Презентация - Сочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценки

Сочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценкиСочинение по литературе в 11 классе: требования, рекомендации, критерии оценки







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Итоговое сочинение по литературе в 11 классе

Слайд 2

Начиная с 2014/2015 учебного года, в число выпускных экзаменов в российских школах вернется сочинение. Соответствующее поручение президент РФ Владимир Путин дал правительству в декабре 2013 года.  Данное решение принято с целью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 во исполнение пунктов «б» и «в» перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 17.11.2013 г. №2699.

Слайд 3

«Если говорить о целях, которые преследует итоговое сочинение, то это проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки», - сказал Ливанов.
Цели и задачи введения сочинения по литературе в 11 классе
«Мы исходили из того, что сочинение должно быть мотивацией к изучению литературы, оно должно прививать любовь к чтению, способствовать развитию умения грамотно излагать свои мысли и выражать позицию»,- считает министр.

Слайд 4

Дата написания и пересдачи, место проведения
Писать итоговое сочинение (изложение) выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам (текстам), сформированным Рособрнадзором по часовым поясам. В первую среду февраля и мая  выпускникам предоставляется возможность пересдачи  (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).

Слайд 5

Объем работы и время для написания
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Слайд 6

Границы свободы в сочинении
Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы. Во время экзамена, возможно, разрешат пользоваться литературой. "Мы не должны сужать возможности для самовыражения выпускников определенным набором литературных произведений в момент написания сочинения", — сказал Дмитрий Ливанов.

Слайд 7

Проверка сочинения
Проверкой сочинения займутся учителя с возможным привлечением независимых экспертов. Критерии оценивания сочинения появятся к 1 октября 2014 года.
Результатом итогового сочинения или изложения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.

Слайд 8

Критерии оценивания (проект)
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Критерий №3 «Композиция»
Критерий №4 «Качество речи»
Критерий №5 «Грамотность»
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).

Слайд 9

Критерии оценивания
Критерий №1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 10

Критерии оценивания
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала». Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 11

Критерии оценивания
Критерий №3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 12

Критерии оценивания
Критерий №4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 13

Критерий №5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Критерии оценивания

Слайд 14

Требования к выпускникам школ, сдающим экзамен по сочинению, в первые годы будут не слишком жесткими. Об этом сказала председатель Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах, президент Русского общественного фонда имени Александра Солженицына - Наталья Солженицына. "Тех, кто не получит зачет, будет очень мало…Связано это с тем, что сейчас у нас не готовы ученики, не готовы учителя, так как последние годы усиленно шла подготовка к ЕГЭ".
Уровень требований к выпускникам

Слайд 15

Сохранность работ
Как сообщает Минобрнауки, после написания школьниками сочинений работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны. Выпускнику при этом будет предоставлено право при подаче документов в приемные комиссии вузов самому решить, присовокуплять ли написанное сочинение к портфолио. В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.

Слайд 16

При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и  может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения). Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям.
Учет результатов сочинения по литературе при поступлении в вузы

Слайд 17

Краткое сочинение-эссе, которое выпускники пишут при сдаче ЕГЭ по русскому языку, также сохранится, уточнили в Рособрнадзоре. Сохранится сочинение и в ЕГЭ по литературе.
Соотнесенность итогового сочинения и ЕГЭ по русскому языку и литературе

Слайд 18

1.«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 2. Вопросы, заданные человечеству войной 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 4. Спор поколений: вместе и врозь 5. Чем люди живы?
Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/2015

Слайд 19

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя.
Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

Слайд 20

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
2. Вопросы, заданные человечеству войной

Слайд 21

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.
Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе

Слайд 22

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
4. Спор поколений: вместе и врозь

Слайд 23

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы)
Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
5. Чем люди живы?

Слайд 24

По темам, разработанным в соответствии с этими направлениями, выпускникам предстоит рассуждать, опираясь на произведения отечественной и мировой литературы. На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений. Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их учащиеся только на экзамене.
Темы сочинений

Слайд 25

Учитель русского языка и литературы школы № 57, член Общественного совета при Минобразования Сергей Владимирович Волков о сочинении по литературе (выступление на Летней школе МГУ-2014 перед учителями-филологами)
http://www.youtube.com/watch?v=wCwLekqppjY
Чем сердце успокоится…