Презентация - Технология деятельностного метода обучения

Технология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обученияТехнология деятельностного метода обучения







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Технология деятельностного метода обучения

Слайд 2

Технология деятельностного метода обучения
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…» Адольф Дистервег

Слайд 3

Деятельностный метод
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным.

Слайд 4

Технология деятельностного метода обучения
Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов.

Слайд 5

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельности на уроке, а именно:

Слайд 6

Мотивация
1)актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 2)устанавливаются тематические рамки («могу»); 3)создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

Слайд 7

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Цель: 1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (эталон) фиксация и обобщение; 2) актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания; 3) мотивация к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельному осуществлению; 4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Слайд 8

Организация ситуации индивидуального затруднения для каждого учащегося предполагает:
организовать обобщение детьми выбранного учителем для актуализации учебного содержания: Что я выбрала для повторения? Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.) предъявить одинаковое для всех учащихся индивидуальное задание для пробного действия (дифференцировать задания на данном этапе нецелесообразно);

Слайд 9

Организация ситуации индивидуального затруднения для каждого учащегося предполагает:
проанализировать задание для пробного действия с целью выявления нового учебного содержания (Что нового в этом задании?), что обеспечит понимание требований к пробному действию; обеспечить принятие на личностно значимом уровне требований к выполнению пробного действия, что является очень важным моментом, так как учащиеся осознанно идут навстречу тому, что им неизвестно.

Слайд 10

Для достижения этой цели (до тех пор, пока эта норма не станет внутренней потребностью детей) достаточно задать им несколько вопросов, например:

Слайд 11

Вопросы
Что вы будете делать с заданием, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем). Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ.) Это вам интересно? (Да.) Выполнение пробного действия и сопоставление полученных вариантов.

Слайд 12

3. Выявление места и причины затруднения. 
Этот этап самый трудный как для учителя, так и для учащихся. Настал момент, когда нужно обдумать сложившуюся ситуацию, найти место и причину затруднения.

Слайд 13

Цель:
1)восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение; 2)соотнести свои действия с используемым способом дейст­вий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Слайд 14

Место затруднения
Чтобы помочь учащимся восстановить ход своих рассуждений и выявить место затруднения, можно задать им вопросы: - Какое задание вы выполняли? - Каким способом? - Что сделали сначала, потом? - Где возникло затруднение?

Слайд 15

Для выявления причины затруднения задаются вопросы типа:
Почему здесь возникло затруднение? Чем это задание отличается от предыдущих? В итоге на данном шаге учащиеся должны понять, «чего они не знают», какого знания им не хватает. (Мы не смогли сделать это задание, потому что не знаем, как правильно написать данное слово- этого правила мы не знаем и т.д.).

Слайд 16

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Цель: построить проект выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели, учебник и т.д. Этим процессом руководит учитель. На первых порах используется подводящий диалог.

Слайд 17

Какую же цель нам надо поставить? (Например: научиться написать правильно окончания –ээ, и –эй в именах существительных. - Как бы вы предложили сформулировать тему урока?  (Правописание окончаний: – ээ, -эй в именах существительных)

Слайд 18

Формулировка названия темы
Тема, предложенная детьми, может и не совпадать с запланированной. Тогда учитель, показав детям заготовленный им вариант, должен согласовать с ними формулировку темы. Возможно, что будет принята формулировка детей, и это даже очень полезно для того чтобы мотивировать их к этапу проектирования. Важно лишь, чтобы формулировка темы была грамотной и понятной детям.

Слайд 19

5. Реализация построенного проекта
Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; 2)зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках (с помощью эталона); 3)организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения; 4)уточнить общий характер нового знания.

Слайд 20

Учитель направляет
На данном этапе ученики действуют по плану, а учитель при необходимости направляет их с помощью наводящих вопросов. Однако важно, чтобы учитель фиксировал для себя возрастание их самостоятельности от урока к уроку. Реализация третьей цели может происходить в разные моменты.

Слайд 21

Преодоление затруднения
Например, учащиеся могут предложить воспользоваться данным заданием при обдумывании плана реализации проекта. Если способ его построения не предполагает использования исходной задачи, то учитель сам должен предложить вернуться к ее решению с использованием нового способа. Здесь же уточняется, что новый способ можно использовать не только для данного задания, но и для решения всех подобных задач данного типа. В завершение этапа фиксируется преодоление затруднения.

Слайд 22

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. На данном этапе происходит оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сначала фронтально, затем в группах и в парах - решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно.

Слайд 23

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
 Цель: 1)проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; 2)организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности). При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение проводится рефлексия усвоения нового способа.

Слайд 24

Вопросы учителя:
- У кого возникли трудности? С чем они связаны? - Что удалось? - У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы (или другие поощрительные знаки, принятые в классе: улыбающуюся рожицу, солнышко и т.д.). Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Слайд 25

8. Включение в систему знаний и повторение
 Цель: 1)выявить границы применимости нового знания; 2)повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Слайд 26

Новый способ – промежуточный шаг
На данном этапе выясняется, в каких известных типах заданий может быть использовано новое знание. Учащимся предлагаются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель так подбирает задания, чтобы, с одной стороны, тренировалось использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для непрерывности содержательно-методических линий курса, а с другой - шла подготовка к введению в будущем новых способов действия.

Слайд 27

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Цель: 1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2)провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3)оценить собственную деятельность на уроке;
4)зафиксировать неразрешенные затруднения как направления  будущей учебной деятельности; 5)обсудить и записать домашнее задание.

Слайд 28

Рефлексия
 На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Слайд 29

Возможные вопросы:
Какую задачу ставили на уроке? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать?
Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем ещё надо поработать?