Презентация - Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»

Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»Урок-игра по развитию речи «Тема и основная мысль текста - Что такое текст?»









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Что такое текст?
Тема и основная мысль текста Урок-игра по развитию речи «В редакции Новый учебник» 5 класс

Слайд 2

Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение.

Слайд 3

Какой из данных отрывков является текстом? Свой ответ обоснуйте.
1. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Чистым белым снегом покрылась земля. Далеко видны во ржи голубые и синие цветы васильков. Ещё цветут поздние осенние цветы.
2. Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Падают с берез и медленно кружатся в воздухе легкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Слайд 4

Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение. Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой.

Слайд 5

(1) Я люблю свою лошадку. (2) Причешу ей шерстку гладко. (3) Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. (4) Монголо-татары были кочевниками. (5) Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. (6) Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. (7) Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. (8) А конь этот оказался непростым. (9) Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. (10) Пасли эти стада простые кочевники. (11) Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

Слайд 6

Проверь себя
1. Я люблю свою лошадку. 2. Причешу ей шерстку гладко. 7. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. 3. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. 6. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. 8. А конь этот оказался непростым. 11. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул. 4. Монголо-татары были кочевниками. 5. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. 9. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. 10. Пасли эти стада простые кочевники.

Слайд 7

Это текст? Докажите…
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.

Слайд 8

Тематическое единство
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.

Слайд 9

Грамматическое единство
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.
глаголы 1 лица
существительные

Слайд 10

Почему это текст?
Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался непростым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

Слайд 11

Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался непростым. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.
глаголы прошедшего времени

Слайд 12

Докажите, что это текст
Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.

Слайд 13

Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.
глаголы прошедшего времени

Слайд 14

Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение. Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.

Слайд 15

Определение из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля: «Подлинник, подлинная, буквальная речь писателя». Определение из «Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова: «Текст-это всякая записанная речь». Определение из « Энциклопедии Аванта. Языкознание»: «Текст-это речевая единица, возникающая в результате коммуникации». Определение из « Большой Советской энциклопедии»: «Последовательность предложений, слов, построенная согласно правилам языка». Определение из учебника «Культура речи»: «Текст-группа предложений, объединённых единой темой, связанных по смыслу и грамматически».

Слайд 16


Скучная картина Тучи без конца Дождик так и льётся лужи у крыльца Чахлая рябина мокнет под окном Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев) Унылая пора Очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)

Слайд 17

Какова тема текстов? Как авторы относятся к изображаемому?
Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льётся, лужи у крыльца. Чахлая рябина мокнет под окном; Смотрит деревушка сереньким пятном. (А. Плещеев)
Унылая пора! Очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин)

Слайд 18

И. Левитан «Золотая осень»

Слайд 19

Что такое текст
Текст – от лат. textum – ткань; связь, соединение. Текст – это группа предложений, объединенных в целое одной темой. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически. Текст создается для выражения мысли. Это связное законченное высказывание. В тексте прослеживается идея автора.

Слайд 20

1.( )— Эзоп! Ты же опять принес язык! — А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти: языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «…». (Ь) 2.( )___Вскоре Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Откинули её, под ней — язык.(Д) 3. (___)Послал хозяин Эзопа на базар.(У) 4.( )— Эзоп, при чем здесь это? — недоумевают гости.(Р) 5. ( ) Однажды к знатному греку Ксанфу пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Все в городе наслышаны об остроумии и находчивости твоего раба. Пусть он принесёт с базара самое прекрасное, что есть на свете».(М) 6. ( )Спустя время кто-то из гостей сказал хозяину: — Пусть твой раб пойдет и принесёт самое ужасное, что есть на свете.(С) 7. ( )— А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «…….».(О) 8.( )— Эзоп, возьми деньги и принеси самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык.(Т) Слово:  

Слайд 21

Однажды к знатному греку Ксанфу пришли пировать гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Все в городе наслышаны об остроумии и находчивости твоего раба. Пусть он принесёт с базара самое прекрасное, что есть на свете». Послал хозяин Эзопа на базар. Вскоре Эзоп возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Откинули её, под ней — язык. — Эзоп, при чем здесь это? — недоумевают гости. — А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода». Спустя время кто-то из гостей сказал хозяину: — Пусть твой раб пойдет и принесёт самое ужасное, что есть на свете. — Эзоп, возьми деньги и принеси самое ужасное, что есть на свете. Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык. — Эзоп! Ты же опять принес язык! — А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти: языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».

Слайд 22

Спасибо за урок!

Слайд 23

Использованные материалы:
www. artlib.ru Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников. – М.: Вербум-М, 2000. Альбеткова Р.И. Изучение темы «Текст» на уроках словесности в 5-6 классах // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». – 2001. – №31. Никитина Е.И. Русская речь. 5 класс. – М., 2001. Львова С.И. Русский язык. 5 кл.: уч. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006. Слайды 7–14 данной презентации созданы Лосевой Е.Л.

Слайд 24

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Лосева Е.Л. Учитель МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»