Презентация - Звуки и буквы - Чередование звуков - 10 класс

Звуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 классЗвуки и буквы - Чередование звуков - 10 класс







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Звуки и буквы. Чередование звуков.
10 класс
Урок подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №1078 г. Москвы Панкратова Наталья Анатольевна

Слайд 2

Проверка домашнего задания
Лексический диктант … - вычурный и пышный стиль в искусстве 17-18 веков. … - (перен.) лишний, бесполезно обременяющий груз. … - заграждение из подручных материалов, служащее защитой во время уличных боев. … - скульптурное изображение на плоскости, в котором фигуры слегка выступают над поверхностью. … - ядовитое растение семейства пасленовых, употребляется в медицине и косметике, красавка. … - глубоководный самоходный аппарат для океанографических исследований. … - небывалый, невиданный, невероятный, неслыханный, каких свет не производил, каких свет не видал

Слайд 3

Комментированное письмо
Дивиш…ся др…гоце(н, нн)ост… нашего языка что (не, ни) звук то и п…дарок всё з…рнисто крупно как сам жемчу…, и право, иное название ещё др…гоце(н, нн)ее самой вещи. (Н.В.Гоголь) Кому принадлежит высказывание?

Слайд 4

Обсуждение темы урока
Что такое звуки речи? Чем звуки отличаются от букв? Какие науки о языке будут в центре нашего разговора? Что такое чередование звуков? Связано ли чередование звуков с орфографией? Как?

Слайд 5

Работа с лингвистическим текстом
§ 13 (стр. 34 - 35). Что нового узнали о классификации гласных звуков? Что нового узнали о классификации согласных звуков?

Слайд 6

Работа со словарём-справочником
Звуки речи
гласные
согласные
лабиализованные: О , У
нелабиализованные
твёрдые
мягкие
звонкие
глухие
парные
непарн.
парные
непарн.
парные
парные
непарн.
непарн.

Слайд 7

Работа с лингвистическим текстом
§ 13 (стр. 34 - 35). Что узнали о классификации букв? Какие буквы не обозначают звуков? Какие буквы обозначают два звука? Назовите условия такого явления.

Слайд 8

Работа со словарём-справочником
Буквы
прописные
строчные
не обозначают звука
обозначают два звука

Слайд 9

Принципы орфографических норм
1.Морфологический или фонемный (единообразное написание морфем)
2.Фонетический (звучание морфемы отражается на письме)
3.Традиционный (написание определяется этимологией, традицией )

Слайд 10

Работа со словарём-справочником
Чередования звуков
исторические: г / ж, к / ч, х / ш, д /жд…: нога – ножка, рука – ручка, верх – вершина, водить – вождение…
позиционные (живые): лу к
лук
луг

Слайд 11

Закончите высказывание Д.Ушакова, вставив необходимые термины
Так как для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику и фонетику, то и в учебных книгах к грамматике в широком смысле слова присоединяют правила правописания (…), правила произношения (…), а также в некоторой мере правила употребления слов (…).

Слайд 12

Проверь себя!
Так как для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику и фонетику, то и в учебных книгах к грамматике в широком смысле слова присоединяют правила правописания (орфографию), правила произношения (орфоэпию), а также в некоторой мере правила употребления слов (стилистику).

Слайд 13

Закрепление
Есть ли твёрдые согласные звуки в скороговорке. Летели лебеди с лебедятами. Сколько мягких согласных в пословице? Не трудиться, так и хлеба не добиться. Какие слова получатся, если произнести их в обратном порядке? Яд, лён, рай, ай, люк, арап, лоб. Сколько звуков ш в пословице? Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.

Слайд 14

Какой приём звукописи использует автор?
Пусть тишина, в глуши ни души - Всё равно гул в ушах; В шорохи трав и в шумы вершин Вслушиваюсь не дыша. А.Яшин Сколько ф в четверостишии?

Слайд 15

Фонетический разбор слова

Слайд 16

Фонетический разбор слова
Порядок фонетического разбора Разбить слово на слоги, определить их количество и характер (закрытый, открытый). Записать слово в транскрипции. Дать полную характеристику звукам. Указать количество букв и звуков.

Слайд 17

Домашнее задание
§ 13, словарь-справочник, упр. № 49.