Презентация - Древнерусская литература

Древнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литератураДревнерусская литература







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Древнерусская литература
Уроки литературы в 9 классе
Автор: Чванова Инна Николаевна, учитель русского языка и литературы

Слайд 2

2
Д.С.Лихачев
«Древняя русская литература наполняет нас гордостью за наших далеких предшественников, учит нас с уважением относиться к их труду, борьбе, к их заботам о благе Родины»

Слайд 3

Перун
Христиане и язычники
Свержение идола Перуна

Слайд 4

В 988 году Русь принимает христианство

Слайд 5

История возникновения:
Древнерусская литература возникла примерно в 11в. и развивалась в течение семи веков. Зарождению литературы способствовало возникновение письменности. Письменность существовала задолго до принятия христианства на Руси (до 988 г.) После крещения Руси развитие письменности, а значит и литературы, пошло гораздо быстрее.

Слайд 6

Древнерусская литература прошла многовековой путь развития . Ее истоки восходят к концу X века и первым годам XI столетия. Древнерусская литература существовала и развивалась на протяжении семи веков. Выделяют шесть периодов развития древнерусской литературы.

Слайд 7

Шесть периодов развития древнерусской литературы.
1. XI век – первая треть XIIвека. 2. Вторая треть XII – первая треть XIIIвека. 3. Вторая треть XIII – конец XIVвека. 4. Конец XIV – XVвек. 5. Конец XV – XVI век. 6. XVII век.

Слайд 8

Древнерусская литература XI - первой трети XII века
«Повесть временных лет» Создание славянской азбуки. Смерть Олега. Смерть Игоря и месть Ольги. Сказание о Белгородском киселе. Сказание о Кожемяке.
«Поучение» Владимира Мономаха. «Слово о погибели русской земли». «Слово о Законе и Благодати»

Слайд 9

Древнерусская литература второй трети XII - первой трети XIII века
«Слово о полку Игореве» Киево – Печерский патерик «Слово» Кирилла Туровского «Моление» Даниила Заточника

Слайд 10

Древнерусская литература второй трети XIII - конец XIV века
Третий период связан с монголо – татарским нашествием и борьбой с ним. Господствует героическая тема и вера в национальное возрождение. «Повесть о разорении Рязани Батыем» «Задонщина»
Нашествие хана Батыя на Русь.

Слайд 11

Древнерусская литература конца XIV - XV века
Четвёртый период – время подъёма национального самосознания, формирования нравственного идеала. Это нашло отражение в житиях святых, написанных Епифанием Премудрым. «Житие Сергия Радонежского»

Слайд 12

Древнерусская литература конца XV – начала XVI века
Пятый период – эпоха Московского централизованного государства. Происходит слияние областных литератур в общерусскую. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Хождение за три моря» «Домострой»

Слайд 13

Литература XVII века.
Время столкновения старых и новых принципов письма. «Повесть о Шемякином суде» «Повесть о Горе – Злочастии» «Житие протопопа Аввакума»
Автограф «Жития Аввакума» с припиской старца Епифания.

Слайд 14

Отличительные черты:
Книга была рукописная. Автор в большинстве произведений отсутствовал. Литература делилась на 1) церковную и светскую 2) переводную и оригинальную

Слайд 15

Слайд 16

Псалтырь
Так выглядели первые книги
Берестяная грамота

Слайд 17

Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки
Кириллица

Слайд 18

ДРЕВНЕРУССКИЕ КНИГИ

Слайд 19

Деяния человеческие сохраняются в камне, в дереве, в красках. И все они становятся объектом пристального внимания историка, изучающего культуру, а в ней – искусство, ремесла, литературу, книгу…

Слайд 20

Слайд 21

Книга как таковая пришла на Русь вместе с христианством. Письменность русскими была воспринята от соседней Болгарии – страны, принявшей крещение на сто с лишним лет раньше Руси.   В Болгарии уже были славянские церковные книги. В то время древнеболгарский и древнерусский  языки были столь близкими, что переводить болгарский на русский не было необходимости.
Куприяновские или Новгородские листки. Евангелие апракос X-XI в. (?). Среднеболгарский извод (?). Фрагмент

Слайд 22

До изобретения печатного станка все книги были рукописными. Писались они в ту пору на пергаменте, а иногда на бересте, уставом  или полууставом птичьими перьями.
Образцы полуустава кириллицы (Евангелие «Ананьинское», конец XVI – начало XVII в.) и глаголицы (Зографское Евангелие, XI в.)

Слайд 23

Начало каждой главы в книге – ее заглавие и первые строки текста – выписывались киноварью - красной краской, а иногда золотились, украшались многоцветными инициалами. С тех пор в нашем языке и осталось понятие «красная строка».
Страница, написанная уставом. Остромирово Евангелие, 11 век

Слайд 24

Книга тщательно переплеталась. Обложки были деревянные, обтянутые кожей. Прочтешь книгу от начала до конца и поймешь, откуда появилось выражение «прочитать книгу от доски до доски».
Геннадиевская Библия

Слайд 25

Летописи свидетельствуют, что на Руси в церквях «клети исполнены книгами», в кельях монастырей «ничего не видно, кроме икон и книг», а в каждом боярском тереме есть «крестовая палата», а в ней под иконами-образами - книги.
Крестовая палата - Московский Кремль

Слайд 26

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией. Все рукописные книги – незаменимые свидетели эпохи, основной и достоверный источник изучения отечественной культуры.
Евангелие апракос полный. 1362 г. Новгород. Писец Микула

Слайд 27

Остромирово Евангелие
Остромирово Евангелие – древнейшая точно датированная книга, написанная кириллицей.

Слайд 28

Оно написано в 1056 — 1057 гг. на пергамене, содержит 294 листа красивого уставного письма в два столбца, 3 красочные миниатюры, яркие заставки и многочисленные разнообразные инициалы.
Остромирово Евангелие 1057 г., лист 245б

Слайд 29

Сведения о происхождении Остромирова Евангелия содержатся в самой этой книге и подтверждаются историческими источниками: переписчиком его был дьякон Григорий, а заказчиком – новгородский посадник Остромир. Отсюда и происходит название Евангелия – Остромирово.
Остромирово Евангелие 1057 г., лист 271 б

Слайд 30

Изборник Святослава
Вторая по древности (после Остромирова Евангелия) дошедшая до нас датированная рукопись (1073 г.) - Изборник, принадлежавший киевскому князю Святославу Изяславичу.

Слайд 31

Это русский список с болгарской рукописи X в. Изборник носит энциклопедический характер. Он содержит выдержки из Священного Писания и творений святых отцов церкви, философские и естественнонаучные тексты. Рукопись написана уставом на пергаменте, над ней трудилось двое писцов.
Изборник Святослава. Фронтиспис с изображением мирообъемлющего храма

Слайд 32

Заглавная страница из Изборника 1073г
Изборник Святослава. Рисунки на полях

Слайд 33

Геннадиевская Библия
Для каждого народа создание полного Библейского кодекса на родном языке – важная веха в истории культуры. Для России этой вехой стал 1499 год. Именно в тот год в Великом Новгороде была успешно завершена огромная работа по составлению первого на Руси полного рукописного свода всех библейских текстов на славянском языке, то есть первой полной славянской Библии.

Слайд 34

Эта работа проводилась по инициативе архиепископа Новгородского Геннадия. Поэтому в науке книга получила название Геннадиевская Библия.

Слайд 35

Геннадиевская Библия — высочайший образец книжного искусства своего времени. Она написана на высококачественной бумаге, имеет 1002 листа, размер которых – 33 на 23, 5 см.

Слайд 36

1) переводные;
2) оригинальные (с XI века).
Жанры древнерусской литературы

Слайд 37

Слайд 38

Жанры древнерусской литературы.
Летопись - повествование о событиях исторической важности, расположенных «по летам»,то есть в хронологической последовательности. Поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях. Повесть - повествует о важнейших исторических событиях. Хождение – повествует о далёких путешествиях. Житие - описание подвигов и добрых дел святых. Слово - образец торжественного красноречия.

Слайд 39

Богоматерь
Хождение – жанр, в котором описывались всякого рода путешествия в иные земли или приключения
«Хождение Богородицы по мукам»
Хождение

Слайд 40

Житие – описание жизни святого
Протопоп Аввакум
Петр и Феврония Муромские
Сергий Радонежский
Житие

Слайд 41

Житие
Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков. Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.

Слайд 42

Слайд 43

Слайд 44

По легенде, за несколько лет до княжения Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила князя, и он женился на ней.

Слайд 45

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.
В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 25 июня 1228 года.

Слайд 46

Погребены были св. супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету Иоанном Грозным в 1553 году. После революции, в 1921 году, мощи были увезены в местный музей. С 1992 года мощи открыто почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме. В память о святых супругах установлен день Петра и Февронии.

Слайд 47

Повесть написана в 16 веке Ермолаем – Еразмом (Ермолай Прегрешный). Повесть относится к жанру «жития». «Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. Композиция жития: Рождение святого. Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу. Уход из родительского дома. Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря. Прижизненные чудеса. Смерть святого. Посмертные чудеса.

Слайд 48

Летописи – погодные (по «летам» по «годам») записи. В летописях ученые монахи сообщали о тех событиях, которые происходили в тот или иной год
«Повесть временных лет»
Летопись

Слайд 49

49
Летописание началось на Руси в XI веке.

Слайд 50

Что такое летопись.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». А.С. Пушкин
Летопись – это исторический жанр древнерусской литературы 11 – 17 вв. Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом, по мере их происшествия.

Слайд 51

Как создавались летописи.
Древние летописцы писали свои рассказы на пергаменте.
При каждом монастыре был свой летописец. На основе первичных летописей составлялись летописные своды.

Слайд 52

«Повесть временных лет»
Нестор - первый русский летописец.
«Повесть временных лет» — первая русская летопись начала XIIвека.

Слайд 53

53

«Повесть временных лет»
Монах Нестор

Слайд 54

Слайд 55

В 1073 году монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий ,используя «Древнейший Киевский свод»,составил «Первый Киево-Печерский свод».В результате нескольких переработок возникает летописный свод ,который мы сейчас называем «Повесть временных лет.Она нам известна по более поздним летописным сводам Лаврентьевской и Ипатьевской летописям

Слайд 56

«Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля,кто в Киеве нача первее княжити ,и откуду Руская земля стала есть…»

Слайд 57

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» – древнерусская летопись, созданная в 1110-х. Летописи – исторические сочинения, в которых события излагаются по так называемому погодичному принципу, объединены по годовым, или «погодичным», статьям (их также называют погодными записями). «Погодичные статьи», в которых объединялись сведения о событиях, произошедших в течение одного года, начинаются словами «В лето такое-то…» («лето» в древнерусском языке означает «год»)..

Слайд 58

Самый ранний дошедший до нашего времени список Повести временных лет относится к 14 в. Он получил название Лаврентьевская летопись по имени переписчика, монаха Лаврентия, и был составлен в 1377.
Другой древнейший список Повести временных лет сохранился в составе так называемой Ипатьевской летописи (сер. 15 в.).

Слайд 59

Лаврентьевский летописец

Слайд 60

Лаврентьевская летопись
Рукопись «Повести временных лет» — древнейшего летописного свода — начертанная рукой самого Нестора-летописца, к сожалению, не сохранилась. Сохранились только 118 листов в Новгородской летописи XIII века. Впоследствии летопись Нестора многократно переписывалась и распространялась по другим городам Руси. Наконец, в 1377 году по заказу великого князя Суздальского Димитрия монах по имени Лаврентий переписал летописный свод 1305 года. Именно эта летопись сохранилась до наших дней.
Первая страница Лавреньевской летописи 1377 г.

Слайд 61

Слайд 62

Страницы из «повести временных лет»

Слайд 63

Основные события в Повести временных лет – войны (внешние и междоусобные), основание храмов и монастырей, кончина князей и митрополитов – глав русской церкви.
В состав Повести временных лет также включаются предания. Например – рассказ о происхождении названия города Киева от имени князя Кия; сказания о Вещем Олеге, победившем греков и умершем от укуса змеи, спрятавшейся в черепе умершего княжеского коня; о княгине Ольге, хитроумно и жестоко мстящей племени древлян за убийство своего мужа.

Слайд 64

Слайд 65

Слайд 66

Слайд 67

Ярослав Мудрый

Слайд 68

Самое крупное летописное произведение средневековой Руси (XVI в.). До нас дошли 10 томов свода. Первые три тома посвящены всемирной истории. В семи последующих томах изложена русская история, начиная с 1114 по 1567 г. Том, содержащий начальную русскую историю, не сохранился.
Лицевой летописный свод
Миниатюра Лицевого летописного свода 70-е гг. XVI в.

Слайд 69

Лицевой летописный свод создавался по заказу царя Ивана IV (Грозного) в период с 1568 по 1576 гг. Над его созданием трудился целый штат царских книгописцев и художников.

Слайд 70

Книжные миниатюры свода являются также ценными историческими источниками, донесшими до нашего времени сведения о природе, материальном производстве, культуре и быте Древней Руси и соседних народов.

Слайд 71

Поучение –жанр, излагающий правила жизни, которые автор хотел донести до читателя: он поучал его.
Владимир Мономах 1053-1125
Поучение

Слайд 72

Поучение
Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.

Слайд 73

Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее. Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века.
Слово

Слайд 74

Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».
Повесть

Слайд 75

Объединяющие жанры
Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик. Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях.. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства. Хронограф – это тексты, содержащие описание времени. Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях. Патерик – описание жизни святых отцов. Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф – буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный»

Слайд 76

Послание обычно использовалось в публицистических целях, то есть было посвящено каким-либо актуальным проблемам
Первое послание Андрея Курбского Ивану Грозному
Послание

Слайд 77

Киево-Печерский патерик
Патерик – сборник коротких рассказов о монахах и мирских людях
Патерик

Слайд 78

Исследователи древнерусской литературы
Борис Константинович Зайцев
Федор Иванович Буслаев
Дмитрий Сергеевич Лихачев
«Именно в древней русской литературе создался тот широкий и глубокий взгляд на весь « обитаемый мир», который стал характерен для нее в XIX веке».

Слайд 79

1.Почему летописную повесть считают величайшим памятником литературы? 2.Какие задачи ставил перед собой летописец ,собирая сведения о русской истории? 3.Произведения каких жанров включает в себя «Повесть временных лет»? 4.Что такое «погодные записи»?О каких событиях рассказывает в них летописец?
отвечаем на вопросы

Слайд 80

,,Слово о полку Игореве”
ХII век
Приступая к изучению нашей словесности, мы хотели бы обратиться назад и взглянуть с любопытством и благоговением на её старинные памятники… А.С.Пушкин

Слайд 81

План урока .
История замечательной находки. Историческая основа «Слова о полку Игореве. Тема и идея произведения. Словарик.

Слайд 82

История замечательной находки
Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово…”.
Спасо-Преображенский монастырь В Ярославле
Мусин-Пушкин
1792

Слайд 83

В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово…” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.

Слайд 84

В 1812 г. сборник, включавший “Слово…”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова…”, выполненная для Екатерины II

Слайд 85

Слайд 86

  Памятник средневековой русской литературы конца XII века. В основе сюжета - неудачный половецкий поход Игоря Святославича 1185 года, который он совершил в союзе с другими князьями. Князья Новгород-Северской земли не принимали участия в успешном походе в 1184 году князей киевских Святослава Всеволодовича и Рюрика Ростиславича против половецкого хана Кобяка.

Слайд 87

Внешняя триада: зачин ,основная часть и концовка. Внутри основной части: повествование о походе Игоря,прерываемое тремя авторскими отступлениями 2.Центральный фрагмент, посвященный Святославу(сон Святослава, его трактование боярами, «золотое слово»Святослава) Заключительная часть: фрагмент ,связанный с возвращением Игоря из плена(плач-заклинание Ярославны ,бегство Игоря ,погоня Гзака и Кончака)
Композиция «Слова о полку Игореве»

Слайд 88

Зачин.Часть первая: поход Игоревой дружины

Слайд 89

Слайд 90

Слайд 91

Слайд 92

Игорь продолжил поход, несмотря на затмение. Как вы думаете ,почему ? Как описывается путь Игоря к Дону? Как силы природы реагируют на поход Игорева войска?

Слайд 93

Слайд 94

Слайд 95

«Никнет трава от жалости , а дерево от печали к земле приклонилось…» «И Игорева храброго войска не воскресить!»

Слайд 96

Часть вторая.Сон и «золотое слово» Святослава.Значение обращений автора к русским князьям.
Как вы понимаете слова Святослава: «Но не по чести одолели ,не по чести кровь поганых пролили…»

Слайд 97

Слайд 98

Автор показывает первопричину горького положения Руси : раздоры отвлекли князей от обороны границ, и в образовавшиеся плеши стали проникать половцы.Поход Игоря Святославича 1185 года – показательный результат раздробленности Русской земли,которая угрожает самому её существованию .Призыв к единению – идейный центр «Слова о полку Игореве»

Слайд 99

Часть третья.Плач Ярославны.
«Уже нам своих милых лад ни в мысли помыслить ,ни думою сдумать.Ни очами не увидать ,а золота и серебра в руках не подержать! «Тогда на русской земле редко пахари покрикивали ,но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили ,собираясь на поживу»

Слайд 100

Слайд 101

Слайд 102

К.Васильев «Плач Ярославны»

Слайд 103

К каким силам в своем плаче обращается Ярославна? Почему это плач-заклинание?

Слайд 104

Какие жанры мы встречаем в «Слове..»?
Зачин – образец дружинной поэзии Первая часть – воинская повесть Вторая часть жанр «слова» (торжественное красноречие) Третья часть – плач Концовка – «слава» 1часть – эпос(повествование) 2часть – публицистика(выступление оратора) 3часть – лирическая(плач)и эпическая

Слайд 105

Как вы думаете ,что объединяет такие разнородные по содержанию и жанровым признакам отрывки в одно целое ?

Слайд 106

«Русская земля ,в описании которой объединились лирика и публицистика – основной художественный образ «Слова…» Д.С. Лихачев

Слайд 107