и в юношеские годы, — и, по-видимому, не присутствовал при его кончине: Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть...

Слайд 2

Заботы о его воспитании взяла на себя бабушка по матери, признававшаяся в 1836 году одной знакомой в своей исключительной привязанности к единственному внуку: «Нет ничего хуже, как пристрастная любовь, но я себя извиняю, он один свет очей моих, все мое блаженство в нем…» После смерти дочери Е. А. Арсеньева приказала снести большой барский дом, на месте которого заложила церковь Марии Египетской, и выстроила небольшой деревянный дом с мезонином. Парк на полугоре с тенистыми аллеями, пруд под горой, с полугорья — вид на село, за которым далеко тянулись черноземные поля, пересеченные холмами, оврагами, — это типичный для среднерусской полосы вид.

Слайд 3

Лермонтов в Москве (1828-1832г.г.) и Санкт-Петербурге (1832-1834г.г.)

В 1827 году Лермонтов вместе с бабушкой приехал в Москву. 1 сентября 1828 года Лермонтов был зачислен полупансионером в четвертый класс Московского университетского благородного пансиона. В декабре того же года Лермонтов успешно переведен в пятый класс и за прилежное отношение к занятиям получает два приза: картину и книгу. Именно к 1828 году сам Лермонтов относит начало своей поэтической деятельности. После пансиона Лермонтов поступает в Московский университет на нравственно-политическое отделение. В 1832 году, переехав в С.-Петербург, поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Почти в то же время в эту же Школу поступил его будущий убийца Н.Мартынов.
,

Слайд 4

Лирика М.Ю.Лермонтова
Тучи (1840 год) Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно-холодные, вечно-свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания. В этом стихотворении М. Ю. Лермонтова ярко проявляются мотивы одиночества и тоски, характерные для многих его произведений. Также стихотворение переполнено любовью странника и изгнанника к отставляемой ему родине. Появилось стихотворение в 1840 году, когда поэт готовился отправиться в ссылку на Кавказ. И во время прощального вечера он за окном увидел тучи, которые стали объектом его произведения. Он ощутил в них родственную душу. Ведь, как и он сам, они никогда и нигде не смогут найти приюта, который согревает сердце в нелегкие минуты. И в этот прощальный вечер поэт понял это наиболее остро.

Слайд 5

ТРИ ПАЛЬМЫ (1838 год) (Восточное сказание) В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков. И многие годы неслышно прошли; Но странник усталый из чуждой земли Пылающей грудью ко влаге студеной Еще не склонялся под кущей зеленой, И стали уж сохнуть от знойных лучей Роскошные листья и звучный ручей. И стали три пальмы на бога роптать: "На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы, Колеблемы вихрем и зноем палимы, Ничей благосклонный не радуя взор?.. Не прав твой, о небо, святой приговор!" И только замолкли - в дали голубой Столбом уж крутился песок золотой, Звонком раздавались нестройные звуки, Пестрели коврами покрытые вьюки, И шел, колыхаясь, как в море челнок, Верблюд за верблюдом, взрывая песок. Мотаясь, висели меж твердых горбов Узорные полы походных шатров; Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали... И, стан худощавый к луке наклоня, Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой, И прыгал, как барс, пораженный стрелой; И белой одежды красивые складки По плечам фариса вились в беспорядке; И с криком и свистом несясь по песку, Бросал и ловил он копье на скаку. Вот к пальмам подходит, шумя, караван: В тени их веселый раскинулся стан. Кувшины звуча налилися водою, И, гордо кивая махровой главою, Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро их поит студеный ручей. Но только что сумрак на землю упал, По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли до утра их огнем. Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь совершал караван; И следом печальный на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный; И солнце остатки сухие дожгло, А ветром их в степи потом разнесло. И ныне все дико и пусто кругом - Не шепчутся листья с гремучим ключом: Напрасно пророка о тени он просит - Его лишь песок раскаленный заносит Да коршун хохлатый, степной нелюдим, Добычу терзает и щиплет над ним.    

Слайд 6

Стихотворение Михаила Лермонтова «Три пальмы» было создано в 1838 году и представляет собой поэтическую притчу, в которой заложен глубокий философский смысл. Главными героинями повествования выступают три пальмы в аравийской пустыне, где еще не ступала нога человека. Холодный ручей, протекающий среди песков, превратил безжизненный мир в волшебный оазис, «хранимый, под сенью зеленых листов, от знойных лучей и летучих песков». Поэт отмечает, что люди жестоки по своей натуре и редко ценят то, что дарит им окружающий мир. Так бессмысленно погибли гордые пальмы, которые видели смысл всей своей жизни в том, чтобы радовать глаз, дарить влагу и прохладу среди знойной песчаной пустыни. Красота, которая существовала в этих краях долгие годы, была уничтожена в один момент. Разве задумались эти люди, что оставили они после себя? Такая жестокость людей непростительна!

Слайд 7

Вопросы для работы над балладой «Три пальмы» Проследите, как меняется интонация речи от строфы к строфе: Описание оазиса в аравийской пустыне (1-я строфа) Роптанье пальм (3-я строфа) Описание движущегося каравана (4-я строфа) Гарцевание арабского всадника (5-я строфа) Встреча гостей в оазисе (7-я строфа) 6. Жестокая сцена гибели пальм (8-я строфа) Картина безжизненного существования там, где ещё недавно красовались пальмы и журчал ручей (9-я строфа). Как вы думаете, что хотел сказать М.Ю.Лермонтов своим произведением?

Слайд 8

Листок (1841 год) Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот, наконец, докатился до Черного моря. У Черного моря чинара стоит молодая; С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская; На ветвях зеленых качаются райские птицы; Поют они песни про славу морской царь-девицы. И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в отчизне суровой. Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя. Прими же пришельца меж листьев твоих изумрудных, Немало я знаю рассказов мудреных и чудных". «На что мне тебя? - отвечает младая чинара,- Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара. Ты много видал - да к чему мне твои небылицы? Мой слух утомили давно уж и райские птицы. Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море".

Слайд 9

Лирический герой стихотворения «Листок» оторвался от дуба. И поэт недаром взял именно это дерево – ведь он «вырос в отчизне суровой». Главным в сюжетной линии этого произведения является противопоставление дубового листка и листьев чинары. Какая огромная пропасть между ними! И её никогда не получится преодолеть! И на фоне благополучной жизни чинары, горесть и трудности дубового листка кажутся ещё более тяжёлыми, печальными и трагичными. Поэт использовал аллегорию, рассказывая о скитании лирического героя стихотворения, описывал природу. От родной ветки оторвался вовсе не листок – а сам поэт, который живёт в чужом для него мире и ищет смысл жизни. Он очень одинок, но при этом умён, мудр.

Слайд 10

Утес. (1841год) Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко И тихонько плачет он в пустыне. Чувство мучительного одиночества, которое испытывал Лермонтов , нашло воплощение в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта. В стихотворении «Утес» маленькая светлая тучка на короткое время скрашивает одиночество огромного утеса. Но любознательной тучке хочется чего-то нового и неизвестного, она не может спокойно усидеть на одном месте и поэтому: Утром в путь она умчалась рано. По лазури весело играя… До боли грустно утесу, не хватает ему ночного короткого общения с тучкой, еще печальнее ему представляется его одинокое существование: