Презентация - Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)

Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)Баллада В.А. Жуковского «Светлана» (уроки)







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Портрет В. Жуковского (О. Кипренский)
А.С.Пушкин К ПОРТРЕТУ ЖУКОВСКОГО Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнёт о славе младость, Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость. Май 1818
Cтихотворение возникло в связи с появлением портрета Василия Андреевича Жуковского работы Ореста Адамовича Кипренского (гравирован Франческо Вендрамини). П. А. Плетнёв, говоря о поэзии Жуковского (в «Опыте краткой истории русской литературы» Греча, 1822, стр. 312), привёл эти стихи Пушкина с комментарием: «В этих пяти строках, кажется, более сказано о нем, нежели мы нашлись сказать».
Лицейский учитель Пушкина Николай  Федорович Кошанский в книге «Общая риторика» (1830, 2-е изд.) писал об этом стихотворении так: «Третий стих — живое чувство пылкой юности, четвертый стих трогателен, как поэзия Жуковского; а пятый так пленителен своею плавностью и так ярко освещен прелестью идей и правдой, что нельзя не назвать его стихом гения».

Слайд 2

Национальный колорит баллады В.А.Жуковского «Светлана»
Имя Светлана (придумано Жуковским!) означает «светлая, чистая, верующая в Бога».

Слайд 3

Слайд 4

Что такое баллада
Баллада – лиро-эпический жанр, стихотворение на исторические, сказочные или бытовые темы с элементами таинственности и мистики, наличием драматического диалога и напряжённого повествования.

Слайд 5

Родина баллады – Прованс (историческая область на юго-востоке Франции, на побережье Средиземного моря, большей частью во Французских Альпах). В лирике трубадуров (поэтов-певцов) она представляла собой плясовую песню любовного характера с рефреном.
Рефрен (французское refrain) – стих (обычно заключительный в строфе), повторяющийся после каждой строфы или их определенного сочетания.

Слайд 6

Баллада – это стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие. Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим. Баллада относится к лиро-эпическому жанру. (Лиро-эпический – включающий в себя черты и лирики, и эпоса.) Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как лирическое – выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому.

Слайд 7

Особенности жанра баллады
1. Наличие фабульной основы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). 2. Напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет. 3. Рассказ о поражении или победе человека в его борьбе с судьбой. 4. Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил. 5. Символический характер пространства и времени. 6. Нередко (но не обязательно) присутствие фольклорного начала. Однако в русском фольклоре нет аналога европейским народным балладам. Ближе всего им исторические песни, но в них нет фантастики. Поэтому баллада в русской поэзии стала чисто литературным жанром.

Слайд 8

Особенности баллады
баллада
Атмосфера таинственности, загадочности
Драматический диалог
Как правило, трагическая развязка событий
Внутренние переживания героя, его сомнения, страхи
Несчастная любовь, тёмные силы, роковое преступление
Герои баллад -благородные рыцари, воины

Слайд 9

Итак, какие признаки характерны для жанра литературной баллады?
Во-первых, наличие особой атмосферы таинственности, загадочности, а порой даже страха. Во-вторых, обязательное присутствие драматического диалога, который становится значимой частью напряженного повествования о событиях.

Слайд 10

Колорит - совокупность особенностей, своеобразие чего-либо. Национальный колорит - речь, пейзаж, обычаи, стиль одежды, особенности характера человека, культура определённой нации.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Слайд 11

Раз в крещенский вечерок Девушки гадали…
Русский национальный колорит придает балладе описание народных обычаев, сцены гадания девушек «в крещенский вечерок».

Слайд 12

Святки – волшебное время…
У русского народа существовал такой обычай: гадать в Святочную неделю (неделю между Рождеством, 7 января, и Крещением, 19 января). Святки – волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется, все мечтают о любви и счастливом замужестве. И, конечно, хочется знать заранее, какой она будет, эта любовь.

Слайд 13

За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали…

Слайд 14

Святки – волшебное время…
«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», чтобы узнать, в какой стороне живёт суженый. Направление должен был указать носок обуви. «Снег полоть» - подбрасывать снег вверх и наблюдать, как он падает. Если ровно, быть девушке скоро замужем. Если при этом лает собака, то тонкий лай говорит о красивом муже, глухой и сердитый – о неказистом. Загадывая судьбу, ходили подслушивать под окна чужого дома. Если говор слышался весёлый, то и жизнь в замужестве ожидалась нескучной, а муж - ласковым и добрым. А если хозяева приметят, что их подслушивают, и при этом скажут: «Гроб да могила да ободранная кобыла», - быть несчастью.

Слайд 15

Святки – волшебное время…
«Кормили счётным курицу зерном» и считали, сколько зёрен склюёт. Чётное число – желание сбудется, нечётное – увы. «Ярый воск топили», а по образовавшимся фигуркам судили о своём жребии: если похоже на церковь – к венчанию, если напоминает по очертаниям яму или пещеру – жди смерти. Изображение, похожее на дом, предрекает хорошее хозяйство; склонившиеся растения или деревья – грусть, прямые – радость; развалины города – к измене.

Слайд 16

Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны.

Слайд 17

Подблюдное гадание
Подблюдное гадание было одним из самых распространённых. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После каждой такой песни блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.

Слайд 18

Гадание с зеркалом и свечой
Пожалуй, самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой: девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, а в нём должен был появиться суженый… - Какой вы представляете себе героиню?

Слайд 19

Подблюдные песни — русские обрядовые песни, исполняемые во время святочных гаданий по жребию, которые в иносказательной форме предвещают будущее каждому участнику.

Слайд 20

Гадали , в основном, в вечернее или ночное время, стараясь успеть до первого крика петуха. Главными атрибутами святочных гаданий были зеркало, блюдо, кольца, платок, которым блюдо накрывали.

Слайд 21

Вот красавица одна, К зеркалу садится; С тайной робостью она В зеркало глядится.
Карл Павлович  Брюллов. Гадающая Светлана. 1836.

Слайд 22

«Светлана» была воспринята читателями как подлинно народное, русское произведение…»

Слайд 23

Жуковский воплотил в Светлане характер русской девушки. «В ней душа как ясный день»,- сказал поэт о своей героине.

Слайд 24

Слайд 25

Баллада «Светлана»
«Светлана», оригинальная баллада Жуковского, была признана его chef d’oeuvre (лучшим произведением), так что критики и словесники того времени титуловали Жуковского певцом Светланы. В. Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Статья 2

Слайд 26

«Светлана»
Время написания У произведения «Светлана» непростая история: в 1808 году Жуковский перевел балладу немецкого поэта Г. А. Бюргера «Ленора» на русский язык. Затем он создал по этому же сюжету оригинальную балладу, переименовав главную героиню в Людмилу. Перевод имел успех, но Жуковский продолжал разрабатывать немецкий сюжет, приближая его к русской действительности. В 1812 году поэт закончил одну из самых знаменитых своих баллад — «Светлана». Тема и сюжет В «Светлане» используется традиционный для романтической поэзии сюжет, во многом перекликающийся с сюжетом баллады Бюргера «Ленора»: к одинокой невесте после долгой разлуки возвращается жених. Он приглашает девушку в дальний путь. И она пускается в странное путешествие со своим женихом. Темная ночь, свет луны, пустынное кладбище, зловещие слова жениха — это все предвещает какой-то страшный конец. В финале выясняется, что жених — это оживший мертвец, явившийся, чтобы забрать с собой в могилу невесту. Дева погибает вместе с ним.

Слайд 27

«Светлана»
Оставляя все элементы этого сюжета, Жуковский меняет «обрамление» произведения и его смысл: героиня баллады Жуковского гадает в «крещенский вечерок» о своем пропавшем суженом. Далее ей снится сон, повторяющий сюжет «Леноры». В конце она просыпается от страшного сна, а жених на самом деле возвращается к героине. В отличие от немецкой баллады, «Светлана» — произведение радостное, несмотря на присутствие в нем мотивов загробной жизни.

Слайд 28

ПОЭТИКА -
раздел теории литературы, в котором изучается структура художественного произведения и система поэтических средств.
В широком смысле Теория литературы в целом
В узком смысле Исследование языка, стилистики, формы, композиции художественного произведения (поэтика поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)
В частном употреблении Особенности творчества отдельного писателя (поэтика Гоголя), жанра (поэтика романа), метода, направления (поэтика реализма)

Слайд 29

Поэтика баллады «Светлана»
Жанр произведения — баллада. Стихотворный метр — четырехстопный хорей, система рифмовки — перекрестная, чередование мужских и женских рифм. Все произведение наполнено загадочностью, автор держит читателя в постоянном волнении и напряжении. Это достигается с помощью многих художественных приемов, которые использует Жуковский. Поэт придает своему произведению народные русские черты, создает атмосферу сказочности, изображая гадания героини на святки, перед Крещеньем, подробно перечисляя народные гадальные обряды и атрибуты. Автор погружает нас в сказочный мир ворожбы, и сам «народный» хореический ритм стихотворения соответствует этой теме: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали... Далее в тексте появляются печальные нотки, настраивая читателя на развитие «страшного сюжета»: Тускло светится луна В сумерках тумана — Молчалива и грустна Милая Светлана.

Слайд 30

Поэтика баллады «Светлана»
Постепенно автор нагнетает атмосферу страха. Читатель еще не понимает, что события, которые описаны дальше, — сон Светланы. Вместе с героиней ему что-то чудится, он видит кого-то с «яркими глазами», и этот «кто-то» зовет девушку в путь. Жуковский подробно описывает сцену скачки с мертвым женихом, нагнетая атмосферу тревоги, страха. Картину таинственной мрачности создают такие образы: «метелица кругом...», «черный вран, кричащий «печаль!», «темная даль», гроб с мертвым женихом, шевелящимся под саваном. Голубок, символ светлой веры, разрушает эту жуткую атмосферу и меняет тональность повествования, создавая образный контраст.

Слайд 31

Поэтика баллады «Светлана». Изобразительные средства
Светлые и мрачные образы поэт создает при помощи таких художественных средств, как эпитет, олицетворение, параллелизм.

Слайд 32

Поэтика баллады «Светлана». Изобразительные средства
Система антитез Происходит чередование светлых и мрачных образов. Смену атмосферы поэт передает при помощи таких художественных средств, как эпитеты. В реалистической части баллады эпитеты в основном радостные: «звонкий», «статный», «сладостный», «милый». Мрачное настроение сна передается другими эпитетами: «унылый», «одинокий», «черный», «страшный».

Слайд 33

Поэтика баллады «Светлана». Изобразительные средства
Прием параллелизма помогает автору ярче отобразить состояние героини: душевное смятение Светланы подчеркивается снежной бурей, ее радость - солнечным светом. Жуковский активно использует междометия («ах», «о», «чу»), риторические восклицания и вопросы, что придает балладе живое, энергичное звучание.

Слайд 34

Жизнь и поэзия — одно. В.А.Жуковский
Формула «Жизнь и поэзия — одно» несет особое содержание. Поэзия, в представлении Жуковского, сестра истинной, небесной, а не земной жизни. Она наделена особой духовной властью прозревать вечные, нетленные, прекрасные и совершенные образцы сквозь преходящие, временные предметы и явления «неистинной» земной жизни. Ей дана способность соединять разные и никогда не соединяющиеся области жизни — земную («здесь») и небесную («там»). Это придает поэзии двойственность и противоречивость: она одержима стремлением выразить человеческим языком сокровенные законы мироздания, но не может достигнуть желаемого не из-за собственной слабости, не из-за ограниченных возможностей человеческого языка, а из-за невыразимости самих тайн, которые только приоткрываются, но никогда не раскрываются целиком и хранят загадочность.

Слайд 35

План баллады «Светлана»

Слайд 36

1. Описание крещенских гаданий: Раз в крещенский вечерок Девушки гадали... 2. Девушки радуются, но Светлана грустна: Тускло светится луна В сумраке тумана — Молчалива и грустна Милая Светлана. 3. Разговор Светланы с подругами. «Что, подруженька, с тобой? Вымолви словечко; Слушай песни круговой; Вынь себе колечко.» «Как могу, подружки, петь? Милый друг далёко; Мне судьбина умереть В грусти одинокой. Год промчался — вести нет... Им лишь сердце дышит...»

Слайд 37

4. Гадание Светланы: А) Вот красавица одна; К зеркалу садится... Б) Появляется жених, зовет венчаться Вот... легохонько замком Кто-то стукнул, слышит. «Я с тобой, моя краса, Укротились небеса...» Оглянулась... милый к ней Простирает руки. В) Садятся в сани, скачут в чистом поле, все вокруг выглядит зловеще: Скачут... пусто всё вокруг; Степь в очах Светланы... Г)«Что ты смолкнул, милый?» Ни полслова ей в ответ: Он глядит на лунный свет, Бледен и унылый.

Слайд 38

«…Едем! Поп уж в церкви ждет С дьяконом, дьячками…»

Слайд 39

Г) Храм, множество людей, черный гроб, отпевание: Вот в сторонке Божий храм Виден одинокий... И гласит протяжно поп: «Буди взят могилой!» Пуще девица дрожит; Кони мимо; друг молчит, Бледен и унылый. Д) Начинается метель, вьется ворон над санями: Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Ворон каркает: печаль... Е)Вдали видна хижина, в которой горит огонек: Брезжит в поле огонек; Виден мирный уголок, Хижинка под снегом.

Слайд 40

Ж) Как только подъехали к хижине, все: кони, жених - исчезает, Светлана остается одна: Вот примчалися... и вмиг Из очей пропали: Кони, сани и жених Будто не бывали. Одинокая, впотьмах, Брошена от друга, В страшных девица местах; Вкруг метель и вьюга. З) Светлана вынуждена войти в дом: Возвратиться — следу нет... Виден ей в избушке свет: Вот перекрестилась; В дверь с молитвою стучит... И) Светлана видит гроб: Что ж?.. В избушке гроб; накрыт Белою запоной; Спасов лик в ногах стоит; Свечка пред иконой...

Слайд 41

К) Молитва Светланы: Входит с трепетом, в слезах; Пред иконой пала в прах, Спасу помолилась... И, с крестом своим в руке, Под святыми в уголке Робко притаилась. Л) Вьюга стихает: Всё утихло... вьюги нет... Слабо свечка тлится, То прольет дрожащий свет, То опять затмится... Всё в глубоком мертвом сне, Страшное молчанье...

Слайд 42

М) Прилетает белоснежный голубок: Вот глядит: к ней в уголок Белоснежный голубок С светлыми глазами, Тихо вея, прилетел, К ней на перси тихо сел, Обнял их крылами. Н) Мертвец оживает: Вот Светлане мнится, Что под белым полотном Мертвый шевелится... Вдруг... в устах сомкнутых стон; Силится раздвинуть он Руки охладелы...

Слайд 43

О) Светлану спасает голубок: Гибель близко... но не спит Голубочек белый. Встрепенулся, развернул Легкие он крилы; К мертвецу на грудь вспорхнул... П) Светлана узнает в мертвеце своего жениха, вскрикивает и ... просыпается: И на деву засверкал Грозными очами... Глядь, Светлана... о Творец! Милый друг ее — мертвец! Ах!.. - и пробудилась. 5. Светлана расстроена зловещим сном, но ее ждет радость: «Ах, ужасный, грубый сон...» ...Чу!.. в дали пустой гремит Колокольчик звонкий; На дороге снежный прах; Мчат, как будто на крылах, Санки кони рьяны; Ближе; вот уж у ворот; Статный гость к крыльцу идет. Кто? Жених Светланы!

Слайд 44

6. Обращение автора к героине (и к читателю): Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. Взором счастливый твоим, Не хочу и славы; Слава — нас учили — дым; Свет — судья лукавый. Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей - Вера в Провиденье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье».

Слайд 45

Задание: расположите события баллады В.А. Жуковского «Светлана» в правильном порядке:
*Светлана пробуждается от страшного сна, и милый возвращается к ней. *Девушки гадают в крещенский вечер *Подруги просят Светлану спеть, но девушка отказывается. Она опечалена долгой разлукой с милым *В избушке Светлана видит своего жениха в гробу *Светлане является жених и увозит ее венчаться *Неожиданно жених, кони, сани исчезают, и Светлана оказывается одна у незнакомой избушки *Светлана гадает на милого, глядясь в зеркало

Слайд 46

Какие строки из приведенных являются лейтмотивом баллады?
Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. Взором счастливый твоим, Не хочу и славы; Слава — нас учили — дым; Свет — судья лукавый. Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в Провиденье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье».

Слайд 47

Какие строки из приведенных являются лейтмотивом баллады?
Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. Взором счастливый твоим, Не хочу и славы; Слава — нас учили — дым; Свет — судья лукавый. Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в Провиденье. Благ Зиждителя закон: Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье».

Слайд 48

Баллада «Светлана» передает трепетный девичий сон. В нее входит лирическая тема, связанная с тоской по милому другу. Сюжет баллады драматичен. Однако таинственное происшествие со Светланой имеет счастливую развязку. Главная мысль баллады об определяющей роли Судьбы, высшей божественной силы в жизни человека.

Слайд 49

Композиция
экспозиция
развитие действия
?
?
КУЛЬМИНАЦИЯ
?
?
жизнь жизнь
сон
Страшный сон Светланы находится в «жизненной» рамке, полной достоверных подробностей.
развитие действия
развязка
? завязка

Слайд 50

Композиция
Развитие действия
Крещенские гадания девушек в избе.
Сон Светланы (но читатель не знает, что это сон!)
КУЛЬМИНАЦИЯ Светлана в оживающем мертвеце узнает своего жениха – и просыпается!
Мир после пробуждения.
Развитие действия
Реалистическая часть баллады
Реалистическая часть
Развязка. Встреча с женихом
Фантастическая часть баллады
Экспозиция
Завязка Рассказ Светланы о женихе. Светлана одна, садится гадать

Слайд 51

Композиция баллады
Композиция баллады позволяет Жуковскому добиться реалистического эффекта. Страшный сон он помещает в «жизненную» рамку, полной достоверных подробностей. Экспозиция: действие происходит в избе в крещенский вечерок; здесь собрались девушки и гадают на своего суженого. Завязка: Светлана грустит, она рассказывает подружкам о своей печали. Оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха. Развитие действия. Жених везёт её венчаться. Они едут по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идёт отпевание. Наконец жених привозит её к уединённой хижине. Вдруг Светлана остается одна, со страхом идет в хижину, где опять она видит гроб…. Кульминация: испуг - и пробуждение. Развитие действия: грустные мысли, размышления … Развязка: встреча с возлюбленным.

Слайд 52

Главная мысль (идея)
Баллада «Светлана» — романтическое произведение, в котором сталкиваются два мира: реальный и мистический. Для автора очень важен мотив сна в произведении. От страшных видений и боязни непонятного Светлану спасает вера, а именно голубок (как символ веры), прилетающий в самый страшный момент повествования. «Верой был вожатый мой», — так заканчивает Жуковский повествование. Сон в балладе - лишь отражение страхов Светланы.

Слайд 53

Вопросы и задания
Как начинается сон героини и чем он завершается? Считается, что Жуковский — новатор в области балладного жанра, что он создал национальную балладу. Порассуждайте на примере баллады «Светлана», так ли это. Приведите другие примеры баллад. Назовите приметы романтизма в балладе «Светлана».

Слайд 54

Вопросы и задания
Какие черты присущи характеру Светланы? Продолжите фразу. В своей героине Жуковский хотел изобразить русский национальный женский тип, которому присущи ...

Слайд 55

Самостоятельная работа
Что противопоставляется, противоборствует? Составьте пары антитез. Композиция баллады. Художественные средства баллады.

Слайд 56

Новаторство
Поэт соединяет в балладе серьезное с несерьезным, жуткое со смешным. Ужасы, которые описаны в балладе, даются на грани яви и сна. И только в конце баллады читатель узнает, что страх остается во сне, а наяву Светлану ждет счастливая развязка. Жуковский разрушает фантастические чары и меняет художественное время и пространство. Балладное время (ночь или граница дня и ночи, сумрак) пропадает, и в «Светлане» торжествует день, светлое время. Героиня просыпается и возвращается морозным солнечным утром в праздничный и уютный «крещеный» мир. Эта баллада не из категории страшных. В «страшной» балладе дорога развернута от жизни к смерти, а в «Светлане» — от прежней, тревожной и пугающей, к новой, счастливой и радостной. Сдвиги происходят и в душе Светланы.

Слайд 57

Значение творчества Жуковского
Подводя итог творчеству Жуковского в своих «пушкинских» статьях, Белинский сказал, что без Жуковского мы не имели бы Пушкина. Это так. Но Жуковский велик не только как предтеча Пушкина, но и как самобытный поэт-новатор. Он открыл русской поэзии внутренний мир человека и способы его лирического выражения. Он громко заявил о нравственном достоинстве личности. Жуковский на небывалую до него высоту поднял художественно-этический уровень русской поэзии.

Слайд 58

Заключение к сочинению
Великая заслуга Жуковского заключается в том, что он, по словам Белинского, обогатил русскую поэзию глубоко нравственным, истинно человеческим содержанием.

Слайд 59

Использовано Елена Феодосьевна Филимонова http://www.proshkolu.ru/user/kocherova33/file/4955773/ Нестерова О. И. ГИА. Литература : универсальный справочник / О. И. Нестерова. -М. : Яуза-пресс, 2014. - 304 с. - (ГИА. Универсальный справочник). Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский]; под ред. В. Я. Коровиной.— 20-е изд.— М. : Просвещение, 2013. А также другие материалы из личного архива. Бурмистрова Р.А.