Презентация - И. Бунин «Танька» (урок)

И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)И. Бунин «Танька» (урок)







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Иван Алексеевич Бунин (1870—1953)
Как прекрасны бывают некоторые люди, их лица, из которых так и смотрится вся их душа! И.А.Бунин

Слайд 2

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в обедневшей дворянской семье, прежде родовитой. Детство Бунина прошло в Воронеже и в наследственном поместье под Ельцом. Работал журналистом в Орле, Курске, Харькове. Первый сборник стихотворений Бунина вышел в 1891 году. Через пять лет в печати появился его перевод поэмы американского поэта-романтика Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Именно за это произведение, а также за стихотворный сборник «Листопад» в 1903 году Бунин был удостоен Пушкинской премии Петербургской академии наук. Спустя несколько лет Бунин получает вторую Пушкинскую премию. В 1909 году Иван Алексеевич избирается почетным академиком. Он пробует себя в прозаических жанрах — пишет повести, рассказы, очерки, которые похожи на живописные зарисовки. Впоследствии его манеру назовут импрессионистической. Выход в свет повести «Деревня» принес писателю широкое признание. В этой повести Бунин запечатлел разрушение патриархального быта без элегической меланхолии. В следующей повести «Суходол» показан процесс разорения «дворянских гнезд», эта тема становится главной темой произведений Бунина. Еще одна важная бунинская тема, раскрывающаяся в произведениях, написанных в 10-е годы нового века («Грамматика любви», «Господин из Сан-Франциско», «Легкое дыхание», «Сны Чанга»), — предчувствие назревания катастрофы, изображение трагичности жизни.

Слайд 3

К революции Бунин отнесся резко отрицательно, воспринимая ее как катастрофу для страны, ведущую к краху, исчезновению культуры. Он запечатлел «кровавое безумие» первых лет нового мира в дневнике под названием «Окаянные дни». В 1920 году писатель эмигрирует. Он живет во Франции. В эмиграции Бунин пишет повесть «Митина любовь», книги рассказов «Солнечный удар» и «Божье древо». В 1930 году в Париже напечатан роман писателя «Жизнь Арсеньева», за который в 1933 году Бунину была присуждена Нобелевская премия — первому среди русских писателей. В годы Второй мировой войны Бунин живет во Франции, в Грассе. Именно в это время он пишет рассказы о любви, вышедшие в книге «Темные аллеи» в 1943 году. Сам писатель считал эту книгу лучшим из всего им созданного. Последние годы Бунин работал над книгой о своем учителе А. П. Чехове. Умер 8 ноября 1953 года в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Слайд 4

Опережающие задания
Историческая справка о положении крестьян в пореформенной России конца XX века. Биография И.А.Бунина (с презентацией, но коротко (5 минут)). Наизусть отрывок   А Таньке снился сад, по которому она вечером ехала к дому. Сани тихо бежали в чащах, опушенных, как белым мехом, инеем. Сквозь них роились, трепетали и потухали огоньки, голубые, зеленые - звезды... Кругом стояли как будто белые хоромы, иней сыпался на лицо и щекотал щеки, как холодный пушок... Снился ей Васька, часовые рулады, слышалось, как мать не то плачет, не то поет в темной дымной избе старинные песни...

Слайд 5

Рассказ «Танька» 1892
Анализ рассказа. 8 класс

Слайд 6

Время и история создания рассказа
В 1893 году в народническом журнале “Русское богатство” вышел в свет рассказ мало кому известного молодого литератора Ивана Бунина “Танька”. Впрочем, читатели могли вспомнить его стихотворение “У могилы С.Я.Надсона”, опубликованное в 1887 году в петербургском журнале “Родина”. Для семнадцатилетнего юноши, живущего в провинции, появление стихотворения собственного сочинения в толстом столичном журнале стало, несомненно, вехой в жизни, но успешной он эту публикацию не считал. Точкой отсчета, с которой началась серьезная литературная деятельность будущего Нобелевского лауреата, стал рассказ “Танька”. Через четыре года, в 1897 году, Бунин выпустит свою первую книгу художественной прозы - сборник рассказов “На край света”, имя молодого литератора узнает вся Россия. Вопрос о судьбах русского крестьянства особенно остро вол­новал русскую интеллигенцию на рубеже XIX — XX веков. Реформа только усугубила и без того тяжелое положение крес­тьян России. И. А. Бунина не могло оставить равнодушным такое положение тружеников, кормя­щих отечество хлебом. В отношении людей мужицкого мира в дореволюционных деревенских вещах Бунина все симпатии и неподдельное сочувствие художника на стороне бедных, изнурённых безнадёжной нуждой, голодом ( почти все его деревенские герои постоянно хотят есть, мечтают о еде – о краюхе хлеба, луковице, картошках с солью), унижениями от власть и капитал имущих. Вопрос о судьбах русского крестьянства особенно остро вол­новал русскую интеллигенцию на рубеже XIX — XX веков. Реформа только усугубила и без того тяжелое положение крес­тьян России. И. А. Бунина не могло оставить равнодушным такое положение тружеников, кормя­щих отечество хлебом.

Слайд 7

Поэтика Бунина
Уже в ранних произведениях Бунина сложилась его особая манера: стремление к максимальной сжатости прозы, детализации повествования, одушевлению природы. Рассказы писателя относятся к жанру «лирический очерк».

Слайд 8

Сюжет рассказа
Место действия рассказа — деревня зимой. Голод и обнищание. Маленькая девочка Танька спит на печке вместе с братиком. Семья голодает, они вынуждены были продать корову и лошадь совсем за бесценок. Но все равно кормить детей нечем. Мать отправляет детей с самого утра гулять на улицу, а вечером, чтобы не просили есть, рано укладывает их спать. У матери сердце от боли разрывается. Она рассказывает о бедственном положении страннику, ночевавшему у них в доме. Танька, проснувшаяся от холода, услышала, как «заголосила» мать. От невыносимости этого звука она решает зимним утром бежать на улицу.

Слайд 9

Сюжет рассказа
На улице Танька, одетая в тряпье, замерзает. Ее подбирает барин Павел Антоныч и везет к себе в гости. Это добрый старый человек, у которого умерла жена. Он усердный хозяин. Крепостных он отпустил. Сын-студент сослан в Сибирь. Барин живет одиноко. Он хочет обогреть и накормить замерзшего ребенка. Павел Антоныч показывает Таньке часы, поит ее чаем с молоком, поет ей песни под гитару. Ему невыносимо грустно видеть это юное и несчастное существо, обреченное на бедность. Он думает о ее будущем, о голодающих людях в деревнях. Вечером он отвозит Таньку домой. Ей уютно и хорошо, она сыта и счастлива, ей снится сон про сад, звезды, Ваську, часы, мать.

Слайд 10

Система образов
Главный герой
Марья
Танька
Её семья
Барин Павел Антоныч
Странник
Лошадники («анчихристы») во главе с Талдыкиным
Родители
Васька
Корней
Младший брат
Работник Егор

Слайд 11

Продажа лошади
В крестьянском хозяйстве это незаменимый помощник и единственное средство передвижения. С её помощью пахали, сеяли, убирали урожай. Лишиться лошади для крестьянина – все равно что остаться без ног и без рук.

Слайд 12

Лошадники
Бунин создает отталкивающие образы лошадников («анчихристов»): «черны, засалены, подпоясаны по кострецам» (распоясаны, развязны!). Черный цвет в их описании символичен, так как не менее черны их души, не ведающие сострадания.

Слайд 13

Талдыкин
Особенно мерзок Талдыкин. Авторское антипатичное отношение к нему читается во многих говорящих деталях: выразительно неприятной собачьей внешности («физиономия мопса»), в том, что он «еще чернее» своих компаньонов (опять же и буквально, и фигурально!), в многочисленных подробностях его подлого поведения, главный мотив которого – желание купить лошадь за бесценок – шит белыми нитками. Бунин использует еще один способ выражения авторской оценки – говорящую фамилию – Талдыкин. Она неблагозвучна и образована от сниженного глагола «талдычить» в значении «твердить одно и то же, настаивать на своем, упорствовать». Как же, упорства ему не занимать, - Талдыкин сумел настоять на своей цене, обобрав нищего крестьянина!

Слайд 14

Разговор со странником
Странник исподлобья долго глядел на нее и сказал:    - Горевать, тетка, нечего.    Марья молчала.    - Нечего, - повторил странник. - Бог даст день, бог даст пищу. У меня, брат, ни крова, ни дома, пробираюсь бережками и лужками, рубежами и межами да по задворкам - и ничего себе... Эх, не ночевывала ты на снежку под ракитовым кустом - вот что!    - Не ночевывал и ты, - вдруг резко ответила Марья, и глаза ее заблестели, - с ребятишками с голодными, не слыхал, как голосят они во сне с голоду! Вот что я им суну сейчас, как встанут? Все дворы еще до рассвету обегала - Христом богом просила, одну краюшечку добыла... и то, спасибо. Козел дал... у самого, говорит, оборочки на лапти не осталось... А ведь ребят-то жалко - в отделку сморились... ДВЕ ПРАВДЫ. Кто прав? Кому труднее?

Слайд 15

Значение эпизода
Этот эпизод спора Марьи со странником важен и для раскрытия духовного, эмоционального потенциала героев рассказа (позволяет Марье высказать свою боль, а Таньке понять боль матери, ее проблему и по-детски искать возможность помочь ей, что рождает решение бежать на улицу, пробыть там весь день до вечера и не просить есть), и для развития сюжета (замерзшую Таньку замечает барин).

Слайд 16

Конфликт
Внешний: голод и нищета, стремление выйти из этой ситуации и невозможность ее изменить. Сопутствующие, но не менее важные: между нуждой и теми, кто на ней наживается. Внутренний Безысходность в душе Марьи, тревога в душе Таньки. Смятение и слабая надежда на лучшее в душе барина, которому тоже тяжело живется, но их – Танькиной семьи и его – трудности несопоставимы.

Слайд 17

Композиция
Экспозиция — история продажи лошади, воспоминания Таньки, завязка — разговор Марьи со странником и уход Таньки из дома, развитие действия — встреча Таньки с барином Павлом Антонычем, кульминация — размышление Павла Антоныча о судьбе Таньки, о судьбе русской деревни, развязка — сон Таньки.

Слайд 18

Пафос
Изображая в своём произведении явления жизни, автор так или иначе выражает своё отношение к предмету изображения, используя различные виды пафоса (от греч. pathos — воодушевление, чувство, страсть, страдание, основной тон), или типы авторской эмоциональности: героику, романтику, трагизм, комизм и т.д.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Слайд 19

Тема голода и обнищания русской деревни – центральная тема рассказа: детей Марье кормить нечем.
Тема нравственной чистоты, честности, беззащитности, христианской покорности судьбе.
Тема трудолюбия.
Тема стойкости, выносливости русского крестьянина и – шире – русского человека.
Тематика. Пафос
В рассказе сочетается сатирический (в изображении лошадников), трагический (чувство безысходности, обреченности крестьянской семьи) и патриотический (героический) пафос – чувство гордости за свой народ и вера в его лучшее будущее. Ну не может все закончиться плохо, усилия (нравственные, физические) и терпение должны быть вознаграждены! Поэтому Таньке снится в конце счастливый сон и финал у рассказа открытый…

Слайд 20

Помещик Павел Антоныч
Расскажите о герое подробно по плану История жизни. Павел Антоныч принимает гостью. Печальные мысли Павла Антоныча.

Слайд 21

   Он глядел на задремывающую Таньку, и ему стало казаться, что это она, уже молодой деревенской красавицей, поет вместе с ним песни:    По заре-заре    Играть хочется!    Деревенской красавицей! А что ждет ее? Что выйдет из ребенка, повстречавшегося лицом к лицу с голодною смертью?..

Слайд 22

   Он вспомнил соседние деревушки, вспомнил их обитателей. Сколько их, таких деревушек, - и везде они томятся от голода!..

Слайд 23

Контраст – принцип организации рассказа
Уклад жизни семьи Таньки – уклад жизни барина Павла Антоныча
Воспоминание о сытой жизни – голодная жизнь
Мир действительности - мир сна Таньки

Слайд 24

Составьте отзыв о прочитанном произведении в форме пирамиды «критиков». 1. О чём произведение? (1 слово) 2.Характер произведения.(2 слова) 3.Место и время действия. (3 слова) 4.Главные события в произведении. (4 слова) 5.Главные герои. Какие они? (5 слов) 6.Что вы почувствовали, когда читали начало, середину, конец произведения? (6 слов) 7.О чём произведение? (дополните 1-ую строку шестью словами) 8.Ваша реклама (антиреклама), рекомендация для прочтения произведения. (8 слов)
Рефлексия

Слайд 25

Домашнее задание
Устный сжатый пересказ + письменный анализ эпизода (по выбору) Торг с лошадниками Танька в гостях у Павла Антоновича

Слайд 26

Слайд 27

И.А.Бунин «ТАНЬКА»
ТЕКСТ

Слайд 28

Таньке стало холодно, и она проснулась.    Высвободив руку из попонки, в которую она неловко закуталась ночью, Танька вытянулась, глубоко вздохнула и опять сжалась. Но все-таки было холодно. Она подкатилась под самую "голову" печи и прижала к ней Ваську. Тот открыл глаза и взглянул так светло, как смотрят со сна только здоровые дети. Потом повернулся на бок и затих. Танька тоже стала задремывать. Но в избе стукнула дверь: мать, шурша, протаскивала из сенец охапку соломы    - Холодно, тетка? - спросил странник, лежа на конике.    - Нет, - ответила Марья, - туман. А собаки валяются, - беспременно к метели.    Она искала спичек и гремела ухватами. Странник спустил ноги с коника, зевал и обувался. коник м. - устар. Лавка, скамья в крестьянской избе возле двери или печи в виде длинного ящика с крышкой.

Слайд 29

В окна брезжил синеватый холодный свет утра, под лавкой шипел и крякал проснувшийся хромой селезень. Теленок поднялся на слабые растопыренные ножки, судорожно вытянул хвост и так глупо и отрывисто мякнул, что странник засмеялся и сказал:    - Сиротка! Корову-то прогусарили?    - Продали.    - И лошади нету?    - Продали.    Танька раскрыла глаза.    Продажа лошади особенно врезалась ей в память. "Когда еще картохи копали", в сухой, ветреный день, мать на поле полудновала, плакала и говорила, что ей "кусок в горло не идет", и Танька все смотрела на ее горло, не понимая, о чем толк.    Потом в большой крепкой телеге с высоким передком приезжали "анчихристы". Оба они были похожи друг на дружку - черны, засалены, подпоясаны по кострецам. Кострец. Кострец, костреца, муж. В теле человека и животного - нижняя часть крестца.

Слайд 30

За ними пришел еще один, еще чернее, с палкой в руке, что-то громко кричал я, немного погодя, вывел со двора лошадь и побежал с нею по выгону, за ним бежал отец, и Танька думала, что он погнался отнимать лошадь, догнал и опять увел ее во двор. Мать стояла на пороге избы и голосила. Глядя на нее, заревел во все горло и Васька. Потом "черный" опять вывел со двора лошадь, привязал ее к телеге и рысью поехал под гору... И отец уже не погнался...    "Анчихристы", лошадники-мещане, были, и правда, свирепы на вид, особенно последний - Талдыкин. Он пришел позднее, а до него два первые только цену сбивали. Они наперебой пытали лошадь, драли ей морду, били палками.    - Ну, - кричал один, - смотри сюда, получай с богом деньги!    - Не мои они, побереги, полцены брать не приходится, - уклончиво отвечал Корней.    - Да какая же это полцена, ежели, к примеру, кобыленке боле годов, чем нам с тобой? Молись богу!    - Что зря толковать, - рассеянно возражал Корней.

Слайд 31

   Тут-то и пришел Талдыкин, здоровый, толстый мещанин с физиономией мопса: блестящие, злые черные глаза, форма носа, скулы, - все напоминало в нем эту собачью породу.    - Что за шум, а драки нету? - сказал он, входя и улыбаясь, если только можно назвать улыбкой раздувание ноздрей.    Он подошел к лошади, остановился и долго равнодушно молчал, глядя на нее. Потом повернулся, небрежно сказал товарищам: "Поскореича, ехать время, я на выгоне дожду", - и пошел к воротам.    Корней нерешительно окликнул:    - Что же не глянул лошадь-то!    Талдыкин остановился.    - Долгого взгляда не стоит, - сказал он.    - Да ты поди, побалакаем...    Талдыкин подошел и сделал ленивые глаза.    - Ну?

Слайд 32

   Тут-то и пришел Талдыкин, здоровый, толстый мещанин с физиономией мопса: блестящие, злые черные глаза, форма носа, скулы, - все напоминало в нем эту собачью породу.    - Что за шум, а драки нету? - сказал он, входя и улыбаясь, если только можно назвать улыбкой раздувание ноздрей.    Он подошел к лошади, остановился и долго равнодушно молчал, глядя на нее. Потом повернулся, небрежно сказал товарищам: "Поскореича, ехать время, я на выгоне дожду", - и пошел к воротам.    Корней нерешительно окликнул:    - Что же не глянул лошадь-то!    Талдыкин остановился.    - Долгого взгляда не стоит, - сказал он.    - Да ты поди, побалакаем...    Талдыкин подошел и сделал ленивые глаза.    - Ну?

Слайд 33

    Он внезапно ударил лошадь под брюхо, дернул ее за хвост, пощупал под лопатками, понюхал руку и отошел.    - Плоха? - стараясь шутить, спросил Корней.    Талдыкин хмыкнул:    - Долголетня?    - Лошадь не старая.    - Тэк. Значит, первая голова на плечах?    Корней смутился.    Талдыкин быстро всунул кулак в угол губ лошади, взглянул как бы мельком ей в зубы и, обтирая руку о полу, насмешливо и скороговоркой спросил:    - Так не стара? Твой дед не ездил венчаться на ней?.. Ну, да нам сойдет, получай одиннадцать желтеньких.    И, не дожидаясь ответа Корнея, достал деньги и взял лошадь за оброть.    - Молись богу да полбутылочки ставь.

Слайд 34

       - Что ты, что ты? - обиделся Корней - Ты без креста, дядя!    - Что? - воскликнул Талдыкин грозно, - обабурился? Денег не желаешь? Бери, пока дурак попадается, бери, говорят тебе!    - Да какие же это деньги?    - Такие, каких у тебя нету.    - Нет, уж лучше не надо.    - Ну, через некоторое число за семь отдашь, с удовольствием отдашь, - верь совести.    Корней отошел, взял топор и с деловым видом стал тесать подушку под телегу.    Потом пробовали лошадь на выгоне... И как ни хитрил Корней, как ни сдерживался, не отвоевал-таки!

Слайд 35

   Когда же пришел октябрь и в посиневшем от холода воздухе замелькали, повалили белые хлопья, занося выгон, лазины и завалинку избы, Таньке каждый день пришлось удивляться на мать.    Бывало, с началом зимы для всех ребятишек начинались истинные мучения, проистекавшие, с одной стороны, от желания удрать из избы, пробежать по пояс в снегу через луг и, катаясь на ногах по первому синему льду пруда, бить по нем палками и слушать, как он гулькает, а с другой стороны - от грозных окриков матери.    - Ты куда? Чичер, холод - а она, накося! С мальчишками на пруд! Сейчас лезь на печь, а то смотри у меня, демоненок!    Бывало, с грустью приходилось довольствоваться тем, что на печь протягивалась чашка с дымящимися рассыпчатыми картошками и ломоть пахнущего клетью, круто посоленного хлеба. Теперь же мать совсем не давала по утрам ни хлеба, ни картошек, на просьбы об этом отвечала:    - Иди, я тебя одену, ступай на пруд, деточка!
Чи́чер м., чи́чера ж. - "резкий ветер с дождем", тульск., орл., ряз., тамб. (Даль), "мелкий дождь", воронежск.

Слайд 36

   Прошлую зиму Танька и даже Васька ложились спать поздно и могли спокойно наслаждаться сиденьем на "групке" печки хоть до полуночи. В избе стоял распаренный, густой воздух; на столе горела лампочка без стекла, и копоть темным, дрожащим фитилем достигала до самого потолка. Около стола сидел отец и шил полушубки; мать чинила рубахи или вязала варежки; наклоненное лицо ее было в это время кротко и ласково, тихим голосом пела она "старинные" песни, которые слыхала еще в девичестве, и Таньке часто хотелось от них плакать. В темной избе, завеянной снежными вьюгами, вспоминалась Марье ее молодость, вспоминались жаркие сенокосы и вечерние зори, когда шла она в девичьей толпе полевою дорогой с звонкими песнями, а за ржами опускалось солнце и золотою пылью сыпался сквозь колосья его догорающий отблеск. Песней говорила она дочери, что и у нее будут такие же зори, будет все, что проходит так скоро и надолго, надолго сменяется деревенским горем и заботою.

Слайд 37

     Когда же мать собирала ужинать, Танька в одной длинной рубашонке съерзывала с печи и, часто перебирая босыми ножками, бежала на коник, к столу. Тут она, как зверок, садилась на корточки и быстро ловила в густой похлебке сальце и закусывала огурцами и картошками. Толстый Васька ел медленно и таращил глаза, стараясь всунуть в рот большую ложку... После ужина она с тугим животом так же быстро перебегала на печь, дралась из-за места с Васькой и, когда в темные оконца смотрела одна морозная ночная муть, засыпала сладким сном под молитвенный шепот матери: "Угодники божий, святителю Микола милосливый, столп-охранение людей, матушка пресвятая Пятница - молите бога за нас! Хрест в головах, хрест у ногах, хрест от лукавого"...

Слайд 38

   Теперь мать рано укладывала спать, говорила, что ужинать нечего, и грозила "глаза выколоть", "слепым в сумку отдать", если она, Танька, спать не будет. Танька часто ревела и просила "хоть капуски", а спокойный, насмешливый Васька лежал, драл ноги вверх и ругал мать:    - Вот домовой-то, - говорил он серьезно, - все спи да спи! Дай бати дождать!    Батя ушел еще с Казанской, был дома только раз, говорил, что везде "беда", - полушубков не шьют, больше помирают, - и он только чинит кое-где у богатых мужиков. Правда, в тот раз ели селедки, и даже "вот такой-то кусок" соленого судака батя принес в тряпочке. "На кстинах, говорит, был третьего дня, так вам, ребята, спрятал..." Но когда батя ушел, совсем почти есть перестали...

Слайд 39

   Странник обулся, умылся, помолился богу; широкая его спина в засаленном кафтане, похожем на подрясник, сгибалась только в пояснице, крестился он широко. Потом расчесал бородку-клинушек и выпил из бутылочки, которую достал из своего походного ранца. Вместо закуски закурил цигарку. Умытое лицо его было широко, желто и плотно, нос вздернут, глаза глядели остро и удивленно.    - Что ж, тетка, - сказал он, - даром солому-то жжешь, варева не ставишь?    - Что варить-то? - спросила Марья отрывисто.    - Как что? Ай нечего?    - Вот домовой-то... - пробормотал Васька.    Марья заглянула на печку:    - Ай проснулся?    Васька сопел спокойно и ровно.    Танька прижукнулась.    - Спят, - сказала Марья, села и опустила голову.

Слайд 40

   Странник исподлобья долго глядел на нее и сказал:    - Горевать, тетка, нечего.    Марья молчала.    - Нечего, - повторил странник. - Бог даст день, бог даст пищу. У меня, брат, ни крова, ни дома, пробираюсь бережками и лужками, рубежами и межами да по задворкам - и ничего себе... Эх, не ночевывала ты на снежку под ракитовым кустом - вот что!    - Не ночевывал и ты, - вдруг резко ответила Марья, и глаза ее заблестели, - с ребятишками с голодными, не слыхал, как голосят они во сне с голоду! Вот что я им суну сейчас, как встанут? Все дворы еще до рассвету обегала - Христом богом просила, одну краюшечку добыла... и то, спасибо. Козел дал... у самого, говорит, оборочки на лапти не осталось... А ведь ребят-то жалко - в отделку сморились...    Голос Марьи зазвенел.    - Я вон, - продолжала она, все более волнуясь, - гоню их каждый день на пруд... "Дай капуски, дай картошечек..." А что я дам? Ну, и гоню: "Иди, мол, поиграй, деточка, побегай по ледочку..."    Марья всхлипнула, но сейчас же дернула по глазам рукавом, поддала ногой котенка ("У, погибели на тебя нету!..") и стала усиленно сгребать на полу солому.

Слайд 41

   Танька замерла. Сердце у нее стучало. Ей хотелось заплакать на всю избу, побежать к матери, прижаться к ней... Но вдруг она придумала другое. Тихонько поползла она в угол печки, торопливо, оглядываясь, обулась, закутала голову платком, съерзнула с печки и шмыгнула в дверь.    "Я сама уйду на пруд, не буду просить картох, вот она и не будет голосить, - думала она, спешно перелезая через сугроб и скатываясь в луг. - Аж к вечеру приду..."

Слайд 42

   По дороге из города ровно скользили, плавно раскатываясь вправо и влево, легкие "козырьки", меринок шел в них ленивой рысцою. Около саней легонько бежал молодой мужик в новом полушубке и одеревеневших от снегу нагольных сапогах, господский работник. Дорога была раскатистая, и ему поминутно приходилось, завидев опасное место, соскакивать с передка, бежать некоторое время и затем успеть задержать собой на раскате сани и снова вскочить бочком на облучок.    В санях сидел седой старик, с зависшими бровями, барин Павел Антоныч. Уже часа четыре смотрел он в теплый, мутный воздух зимнего дня и на придорожные вешки в инее.

Слайд 43

   Давно ездил он по этой дороге... После Крымской кампании, проиграв в карты почти все состояние, Павел Антоныч навсегда поселился в деревне и стал самым усердным хозяином. Но и в деревне ему не посчастливилось... Умерла жена... Потом пришлось отпустить крепостных... Потом проводить в Сибирь сына-студента... И Павел Антоныч стал совсем затворником. Он втянулся в одиночество, в свое скупое хозяйство, и говорили, что во всей округе нет человека более жадного и угрюмого. А сегодня он был особенно угрюм.    Морозило, и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.    - Погоняй, потрогивай, Егор, - сказал Павел Антоныч отрывисто.    Егор задергал вожжами.    Он потерял кнут и искоса оглядывался.

Слайд 44

      Чувствуя себя неловко, он сказал:    - Что-й-то бог даст нам на весну в саду: прививочки, кажись, все целы, ни одного, почитай, морозом не тронуло.    - Тронуло, да не морозом, - отрывисто сказал Павел Антоныч и шевельнул бровями.    - А как же?    - Объедены.    - Зайцы-то? Правда, провалиться им, объели кое-где.    - Не зайцы объели.    Егор робко оглянулся.    - А кто ж?    - Я объел.    Егор поглядел на барина в недоумении.    - Я объел, - повторил Павел Антоныч, - Кабы я тебе, дураку, приказал их как следует закутать и замазать, так были бы целы... Значит, я объел.

Слайд 45

   Егор растянул губы в неловкую улыбку.    - Чего оскаляешься-то? Погоняй!    Егор, роясь в передке, в соломе, пробормотал:    - Кнут-то, кажись, соскочил, а кнутовище...    - А кнутовище? - строго и быстро спросил Павел Антоныч.    - Переломился...    И Егор, весь красный, достал надвое переломленное кнутовище. Павел Антоныч взял две палочки, посмотрел и сунул их Егору.    - На тебе два, дай мне один. А кнут - он, брат, ременный - вернись, найди.    - Да он, может... около городу.    - Тем лучше. В городе купишь... Ступай. Придешь пешком. Один доеду.    Егор хорошо знал Павла Антоныча. Он слез с передка и пошел назад по дороге.

Слайд 46

   А Танька благодаря этому ночевала в господском доме. Да, в кабинете Павла Антоныча был придвинут к лежанке стол, и на нем тихо звенел самовар. На лежанке сидела Танька, около нее Павел Антоныч. Оба пили чай с молоком.    Танька запотела, глазки у нее блестели ясными звездочками, шелковистые беленькие ее волосики были причесаны на косой ряд, и она походила на мальчика. Сидя прямо, она пила чай отрывистыми глотками и сильно дула в блюдечко. Павел Антоныч ел крендели, и Танька тайком наблюдала, как у него двигаются низкие серые брови, шевелятся пожелтевшие от табаку усы и смешно, до самого виска ходят челюсти.    Будь с Павлом Антонычем работник, этого бы не случилось. Но Павел Антоныч ехал по деревне один. На горе катались мальчишки. Танька стояла в сторонке и, засунув в рот посиневшую руку, грела ее. Павел Антоныч остановился.    - Ты чья? - спросил он.    - Корнеева, - ответила Танька, повернулась и бросилась бежать.    - Постой, постой, - закричал Павел Антоныч, - я отца видел, гостинчика привез от него.    Танька остановилась.

Слайд 47

   Ласковой улыбкой и обещанием "прокатить" Павел Антоныч заманил ее в сани и повез. Дорогой Танька совсем было ушла. Она сидела у Павла Антоныча на коленях. Левой рукой он захватил ее вместе с шубой. Танька сидела не двигаясь. Но у ворот усадьбы вдруг ерзнула из шубы, даже заголилась вся, и ноги ее повисли за санями. Павел Антоныч успел подхватить ее под мышки и опять начал уговаривать. Все теплей становилось в его старческом сердце, когда он кутал в мех оборванного, голодного и иззябшего ребенка. Бог знает что он думал, но брови его шевелились все живее.    В доме он водил Таньку по всем комнатам, заставлял для нее играть часы... Слушая их, Танька хохотала, а потом настораживалась и глядела удивленно: откуда эти тихие перезвоны и рулады идут? Потом Павел Антоныч накормил ее черносливом - Танька сперва не брала, - "он чернищий, нукось умрешь", - дал ей несколько кусков сахару. Танька спрятала и думала:    "Ваське не дам, а как мать заголосит, ей дам".

Слайд 48

   Павел Антоныч причесал ее, подпоясал голубеньким пояском. Танька тихо улыбалась, втащила поясок под самые мышки и находила это очень красивым. На расспросы она отвечала иногда очень поспешно, иногда молчала и мотала головой.    В кабинете было тепло. В дальних темных комнатах четко стучал маятник... Танька прислушивалась, но уже не могла одолеть себя. В голове у нее роились сотни смутных мыслей, но они уже облекались сонным туманом.    Вдруг на стене слабо дрогнула струна на гитаре и пошел тихий звук. Танька засмеялась.    - Опять? - сказала она, поднимая брови, соединяя часы и гитару в одно.    Улыбка осветила суровое лицо Павла Антоныча, и давно уже не озарялось оно такою добротою, такою старчески-детскою радостью.    - Погоди, - шепнул он, снимая со стены гитару. Сперва он сыграл "Качугу", потом "Марш на бегство Наполеона" и перешел на "Зореньку":    Заря ль моя, зоренька.    Заря ль моя ясная!

Слайд 49

   Он глядел на задремывающую Таньку, и ему стало казаться, что это она, уже молодой деревенской красавицей, поет вместе с ним песни:    По заре-заре    Играть хочется!    Деревенской красавицей! А что ждет ее? Что выйдет из ребенка, повстречавшегося лицом к лицу с голодною смертью?    Павел Антоныч нахмурил брови, крепко захватив струны...    Вот теперь его племянницы во Флоренции... Танька и Флоренция!..    Он встал, тихонько поцеловал Таньку в голову, пахнущую курной избой.    И пошел по комнате, шевеля бровями.
Курная изба - изба с печью без дымохода. В такой избе дым при топке выходит через окно, открытую дверь или через дымницу в кровле.

Слайд 50

Он вспомнил соседние деревушки, вспомнил их обитателей. Сколько их, таких деревушек, - и везде они томятся от голода!    Павел Антоныч все быстрее ходил по кабинету, мягко ступая валенками, и часто останавливался перед портретом сына...    А Таньке снился сад, по которому она вечером ехала к дому. Сани тихо бежали в чащах, опушенных, как белым мехом, инеем. Сквозь них роились, трепетали и потухали огоньки, голубые, зеленые - звезды... Кругом стояли как будто белые хоромы, иней сыпался на лицо и щекотал щеки, как холодный пушок... Снился ей Васька, часовые рулады, слышалось, как мать не то плачет, не то поет в темной дымной избе старинные песни...     1892

Слайд 51

Материалы
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/01/11/zhizn-krestyan-v-rasskaze-iabunina-tanka-6-y-klass Нестерова О. И. ГИА. Литература : универсальный справочник / О. И. Нестерова. -М. : Яуза-пресс, 2014. - 304 с. - (ГИА. Универсальный справочник). ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВЫПОЛНИЛА Бурмистрова Р.А.