Презентация - Использование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПР

Использование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПРИспользование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПР






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

МДОУ комбинированного вида № 4 «Алёнушка» «Использование приёмов мнемотехники для расширения представлений об окружающем мире детей с ЗПР» Подготовила: учитель-дефектолог Односум Оксана Степановна 2010 год

Слайд 2

Что такое мнемотехника? Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86-82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана .

Слайд 3

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники. МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода. Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику. МНЕМОТЕХНИКА – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Слайд 4

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминанать любую точную информацию, которая традиционно считается незапоминаемой: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т.п.

Слайд 5

Если раньше психологи пытались сравнивать память человека с памятью технических устройств, то в последнее время наблюдается совершенно противоположное. Создатели современных компьютеров и программного обеспечения черпают свои идеи из учебников нейрофизиологии. В результате компьютеры становятся все умнее и умнее. Ярким примером этого процесса может служить хорошо известная программа распознавания текстов FineReader, в которую заложены принципы работы зрительной анализаторной системы человека. Итак, что же такое современная мнемотехника? Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании – процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти – то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления. Это реальный шанс быстро освоить несколько новых специальностей и стать профессионалом в своей области. Это возможность пользоваться информацией: человек может применять знания только тогда, когда они находятся в голове. Это просто отличная гимнастика для мозга – мозг нужно тренировать, чтобы он не атрофировался.

Слайд 6

Можно выделить шесть направлений мнемотехники: - народная мнемотехника; - классическая мнемотехника; - педагогическая мнемотехника; - цирковая (эстрадная) мнемотехника; - спортивная мнемотехника; - современная мнемотехника.

Слайд 7

Народная мнемотехника К этому виду мнемотехники следует отнести те приемы запоминания, которые так прочно вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают. Это приемы, которым нас обучают в детском саду и школе - их рекомендует своим ученикам учитель физики или физкультуры. Посмотрите на монитор своего компьютера. Вы увидите большое количество зрительных образов. Благодаря визуализации информации, даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для записи информации на дискету, необходимо клюкнуть по значку дискеты. Дорожные знаки – это тоже яркий пример внедрения мнемотехники в повседневную жизнь. На больших скоростях человек не способен воспринимать текстовые сообщения. Дорожные знаки же, которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро. Обычный алфавит – это тоже мнемонический прием. В школе ребенок заучивает соответствие звуков определенным символам – буквам. Когда буквы кодируются в комбинации точек и тире (азбука Морзе) – это также мнемонический метод.

Слайд 8

Классическая мнемотехника это первое направление мнемотехники в истории. Говорят, что мнемотехникой пользовались еще в древнем Египте и племена Майя обучали своих детей мнемотехнике – системе внутреннего письма. Однако письменных документов, подтверждающих это, у нас нет. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются 86 годом до рождества Христова. Именно эта дата считается в истории мнемотехники датой возникновения классической мнемоники. Педагогическая мнемотехника Основателем её можно считать Петра Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Рамус. Так уже получилось, что педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей. педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании, и чтобы замаскировать падение эффективности запоминания – резко снизила требования к ученикам. В 16 веке педагогическая мнемотехника одержала полную победу над классической мнемотехникой. Ее методы до сих пор используются в официальной системе образования.

Слайд 9

Память и запоминание Понятие "Память" отличается от понятия "Запоминание". Психология выделяет пять психических процессов: память, внимание, мышление, ощущение, представление. Воображением называется процесс взаимодействия мышления и представления. Памятью называется один из психических процессов головного мозга. Процесс память "отвечает" за фиксацию связей между сигналами, возникающими в мозгу в один момент времени. Все, что попадает в мозг одновременно, связывается, соединяется. Мозг может фиксировать связи разными способами. В дальнейшем мы будем выделять два процесса памяти – два разных способа фиксации связей мозгом. Под запоминанием следует понимать комплексный процесс накопления в мозге системы связей, благодаря которым человек может воспроизводить необходимую ему информацию. В запоминании "принимают участие" все вышеперечисленные процессы: память, внимание, мышление, ощущение, представление. Нарушение в работе даже одного из этих процессов сразу же отразится на запоминании, даже если процесс "Память" будет абсолютно исправен.

Слайд 10

Мнемотехника и детский сад

Слайд 11

Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек — все это связано с работой памяти. У дошкольников с ЗПР память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребёнка. С возрастом память становится произвольной, т.е. ребенок обучается с помощью взрослых управлять процессами запоминания и воспроизведения необходимых ему сведений. Для улучшения памяти необходимо знакомить детей с приемами запоминания и припоминания. Этому-то и способствует мнемотехника. Примером мнемонического приема может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Подобные приемы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.

Слайд 12

Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящее и прошлое, образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память — значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника. Дошкольный возраст — это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т.п.). Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию.

Слайд 13

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь, широкий кругозор у детей массовых групп дошкольного возраста – явление очень редкое, а групп компенсирующей направленности - это особая проблема. В речи детей существуют множество проблем: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Слайд 14

Поэтому педагогическое воздействие на детей с ЗПР – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи. Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Слайд 15

Как работать с мнемотаблицами и мнемодорожками Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Слайд 16

Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман пришить И конфетку положить.

Слайд 17

Детям с ЗПР трудно сразу уловить обучающую информацию в силу многих причин через мнемотаблицу, поэтому с ними удобнее работать через мнемодорожки. Мнемодорожка также несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки. Поставив перед собой цель — ознакомить детей с характерными особенностями времен года, мыт учим детей рассказывать о временах года с использованием мнемодорожки и мнемотаблицы через составление сюжетной сказки (с помощью педагога).
Шарик синий я надую. Станет легкий он, как пух. В небо шарик отпущу я, Словно голубя из рук.

Слайд 18

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинали работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно было передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, при знакомстве с цифрами, буквами.

Слайд 19

Составление рассказов по мнемотаблицам

Слайд 20

Пересказ сказки «Репка»

Слайд 21

Чтение стихотворения «Жили у бабуси…»

Слайд 22

Простейшие символы в мнемотехнике

Слайд 23

Слайд 24

Лексическая тема : «Овощи»

Слайд 25

Лексическая тема : «Дикие животные»

Слайд 26

Слайд 27

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ»
Солнце. (Времена года: весна и лето.) Луг. (Насекомые на лугу.) Улей. (Пчелы.) Муравейник. (Муравьи.) Бабочка. (Стадии развития бабочки.) Человек. (Какую пользу приносят насекомые?)

Слайд 28

СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «ЗИМА»
Снег. (Погода.) Дерево. (Иней.) Птица. (Зимующие птицы.) Варежка. (Зимняя одежда.) Снеговик. (Игры детей.) Елка. (Зимние праздники.)

Слайд 29

Тема «Животные, птицы»

Слайд 30

Тема «Овощи, фрукты, ягоды, грибы»

Слайд 31

Составь рассказы о домашних птицах по предложенному наглядному плану.

Слайд 32

Голова, как у козла, Крылья словно у орла, Нос и уши как у зайки! Кто же это? Угадай-ка! Это я его слепил, Брата младшего смешил. (По И. Муравейко)

Слайд 33

Мишка милый, мишка славный, Косолапый и забавный. Весь из плюша мишка сшит, Ватой пышною набит.

Слайд 34

«Подарки осени»
Ходит осень в нашем парке.
Дарит осень всем подарки.
Бусы красные - рябине, фартук розовый -
осине, зонтик желтый - тополям,
фрукты осень дарит нам.

Слайд 35

Мнемозагадки

Слайд 36

100
?
Сидит дед во 100 шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

Слайд 37

?
Пришла Таня в желтом сарафане. Стали Таню раздевать – Стали плакать да рыдать. (луковица)

Слайд 38

Мнемозагадка «Машинка» Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она твердая. У нее есть кабина, кузов, колеса. Этой игрушкой играют мальчики.

Слайд 39

Мнемозагадка «Джинсы» Они бывают голубого, черного или темно синего цвета. Они сшиты из джинса. У них есть пояс и штанины. Их носят круглый год: и осенью, и зимой, и весной, и летом. Их носят и девочки, и мальчики.

Слайд 40

«Загадка (трактор)»
Он сильней десяти коней.
Где по полю пройдёт весной -
летом встанет хлеб стеной.

Слайд 41

Использование пиктограмм

Слайд 42

Слайд 43

Картинно-графический план, пиктограмма - действительно является эффективным и доступным средством, облегчающим и направляющим процесс становления у дошкольников с ЗПР осмысленного понимания окружающего мира. Задачи: Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблице и коллажу. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды). Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки. Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами. Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам. Таким образом, картинно-графический план можно и нужно использовать на всех этапах коррекционного обучения для облегчения процесса познания окружающего мира у дошкольников с ЗПР.

Слайд 44

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Слайд 45

Литература: Большева, Т. В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники», 2001. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006. Белоусова, С. «Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников», 2005. Белоусова, Л. Е. «Весёлые встречи», 2003. http://conf.cpkro.kirov.ru/load/razvitie_lichnosti_uchashhikhsja_i_vospitannikov/razvitie_lichnosti_uchashhikhsja_i_vospitannikov_v_uslovijakh_sovremennogo_obrazovanija/ispolzovanie_metoda_mnemotekhniki_v_obuchenii_rasskazyvaniju_detej_doshkolnogo_vozrasta_v_gruppakh_kompensirujushhej_napravlennosti/11-1-0-130 Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста в группах компенсирующей направленности http://www.boltun-spb.ru/mnemo.html

Слайд 46

ГЛОССАРИЙ

Слайд 47

Ассоциация Комбинация зрительных образов, кодирующих элементы одного информационного сообщения. Ассоциация может включать в себя от двух до шести образов и состоит из основы (большой образ) и элементов (средние образы), которые связываются с разными частями основы. В одной ассоциации фиксируется одно информационное сообщение. Например, одна историческая дата или один телефонный номер. Амнезия Временная или постоянная потеря способности вспоминать. Амнезии чаще всего связаны с резким изменением функционального состояния организма, с нарушением в работе воспринимающих систем мозга. Временные амнезии могут быть обусловлены резкой сменой режима питания или даже перепадами атмосферного давления: "...Помню только, что стены с обоями"(В.Высоцкий). Постоянные амнезии могут быть вызваны травмами мозга, путем внушения в гипнотическом состоянии. Формы амнезий весьма разнообразны, их изучением занимается нейропсихология. Анализаторная система Часть мозга, отвечающая за восприятие и переработку определенных химических или физических сигналов (свет, звук, тепло, вкус, запах, речь, музыка, вибрация и др.) Наиболее изучен зрительный анализатор, состоящий из сетчатки глаза, зрительного тракта, наружного (латерального) коленчатого тела, зрительной радиации, первичной зрительной коры (зоны 17, 18). Внимание (психический процесс) Селекция (отбор) поступающей в мозг информации. Внимание характеризуется несколькими свойствами, главное из которых - устойчивость внимания, способность длительное время удерживать в воображении зрительные образы. Внимание непроизвольное Автоматическое реагирование на разнообразные стимулы, например, на громкий звук или вспышку света.

Слайд 48

Внимание произвольное Сознательное сосредоточение на выполняемом физическом или умственном действии. Воображение Процесс моделирования прошлого, настоящего, будущего на основе психических процессов Запоминание (в общем смысле слова) Процесс накопления в мозге системы связей, по которым мозг генерирует информацию (образы, слова, телефонные номера и т.п.). Запоминание осуществляется на основе согласованного взаимодействия нескольких психических процессов: памяти, внимания, мышления, ощущения, представления. Нарушения в работе любого из перечисленных психических процессов может сделать запоминание невозможным, даже если процесс "память" будет исправен Интеллект Совокупность мыслительных программ, алгоритмов действий, направленных на реализацию тех или иных задач. Интеллект понятие количественное. Чем больше алгоритмов "заложено" в мозге, тем выше интеллект. Если вы успешно решаете тесты Айзенка, то это не значит, что так же успешно вы будете решать другие задачи (например, задачу на запоминание). Тесты Айзенка косвенно тестируют исправность психических процессов. Гораздо более полную информацию о психических процессах можно получить с помощью нейропсихологического тестирования (тесты А.Р.Лурия). Информация Комбинация простейших элементов. Из ограниченного набора простейших элементов можно получить большое количество сочетаний - разной информации.

Слайд 49

Логическая связь Любая связь, создаваемая в воображении между зрительными образами. Методы запоминания Последовательность нескольких простейших приемов запоминания, заученных до автоматизма Мнемотехника (мнемоника) Система внутреннего письма. Основана на прямой записи информации в мозг (информация для мозга - связи) путем сознательного образования в воображении связей между образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мышление (психический процесс) Сознательные операции со зрительными и другими образами в воображении. Под словом "образ" в психологии понимаются представления разных анализаторных систем, не только зрительные образы. Например, можно мыслить визуально, манипулируя в воображении зрительными представлениями. Можно мыслить музыкальными звуками, создавая в воображении аранжировку музыкальной пьесы. Можно мыслить двигательными представлениями, представляя последовательность движений. Навык запоминания Автоматизация мыслительных действий, с помощью которых осуществляется сознательное запоминание информации. Надёжность запоминания Количество правильных ответов, которое вы дадите через достаточно длительный промежуток времени после запоминания. Объекты окружающего мира Реальные предметы, способные воздействовать на мозг через разные каналы восприятия (слух, зрение, осязание и т.п.).

Слайд 50

"Народная мнемотехника" Широко распространенные приемы запоминания. Им обучают в детском саду, школе, институте. Одним из примеров может быть способ запоминания музыкальных интервалов с помощью хорошо известных мелодий. Например, интервал кварта запоминается по первым двум нотам гимна России (До - Фа). Запоминание последовательности цветов радуги - каждый охотник желает знать, где сидят фазаны, - ещё один пример широко известных приемов запоминания. Прием символизации распространен так широко, что многие о нем даже не задумываются (дорожные знаки, иконки на мониторе компьютера… Ощущение (психический процесс) Процесс преобразования внешних (и внутренних) физических и химических воздействий на организм в электрические импульсы, которые воспринимаются нами (?) как образы, звуки, запахи, боль и пр. Память (процесс) Один из психических процессов. Функция: образование связи между одновременно работающими нервными клетками. Следует отличать от запоминания - комплексного процесса накопления в мозге системы связей на основе разных психических процессов. В данной системе выделяется два процесса памяти, два способа фиксации связей мозгом: быстрая фиксация связей (электрическая память) и медленная фиксация связи (рефлекторная память). Механизмы быстрой фиксации связей в зрительном и речевом анализаторах, по-видимому, разные. В зрительном анализаторе - синхронизация электрической активности групп нервных клеток. В речевом анализаторе - явление медленной синаптической передачи. Педагогическая мнемотехника В настоящее время является основным методом обучения в системах образования во всем мире. Педагогическая мнемотехника отказалась от методов прямого запоминания с помощью зрительных образов и использует механизмы естественного (непроизвольного) запоминания в процессе выполнения учениками различных заданий: составление рефератов, перерисовка картинок из учебников, составление планов, конспектов, детальный анализ (разбор) изучаемого материала, решение большого количества задач, использование большого количества вспомогательного (дидактического) материала, многократный возврат к уже пройденному материалу, заучивание наизусть отрывков текстов и формулировок (зубрежка) и пр.

Слайд 51

Современная мнемотехника Новое направление мнемотехники, отличительной особенностью которого является теоретическое обоснование приемов запоминания, их классификация и унификация. Методы современной мнемотехники ориентированы на запоминание логически связанной информации: списков телефонных номеров, хронологических таблиц, терминов, понятий, определений, разнообразной учебной информации повышенной сложности . Соединение образов (мыслительная операция) Главная мыслительная операция в мнемотехнике. Любая техника запоминания сводится к операции соединения образов. Сознание Актуальная в данный момент времени система связей мозга. Сознание (информация, генерируемая мозгом в воображение) постоянно изменяется, в зависимости от поступающих в мозг стимулов (извне, от тела, из самого мозга). Сознание существует только благодаря стимулам, поступающим в мозг. При отключении стимуляции мозга, система связей перестает генерировать информацию в воображение (нет стимулов, нет и реакций), сознание отключается, человек засыпает. Формирование систем опорных образов Процесс создания в мозге иерархически организованных последовательностей зрительных образов. Опорные образы следует формировать заблаговременно и хорошо закреплять в мозге путем многократного их просмотра в воображении. Фонетические образные коды Образы, подобранные на звуки определенного языка. Техника запоминания Наиболее рациональное сочетание приемов и методов запоминания для фиксации в мозге определенного вида информации.