Презентация - Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»

Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»Подготовка к ОГЭ «Написание сжатого изложения - Работа с текстом (практика) - Приемы сжатия текста»






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Подготовка к ОГЭ Написание сжатого изложения Работа с текстом (практика) Приемы сжатия текста

Слайд 2

Исходный текст
Кроме легенд о Геракле, древние греки рассказывали и о двух братьях-близнецах – Геракле и Ификле. Несмотря на то что братья с детства были очень похожи, выросли они разными. Еще очень рано, и мальчикам хочется спать. Ификл натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны, а Геракл бежит умываться к холодному ручью. Вот братья идут по дороге и видят: на пути – большая лужа. Геракл отходит назад, разбегается и перепрыгивает через препятствие, а Ификл, недовольно ворча, ищет обходной путь. Братья видят: на высокой ветке дерева красивое яблоко. «Слишком высоко, – ворчит Ификл. – Не очень-то хочется этого яблока». Геракл прыгает – и плод у него в руках. Когда устают ноги и губы пересыхают от жажды, а до привала еще далеко, Ификл обычно говорит: «Отдохнем здесь, под кустиком». – «Лучше побежим, – предлагает Геракл. – Так мы скорее одолеем дорогу». Геракл, который сначала был обыкновенным мальчиком, впоследствии становится героем, победителем чудовищ. И все это только потому, что он с детства привык одерживать ежедневные победы над трудностями, над самим собой. В этой древней легенде скрыт глубочайший смысл: воля – это умение управлять собой, это умение преодолевать препятствия. (Из журнала) (176 слов)

Слайд 3

Текст сжатого изложения
У древних греков есть легенда о Геракле и Ификле. Хотя они были близнецами, выросли братья разными. Ранним утром, когда Ификл еще спит, Геракл бежит умываться к холодному ручью. Увидев на пути лужу, Геракл перепрыгивает через нее, а Ификл обходит препятствие. Высоко на дереве висит яблоко. Ификлу лень за ним лезть, а Геракл тут же достает плод. Когда идти больше нет сил, Ификл предлагает сделать привал, а Геракл – бежать вперед. Хотя Геракл, как и Ификл, вначале был обыкновенным мальчиком, он стал героем, потому что с детства учился преодолевать трудности, воспитывал волю. (90 слов)

Слайд 4

Конкретные приемы сжатия текста:
1) исключение подробностей, второстепенных фактов (натягивает на голову одеяло, чтобы дольше смотреть интересные сны); 2) исключение прямой речи или перевод прямой речи в косвенную (4-й и 5-й абзацы, чужая речь передана с помощью простых предложений с дополнением, указывающим на тему речи).

Слайд 5

Инструкция «Как писать сжатое изложение»
1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли. 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. 9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.

Слайд 6

I. Задания, направленные на умение прогнозировать содержание текста.
1. Прочитайте заголовок и попробуйте догадаться, о чем (о ком) будет идти речь в тексте. После того как прослушаете текст, проверьте свои предположения. Примеры заголовков: «Открытие, которое опоздало на двести лет», «Грустная коллекция», «Пятнадцать Людовиков Пятнадцатых» – названия текстов С.Львова; «Человек с Луны» (о Миклухо-Маклае), «Рафаэль скрипичного мастерства» (о Страдивари).

Слайд 7

2. Прослушайте или прочитайте начало текста (первое предложение, первый абзац), по которому вы будете писать изложение, и попробуйте предположить, о чем пойдет речь дальше (какие события за этим последуют, какие мысли будут высказаны…).

Слайд 8

ПРИМЕР Герои сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» Шляпочник и Мартовский Заяц, как известно, непрерывно были заняты чаепитием. Когда же посуда становилась грязной, они не мыли ее, а просто пересаживались на другое место. «– А что же будет, когда вы дойдете до конца? – осмелилась спросить Алиса. – Не пора ли нам переменить тему? – предложил Мартовский Заяц»…
(Продолжение текста: «Этот диалог приводит в одной из своих книг основатель кибернетики американский ученый Норберт Винер, говоря об использовании природы человеком, ограниченности ее ресурсов…». Текст взят из «Энциклопедии для детей» (том «Биология») и посвящен проблемам экологии.)

Слайд 9

ПРИМЕР Задание. Прочитайте начало двух текстов, рассказывающих об одном и том же, но по-разному. Найдите скрытые в тексте вопросы. Выскажите свои предположения о дальнейшем содержании каждого текста. (Между чтением первого и второго текста дается время для выполнения задания.)
Текст 1 Склонившись над географическим атласом, немецкий геофизик Альфред Вегенер сделал на пороге XX века выдающееся открытие: восточные берега Южной Америки и западные берега Африки можно совместить так же точно, как соответствующие части детской разрезной картинки-головоломки. (О чем будет говориться дальше? Что это за открытие?) Текст 2 В 1913 году геофизик Вегенер выпустил книгу «Происхождение континентов и океанов». В ней он изложил свою знаменитую гипотезу, которая получила название теории перемещения, или теории дрейфа материков. (Что это за гипотеза? Какие факты подтверждают ее?)

Слайд 10

II. Задания, направленные на умение выделять в тексте главное (концепт).
1. Найдите предложения, в которых заключена главная мысль текста, или сформулируйте ее самостоятельно. 2. Найдите главное событие. 3. Расположите события по степени важности. 4. Вынесите самую важную информацию на первое место, в начало изложения. Содержание остальных частей текста передайте сжато (или выборочно).

Слайд 11

III. Задания, направленные на интерпретацию текста.
1. Объясните, как вы понимаете утверждение о том, что… 2. Как вы относитесь к мысли автора о том, что… 3. Выскажите свое мнение в связи с прочитанным (напишите о своем понимании события). 4. Соотнесите прочитанный текст с другими или подберите подобный по смыслу. 5. Приведите обоснованный ответ на вопрос, заданный автором.

Слайд 12

IV. Задания, направленные на творческую переработку текста.
1. Сделайте в тексте вставки: введите описание своей любимой игры (любимого времени года…), рассуждение о поступках героя, историю о… . 2. Дополните текст похожими примерами. 3. Изложите содержание текста в другом жанре (стиле). 4. Найдите в тексте общее и частное. Расскажите сначала о частном, а затем перескажите фрагмент, представляющий собой общее рассуждение. 5. Найдите в тексте части, служащие причиной, и части, являющиеся следствием. 6.Вынесите на первое место самую интересную для вас информацию и перескажите ее подробно. Остальные части текста перескажите сжато.

Слайд 13

• Что нового я узнал из текста? • Какие факты оказались для меня неожиданными? • Что я об этом думаю? • Как это соотносится с тем, что я уже знаю? • На какие размышления эти факты наталкивают меня? • Встречалось ли мне что-либо похожее раньше – в жизни, в литературе, в кино? • Какие факты, примеры, случаи я могу использовать в своем сочинении?

Слайд 14

3. Изложение с продолжением:
«Прочитайте текст, в котором нет концовки. Придумайте свое продолжение рассказа, а затем сравните его с авторским» (Варианты. Продолжите историю так, чтобы стало ясно, почему автор дал рассказу такое заглавие. Попробуйте дописать текст, предложив возможный вариант развертывания событий.)