Презентация - Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»

Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»Теория литературы 8 класс «Классицизм как литературное направление»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Теория литературы 8 класс
Классицизм как литературное направление

Слайд 2

Это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый. Возник во Франции в XVII веке. Теоретик классицизма - Никола Буало.
Классицизм
Никола́ Буало́- Депрео́ (1636 - 1711)

Слайд 3

Классицизм
Направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв., взявшее за основу образцы античного (классического) искусства. Для русского классицизма характерна национально-патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.

Слайд 4

КЛАССИЦИЗМ
сатира
поэма
Строгое деление жанров
Низкие
басня
комедия
песня
трагедия ода
Высокие

Слайд 5

К высоким жанрам относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня. Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи, мифологические или библейские герои. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля. В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо.
Высокие жанры

Слайд 6

Низкие жанры рассказывают о частной повседневной жизни простых людей: буржуа, мещан, крестьян, слуг. Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле. Для каждого жанра определялся языковой стиль, соответственно высокий или низкий.
Низкие жанры

Слайд 7

Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны". Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои. Это так называемые "типические образы". Герои - носители одной добродетели или одного порока.
Герои

Слайд 8

Характерные черты классицизма
значительность тем и сюжетов; нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении; надуманные образы, схематические характеры; назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных; использование языка, мало понятного простому народу; обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам; общенациональная, гражданская направленность; установление иерархии жанров.

Слайд 9

Система амплуа. Принцип трех единств: единство времени; единство места; единство действия.
Особенности классицистической пьесы

Слайд 10

подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»: времени, места, действия Все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии.
Правило «трех единств»:

Слайд 11

Западноевропейская литература: П. Корнель (трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»), Ж. Расин (трагедии «Федра», «Митридат»), Вольтер (трагедии «Брут», «Танкред»), Ж.Мольер (комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»), Н. Буало (трактат в стихах «Поэтическое искусство»), Ж. Лафонтен («Басни»).
Представители классицизма
Вольтер (Мари Франсуа Аруэ) (1694-1778)
Пьер КОРНЕЛЬ (1606—1684)
Мольер (Жан Батист Поклен) (1622-1673)
ЖАН де ЛАФОНТЕН (1621-1695)

Слайд 12

Русская литература: М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), Г. Державин (ода «Фелица»), А. Сумароков (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»), Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»), Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»).
Представители классицизма
Яков Борисович КНЯЖНИН (1740 —1791)
М.В.ЛОМОНО́СОВ (1711— 1765)
Александр Петрович Сумаро́ков (1717—1777)
Гаврила Державин (1743 - 1816)

Слайд 13

Денис Иванович Фонвизин
(Фон-Визин, фон Ви́зен, 3 [14] апреля 1745, Москва — 1 [12] декабря 1792, Санкт-Петербург) — русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.

Слайд 14

9 класс
РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ

Слайд 15

По ходу лекции заполните таблицу
Вопросы Ответы
1. Где и когда сложился классицизм? Черты классицизма
2. Иерархия жанров
3. Принципы русского классицизма
4. Основные отличия русского классицизма от европейского

Слайд 16

Классицизм
Классицизм — европейское культурно-эстетическое направление и стиль XVII — начала XIX в. в литературе и искусстве, которые ориентировались на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию как на художественный образец. Как литературное направление классицизм начал складываться в эпоху Возрождения в Италии, однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII веке. Высшая точка его развития при­шлась на конец XVIII века — время царствования Людовика XIV. Получил распространение в Европе.

Слайд 17

Отличительные черты классицизма:
1) правило «трех единств»: единство действия, единство времени, единство места; 2) деление на «высокие» и «низкие» жанры: «высокий»(трагедия, ода) и «низкий» (комедия, басня); 3) противопоставление долга чувству, требование жертвовать личными интересами ради общественного блага.

Слайд 18

Писатели клас­сицизма считали, что произведение искусства нужно создавать по определён­ным правилам, обязательным для всех. Считалось, например, невозможным смешивать высокие и низкие жанры. Поэтому литературные жанры строго раз­граничивали.

Слайд 19

КЛАССИЦИЗМ
сатира
поэма
Строгое деление жанров
Низкие
басня
комедия
песня
трагедия ода
Высокие
В поэзии - ода, в прозе — торжественная речь, в драматургии — трагедия.
Самые высокие жанры
Комическое могло проявиться только в «низких» жанрах: басне, эпиграмме, комедии.

Слайд 20


Высокие Низкие
В них осваивается общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Также присутствуют мифологические и библейские сю­жеты. Время классицизма — время просвещённо­го абсолютизма: очень важна идея служения го­сударству, гражданского долга. Обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкрет­ные названия часто заменялись родовыми (напри­мер, вместо волк — зверь). Трагедия, эпопея, ода В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Допу­скалось использование прозы или разностопных стихов, бытовых де­талей, разговорного стиля речи. Французские классицисты: драма­турги Корнель, Расин, Мольер, бас­нописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало, Вольтер. Комедия, сатира, басня
Иерархия жанров

Слайд 21

Черты
Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая ор­ганизованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Слайд 22

У каждого жанра су­ществовали характерные для него темы, образы и, конечно, стиль. Например, в трагедии действующими лицами обычно выступали цари, князья, государ­ственные деятели. Лишь высокие героические чувства должны были здесь при­влекать читателей и зрителей. Основное содержание классицистической траге­дии — конфликт между долгом и страстью, между общественным и личным. В драматическом произведении предписывалось соблюдать три единства: един­ство времени, места и действия. События пьесы должны были развертываться лишь в течение одних суток, в одном и том же месте. Главную интригу нельзя было осложнять другими, дополнительными. Разум провозглашался высшим началом в человеке. Страсть признавалась губительной, если она противоре­чит разуму. Герои в литературе классицизма чаще всего чётко разделялись на положительных и отрицательных. В характере каждого героя подчёркивалось преимущественно какое-то одно, самое главное качество. Классицизм привнёс в литературу новые принципы — чёткость, простоту, строгость форм.

Слайд 23

Русский классицизм
Основные признаки русского классицизма: следование образам и формам античного искусства; чёткое деление героев на положительных и отрицательных; сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня — герой-любовник, второй любовник; в конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торже­ствует; соблюдается принцип трёх единств: времени, места, действия.
идеалы ан­тичности
идеалы собственной русской православной культуры
Простор и рациона­лизм — вот две опорные точки русского классицизма.

Слайд 24

Первый писатель-классицист в России – Антиох Дмитрие­вич Кантемир.
Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir; 10 [21] сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы — 31 марта [11 апреля] 1744, Париж) — русский поэт-сатирик и дипломат, деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского — Ломоносова). Отмечают, что его творчество сыграло значительную роль в развитии русского литературного языка и стихосложения. Младший сын молдавского господаря (правителя) Дмитрия Константиновича Кантемира и Кассандры Кантакузен. Родился в Константинополе (Стамбуле). Дмитрий Кантемир был союзником Петра по неудачной турецкой кампании и лишился на родине своих владений. В 1711 году семья Кантемира переехала в Россию, где его отец получил княжеский титул.

Слайд 25

В 1729 году появляется его первая сатира - «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.
Невежество знание уж местом посело; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.
Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 — за границей. В них, следуя традиции просвещения, он поучает, «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки как общественные, так и людские. Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может». Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были изданы только в 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора.

Слайд 26

Русская литература: М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»), Г. Державин (ода «Фелица»), А. Сумароков (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»), Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»), Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»).
Представители классицизма
Яков Борисович КНЯЖНИН (1740 —1791)
М.В.ЛОМОНО́СОВ (1711— 1765)
Александр Петрович Сумаро́ков (1717—1777)
Гаврила Державин (1743 - 1816)

Слайд 27

История возникновения русского классицизма (по В. И. Фёдорову)
1-й период: литература петровского времени; она носит переходный харак­тер; основная особенность — интенсивный процесс «обмирщения» (то есть замена литературы религиозной литературой светской — 1689-1725 гг.) — предпосылки возникновения классицизма. 2-й период: 1730-1750 гг.— эти года характеризуются формированием клас­сицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой русского языка. 3-й период: 1760-1770 гг.— дальнейшая эволюция классицизма, расцвет са­тиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма. 4-й период: 1775-1800 гг., последняя четверть века — начало кризиса класси­цизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций.

Слайд 28

Русский классицизм
Ломоносов вместе с Тредиаковским, Сумароковым, Фонвизиным и другими значительными писателями создал русский классицизм. В России классицизм носил иной характер, чем на Западе. В нашей культуре не было устойчивой традиции индивидуализма, сложившейся в Западной Европе во время и после эпохи Возрождения. Поэтому классицизм в России смягчал остроту конфликта. Во французской литературе конфликт, например, долга и страсти был непримирим и разрешался трагично, тогда как в русской литературе тот же конфликт мог завершаться примирением ума и страстей или счастливым финалом. Иной была и иерархия жанров. Как известно, главным родом французской литературы была драма, а центральным, наиболее высоким жанром — трагедия. В России на первое место вышел лирический род, а в нем — торжественная, похвальная ода или высокая сатира, близкая философской или нравоучительной оде. Державин даже назвал свое теоретическое сочинение «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», поставив тем самым знак равенства между лирикой и одой.

Слайд 29

Реформы в русском классицизме
Первый этап:
Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (1735).
Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах россий­ского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» (1739).
Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактиче­ском послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эписто­лы (в первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединённые им под названием «Наставление хотящим быти писателем» (1748).
Второй этап:
Третий этап:

Слайд 30

Прочитайте стихотворение В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные Рос­сии», которое стало классикой нового русского стихосложения.

Слайд 31

Начну на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Ибо все днесь мне ее доброты Мыслить умом есть много охоты. Россия-мати! Свет мой безмерный! Позволь то, чадо прошу твой верный, Ах, как сидишь ты на троне красно! Небо Российску ты Солнце ясно! Красят иных все златые скиптры, И драгоценна порфира, митры; Ты собой скипетр твой украсила, И лицем светлым венец почтила. О благородстве твоем высоком Кто бы не ведал в свете широком? Прямое сама вся благородство: Божие ты, ей! светло изводство. В тебе вся вера благочестивым, К тебе примесу нет нечестивым; В тебе не будет веры двойныя, К тебе не смеют приступить злые. Твои все люди суть православны И храбростию повсюду славны; Чада достойны таковой мати, Везде готовы за тебя стати. Чем ты, Россия, не изобильна? Где ты, Россия, не была сильна? Сокровище всех добр ты едина, Всегда богата, славе причина. Коль в тебе звезды все здравьем блещут! И Россияне коль громко плещут: Виват Россия! виват драгая! Виват надежда! виват благая. Скончу на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Сто мне языков надобно б было Прославить все то, что в тебе мило! 1728

Слайд 32

Источник: Г.Фефилова. Литература. 9 класс. I полугодие Другие материалы Выполнила Бурмистрова Р.А.