Презентация - Драматургическое мастерство А.Н. Островского - Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина

Драматургическое мастерство А.Н. Островского - Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-ЩедринаДраматургическое мастерство А.Н. Островского - Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-ЩедринаДраматургическое мастерство А.Н. Островского - Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-ЩедринаДраматургическое мастерство А.Н. Островского - Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-ЩедринаДраматургическое мастерство А.Н. Островского - Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-ЩедринаДраматургическое мастерство А.Н. Островского - Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-ЩедринаДраматургическое мастерство А.Н. Островского - Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-ЩедринаДраматургическое мастерство А.Н. Островского - Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-ЩедринаДраматургическое мастерство А.Н. Островского - Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-ЩедринаДраматургическое мастерство А.Н. Островского - Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-ЩедринаДраматургическое мастерство А.Н. Островского - Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-ЩедринаДраматургическое мастерство А.Н. Островского - Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Лекция № 3 «Драматургическое мастерство А.Н. Островского». «Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина».

Слайд 2

«Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами; но у всякого своя задача есть. Моя задача – служить русскому драматическому театру».
Александр Николаевич Островский (1823 - 1886)
«Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же, как академия, университеты, музеи».

Слайд 3

«Самый памятный для меня день в моей жизни – 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание».

Слайд 4

Творческая периодизация А.Н. Островского:
Ранний, 1847-1851. Вступление в большую литературу пьесой «Свои люди - сочтемся».
«Москвитянский», 1852-1854. Создаются народные комедии «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок».
Предреформенный, 1855-1860. Окончательно определяется самостоятельная литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».
Пореформенный, 1861-1886. «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы».

Слайд 5

Вклад А.Н. Островского в русскую драматургию. Островский - первоклассный художник-реалист: семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством; грубость и невежество в общественном и домашнем быту; бесправное положение женщины; обрядовая сторона жизни; предрассудки и суеверия; народный говор
Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма и сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», Островский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы.

Слайд 6

Персонажи пьес Островского: чиновники; приказчики; свахи; актёры; коммерсанты новой формации; дворяне; бедные труженики-интеллигенты; генералы; крестьяне и т. д. Это целая энциклопедия быта и нравов эпохи со всеми их положительными и отрицательными сторонами.
Вклад А.Н. Островского в русскую драматургию.
Речь персонажей в пьесе. Герой пьесы должен говорить так, как говорил бы человек его характера, образа мыслей, настроений, культурного уровня и общественного положения или профессии. Следовательно, образ героя в пьесе только тогда может получиться типичным и выразительным, когда речь его типична для этого образа. В пьесах Островского более тысячи действующих лиц, и каждое из них говорит языком, соответствующим своему духовному облику и профессии.

Слайд 7

Вклад А.Н. Островского в русскую драматургию.
Мастер диалога. Искусное использование языковых богатств народной поэзии: песен, пословиц, поговорок и т. п. – «Не так живи, как хочется», «Не в свои сани не садись», «Свои люди - сочтёмся», «Бедность не порок», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Старый друг лучше новых двух» и т. п. Особенность композиции в пьесах – действие его пьес развёртывается обычно медленно, спокойно, в соответствии с тем устойчивым, малоподвижным бытом, который в них изображается. Присутствие элемента комического в пьесах – юмор при изображении маленьких, забитых жизнью, честных людей; обличительный, сатирический смех, направленный против деспотизма самодуров.

Слайд 8

Вывод: Важнейшее достоинство творчества Островского: глубокий реализм, выразившийся в широком, правдивом освещении русского быта; в создании типичных образов из различных общественных классов; в замечательной характеристике изображаемой среды; в естественности построения пьес.

Слайд 9

«Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина»
Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не «пороки» человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную психологию классов и сословий. Его сатира носила социально-политический характер.
1826 - 1889

Слайд 10

Адресаты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина:
а)   Самодержавие. Это один из главных объектов сатиры Щедрина. В самодержавии писатель видел крайнее выражение отживших, реакционных социально-политических отношений России. Самодержавный строй враждебен всякой свободе, просвещению, его характеризует бессмысленная жестокость, тупость, инстинктивное тяготение ко всякого рода «злодействиям» (сказки «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «История одного города»).
б)   Дворянство. Щедрин показывал дворянство как отживший класс, не имеющий никаких исторических перспектив, социально и нравственно вырождающийся. В произведениях Щедрина - разные дворянские типы: поместное дворянство («Дикий помещик»), служилое дворянство («По­весть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), либеральное дворянство («Коняга», «Либерал», «Премудрый пескарь») Наиболее же развернутое изображение дворянства, обреченного на нравственное и физическое вырождение, Щедрин дал в романе «Господа Головлевы».
в)   Народ. При всем глубоком сочувствии народу как единственному достойному уважения сословию Щедрин видел и отрицательные его стороны, сложившиеся исторически: низкий уровень самосознания, полную покорность «властителям», рабскую психологию. Поэтому и народ (в первую очередь мужик) также подвергается сатирическому осмеянию в таких произведениях Щедрина, как «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Богатырь» и в особенности в «Истории одного города».

Слайд 11

Основные средства сатирического изображения
а)   гипербола — художественное преувеличение, доходящее до неправдоподобия. Применяется в сказках «Дикий помещик», «Богатырь», в романе «Господа Головлевы», в котором отрицательные черты дворянства («пустомысли», пустоутробие и запой») усилены до крайних пределов;
б) фантастика—безусловное неправдоподобие, изображение того, чего в жизни не бывает. Используется в сказках «Повесть о том, как один Мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», в «Истории одного города» и других произведениях;
в)   гротеск — соединение фантастического с реальным часто предельно конкретным и бытовым. Используется в сказках «Медведь на воеводстве», «Здравомысленный заяц».
Формы сатирического изображения позволяли Салтыкову-Щедрину, во-первых, усилить и заострить отрицательные стороны изображаемых явлений, и во-вторых, сделать сатиру более смешной, едкой, даже издевательской.

Слайд 12

Вывод: Как писатель-сатирик Салтыков-Щедрин во многом унаследовал традиции А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя и других русских сатириков, но в то же время был исключительно самобытен и сам создавал традицию, на которую опирались впоследствии такие русские сатирики, как Аркадий Аверченко, Владимир Маяковский, Михаил Зощенко и др.