Презентация - Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»

Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»Русский язык 4 класс «Имя прилагательное как часть речи»






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Имя прилагательное как часть речи

Слайд 2

Цель
Знать: Морфологические признаки прилагательного Синтаксическую функцию его в предложении Роли прилагательного в тексте Уметь: Употреблять прилагательные в речи Определять морфологические признаки прилагательного Синтаксическую роль в предложении Расширить: Сведения о функции прилагательного в предложении

Слайд 3

Повторение изученного в 3 классе Работа с текстом
К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пестрая – белая с черным, а на голове черная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … . Летит … , несет в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился за кору острыми когтями, а снизу еще хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жесткие, крепкие.

Слайд 4

Работа с текстом
О какой птице идет речь? Как вы это определили? Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано такое точное и выразительное описание птицы?

Слайд 5

Вспомните определение имени прилагательного
Имя прилагательное – Обозначает – В предложении бывает – Изменяется по -
часть речи признак предмета определением, сказуемым падежам, родам, числам

Слайд 6

Понаблюдаем вместе
Вспомните героев книги известной финской писательницы Туве Янссон «В счастливой долине муми-троллей» Шнырька и Юксаре, которые собрались играть в пуговицы. «Шнырек, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на скалу содержимое своих карманов. - Одной пуговицы хватит! - Пожалуйста! – обрадовался Шнырек. – Какую лучше? Костяную, плюшевую, деревянную, стеклянную, металлическую, перламутровую? Однотонную, пеструю в крапинку, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную, вогнутую, выпуклую, восьмиугольную или… - Можно обыкновенную брючную пуговицу, - сказал Юксаре.

Слайд 7

С каких сторон охарактеризованы пуговицы с помощью прилагательных? Что вы знаете об этой части речи: что означает, на какие вопросы отвечает? к словам какой части речи относится, как изменяется?

Слайд 8

Поэтическая пятиминутка
Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Осыпает ветви новым серебром. С.Есенин

Слайд 9

Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать березку? Как называется такое средство выразительности речи? Разберите по составу прилагательное грустная. Подберите к нему синонимы, а затем антонимы. Выпишите из текста три словосочетания «прилагательное + существительное» (с различными существительными). Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?

Слайд 10

Немного отдыха!

Слайд 11

Игра «Составь слово»
Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий. Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь. Добавить подлежащее предложения Страх овладел им. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные. Получилось слово Бесстрашные С каким фонетическим явлением вы встретились?

Слайд 12

Синтаксическая пятиминутка
Составьте и запишите предложение со словом бесстрашные. Разберите его по составу. Разберите по составу предложение: Вода в озере холодная. Какова синтаксическая роль прилагательного в предложении?

Слайд 13

А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые. И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися. С.Есенин Определите количество основ в предложении. Составьте схему. Какие выразительные художественные средства помогают автору создать яркую, образную картину? Придумайте и запишите синонимы к слову алый.

Слайд 14

Лексическая работа
Запишите предложения, выделите сказуемые и определения. Приближалась довольно скучная пора. (А.Пушкин) Никнут шелковые травы. (С.Есенин) И в это время лебедь белая оглянула даль зеркальную. (С.Есенин) Мелькает желтый лист на зелени дерев. (Н.Греков) Осыпается весь наш бедный сад. (А.Толстой) Что могут обозначать прилагательные? Вывод: прилагательные могут показывать не только качества и свойства предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.

Слайд 15

Лексическая работа
Составьте и запишите словосочетания. Определите, какие из них отражают внешний вид человека, какие – внутреннее состояние, черты характера. Глаза (карие, задумчивые), лицо (доброе, круглое), девочка (аккуратная, высокая), (стройный, заботливый). Разобрать по составу слова задумчивый, заботливый. Приведите примеры прилагательных с такими же суффиксами.

Слайд 16

Рефлексия
Прилагательное – это….? Что обозначает прилагательное? Как изменяется имя прилагательное? Какую синтаксическую роль играет имя прилагательное?

Слайд 17

Домашнее задание:
На «3» - упр. 324 стр. 5 На «4» и «5»- Из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро» выписать все прилагательные