Презентация - Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ

Интеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭИнтеграция лингвистического и
литературоведческого подходов 
в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С ОГЭ и ЕГЭ







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом при подготовке к выполнению заданий части С
ОГЭ ЕГЭ

Слайд 2

Художественный текст
Художественный текст служит планом выражения образного строя произведения. Образ «всегда является эстетически организованным структурным элементом... Этим определяются и формы его словесного построения, и принципы его композиционного развития... Образы могут сочетаться в последовательно развертываемую цепь, могут соотноситься один с другим... могут включать в себя друг друга...». Это композиционное развитие должно постоянно быть в центре внимания исследователя. Художественный текст создает определенную модель пространственно-временных отношений, порождает тот или иной образ времени и пространства. Одним из важнейших этапов анализа текста, должен быть анализ его пространственно-временной организации. Художественный текст как часть культуры всегда связан с другими текстами, которые преобразуются или частично используются в нем, служат для выражения его смыслов. Обращение к филологическому анализу текста связано и с рассмотрением межтекстовых связей. Анализ художественного текста немыслим без внимания к его структуре, без учета наиболее ярких сигналов авторской позиции (семантики заглавия, ключевых слов текста и т.д.)

Слайд 3

Текст как «структура словесных форм в их эстетической организованности».
«Творчество писателя, его авторская личность, его герои, темы, идеи и образы воплощены в его языке и только в нем и через него могут быть постигнуты». Виноградов В.В. Читатель должен воспринять намерения автора, проявить творческую активность, чтобы понять проблематику, композицию, систему образов, последовательность и особенность сочетаемости языковых средств разных уровней.

Слайд 4

Содержание и форма произведения
«Произведение искусства есть явление не природное, а это значит, что в основе его лежит духовное начало, которое, чтобы существовать и восприниматься, непременно должно обрести некоторое материальное воплощение, способ существования в системе материальных знаков. Отсюда естественность определения границ формы и содержания в произведении: духовное начало – это содержание, а его материальное воплощение – форма» Есин А.Б. Содержание – это размышления писателя о мире, а форма – система средств и приемов, в которой эти размышления находит свое воплощение. Для точного и полного понимания содержания произведения необходимо внимательно анализировать его форму, т.к. все элементы речевой формы художественного произведения являются средством воплощения образов, в которых и отражается действительность в искусстве.

Слайд 5

Художественный текст как сложная система
«Понимание есть повторение процесса творчества в изменённом порядке». А.А.Потебня

Слайд 6

Лингвистический анализ
Это определение «тончайших смысловых нюансов отдельных выразительных элементов русского языка», «разыскание значений: слов, оборотов, ударений, ритмов и тому подобных языковых элементов», «создание... инвентаря выразительных средств русского литературного языка». Л.В. Щерба Лингвистический анализ предполагает комментирование различных языковых единиц, образующих текст, рассмотрение особенностей их функционирования с учетом системных связей.

Слайд 7

Литературоведческий анализ
Это анализ идейно-эстетического содержания текста, рассмотрение проблематики, жанровой специфики, системы образов литературного произведения и др.

Слайд 8

Текст как объект филологического анализа
Цель лингвистического анализа текста — «показ тех средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание произведения» (Л.В. Щерба). Цель литературоведческого анализа — выявление содержания художественного текста как произведения искусства. Цель филологического анализа — показать через взаимную обусловленность формы и содержания текста его смысл. Филологический анализ текста – это неотъемлемая часть общей работы по совершенствованию лингвистических и литературоведческих знаний, развитию речи и мышления учащихся.

Слайд 9

Интегрированный урок русского языка и литературы

Основное внимание должно быть сосредоточено на особенностях функционирования единиц языка разных уровней в художественном тексте, рассмотрении их изобразительных возможностей с целью формирования у учащихся представления об эстетической функции русского языка, богатстве и гибкости его системы, роли средств словесного выражения в создании художественных образов, содержании и форме текста как едином целом, характерных чертах стиля художника слова или отдельного произведения.
В центре внимания должен быть текст не только как дидактическое средство, но и как объект рассмотрения.

Слайд 10

Задачи учителя
Р Л СТ

Слайд 11

Этапы работы с текстом. Этап 1
На первом этапе после первого прочтения текста осуществляется определение эмоционального впечатления, которое он произвел, восприятие того или иного образа, авторской трактовки вопроса и т.п., затем это первое впечатление будет конкретизироваться, обосновываться в ходе дальнейшего анализа.

Слайд 12

Этапы работы с текстом. Этап 2
1) определить сильные позиции текста (анализ текстовых знаков: заглавия, имеющихся метатекстовых знаков), затем - ключевые знаки, на основании чего - определяется тема и идея текста, - выявляется конфликт, - делается вывод об образной системе текста; 2) выявить особенность структуры текста, соотнести их с содержанием, выраженным с  помощью ключевых текстовых знаков и определить особенности композиции. 3) провести анализ изобразительно-выразительных средств на всех уровнях языковой системы (лингвистический анализ), делая предварительные замечания об их месте и роли в художественном тексте: выяснить лексические, грамматические и др. особенности текста.

Слайд 13

«Анализ текста имеет циклический характер... Мы постоянно переходим от формы к содержанию и обратно, отдавая на первых порах предпочтение форме». (Лукин В.А.) Наблюдения над формой и ее анализ дают возможность сделать содержательные выводы, которые вновь проверяются рассмотрением языковых средств и образной системы текста. Предлагаемый подход к филологическому анализу художественного текста определяет его «челночный» (Л.Ю. Максимов) характер — постоянные переходы от содержания к форме и обратно.

Слайд 14

Текст

Слайд 15

(1)Михаилу не спалось, и он вышел из дома в ночной сад, чтобы немного проветрить голову. (2)Последние поездки в Аксеновку выходили сплошь по печальным поводам. (3)Сначала ушли друг за другом бабушка, дед и мама, а пару лет назад не стало и отца. (4)Вернуться в этот раз его заставила необходимость распорядиться оставленным хозяйством. (5)Только как продать дом, в небе над которым светят с детства знакомые звезды? (6)Михаил поднял голову в перемигивающуюся синь, и вдруг ее знакомая бесконечность и щекочущий нос запах выспевших, налитых соком, никому уже не нужных яблок сжали горло так сильно, что он на секунду испугался, что не сможет дышать. (7)Он прокашлялся, опустился на землю, и вмиг воспоминания об одной такой же теплой ночи вернули его в далекое детство… (8) - Видишь во-о-он то скопление звезд рядом с Большой Медведицей? (9)Это созвездие Цефея… (10) Мишка повернулся на бок, и раскладушка под ним недовольно, как соседский пёс, заворчала. (11)Запрокинув голову, отец сидел рядом с ним на ковре из травы, чуть тронутой ночной росой, и указывал рукой куда-то над собой. (12)В детстве, когда Мишка гостил здесь у бабушки с дедушкой, он иногда тайком наедался ещё неспелых яблок из фамильного сада и до утра мучился животом. (13)В такие ночи отец выносил на поляну в самом центре знакомого огромного сада большую старую раскладушку, укладывал на нее сонного, согнувшегося пополам мальчика и старался, осторожно поглаживая по животу, успокоить боль и усыпить сына легендами о созвездиях. (14)Мишка глядел сквозь слипающиеся веки в ночное небо, и, казалось, оно, удостоверившись, что деревня на самом деле уснула, тоже позволяло себе устало прилечь на ее крыши. (15) Небо казалось близким, как купол большой палатки, которую они с отцом часто брали в походы по горам. (16)Оно было почти осязаемым и усыпанным звездами щедро, с избытком, совершенно нерасчетливо…
Шкатулка Бога

Слайд 16

(17) В их старом доме хранилась большая шкатулка с пуговицами. (18)Разномастная коллекция пополнялась издавна и была внушительной: взору открывшего шкатулку представала россыпь множества этих застежек разных цветов и диаметров. (19)Когда на чьей-нибудь одежде отрывалась пуговица, бабушка ловко выбирала нужную замену и пришивала ее на место пропажи. (20)Сколько бы раз Мишка ни прибегал, придерживая спадающие штаны или расходящуюся в стороны рубаху, набитую сорванными яблоками, в шкатулке, как по волшебству, находилось спасение для простой, припудренной теплой пылью деревенских тропинок Мишкиной одежды. (21) Разглядывая бесчисленные звезды в небе над Аксеновкой, мальчик в детстве думал, что весь видимый огромный мир – это шкатулка Бога.(22) И если где-то появляется новая деревня, то звезды для нее берутся именно отсюда, из этого беспорядочного скопища мерцающих золотых пуговиц. (23)Казалось, невозможно было представить себе человека, способного разобраться в этой небесной россыпи. (24) Поэтому когда рука отца уверенно рисовала перед ним очертания новых созвездий, Мишка следил за ним с восхищением. (25) - Давным-давно на Земле рос волшебный сад, в самом сердце которого высилось красивое дерево. (26)Его плоды могли дарить людям вечную жизнь. (27)Раз в тысячу лет хозяйка сада приглашала к себе богов и смертных людей, и однажды среди них оказался простой возничий одного из древних императоров… (28)Он попробовал плодов бессмертия и больше не смог возвратиться в свои родные места. (29)Но он не остался и в волшебном саду. (30)Вместе со своей колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Цефея, а его колесницу – в созвездие Большой Медведицы. (31)И теперь люди видят их на небе… (32)На свежем воздухе Мишка быстро начинал засыпать, и, теряя нить рассказа, перебивал отца невпопад: (33) - Бать, а бать…(34) Скажи… кто пришивает звезды к небу? (35)Уже не расслышав ответа, Мишка засыпал, и отец, дождавшись, когда дыхание сына станет ровным и глубоким, уносил его в дом… (36)Михаил поднялся с земли, сорвал еще не успевшее отдать тепло, пахнущее солнцем яблоко, и, закрыв глаза, глубоко вдохнул его запах. (37)Вот если бы можно было открыть их и увидеть рядом отца, и проговорить с ним хоть одну ночь напролет…  (38)«Но он не остался в волшебном саду…, - медленно произнес вслух юноша. (39) - Вместе с колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Батьки… (40)Когда-нибудь и моей пуговицей подлатают эту небесную рубаху…. (41)Ты только не промахнись, слышишь… (42)Мне во-о-он в то скопление звезд, рядом с Большой Медведицей…». (По Павловой О.)

Слайд 17

Роль заглавия текста
Гальперин И.Р.
Выготский Л.С.
Кожина Н.А.
Брудный А.А.

Слайд 18

Работаем с текстом
Определите, как связано название с темой, идеей, образами в рассказе. Каким образом соотносятся заглавие и содержание текста? Какое изобразительно- выразительное средство лежит в основе названия рассказа? Определите, как «развертывается» заглавие в тексте, какие художественные образы произведения связаны с ним.
Комментарий, авторская позиция

Слайд 19

Шкатулка Бога – звёздное небо: звёзды – пуговицы, которыми время от времени латают небесную рубаху; «И если где-то появляется новая деревня, то звезды для нее берутся именно отсюда, из этого беспорядочного скопища мерцающих золотых пуговиц».
Шкатулка Бога –человеческий мир: «разномастная коллекция» людей, у которых своё место, свой путь, своё предназначение; люди – пуговицы, где каждый на своём месте, как звёзды в созвездиях; «Когда-нибудь и моей пуговицей подлатают эту небесную рубаху…»
Метафоричность названия
философский смысл
Аналогия
Комментарий, авторская позиция

Слайд 20

Текстовые знаки
Метатекст - это такая часть текста, которая обладает свойствами связности и цельности. В художественном тексте метатекст выявляется на фоне целого, в котором он существует на правах сильной позиции.

Слайд 21

Функция метатекста в произведении
А. Попович, М. Р. Майенова : «Текст о тексте»; «авторское повествование об авторском повествовании». А. Вежбицкая «Метатекст в тексте»: «Двутекст, состоящий из высказывания о предмете и высказывания о самом высказывании…»; его функция заключается в том, чтобы прояснять «семантический узор» основного текста»; «высказывания о текущей речи в этой же речевой ситуации». Ю. М. Лотман: «Текст, обращенный не только к предмету, но и к авторскому слову о нем», в нём «объектом изображения становится само литературное изображение».

Слайд 22

Давным-давно на Земле рос волшебный сад, в самом сердце которого высилось красивое дерево. Его плоды могли дарить людям вечную жизнь. Раз в тысячу лет хозяйка сада приглашала к себе богов и некоторых смертных людей, и однажды среди них оказался простой возничий одного из древних императоров… Он попробовал плодов бессмертия и больше не смог возвратиться в свои родные места. Но он не остался и в волшебном саду. Вместе со своей колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Цефея, а его колесницу – в созвездие Большой Медведицы. И теперь люди видят их на небе…
Легенда объединила частное с общим, (мифологическим), подчеркнув, что человек - органическая часть Вселенной
Комментируем проблему
Способ раскрытия авторской позиции

Слайд 23

Композиция рассказа
Композиция включает в себя «расстановку» персонажей (система образов); последовательность событий и поступков (композиция сюжета); особенности вставных рассказов и лирических отступлений (композиция внесюжетных элементов); использование стилистических приемов (речевая композиция); способы описания подробностей обстановки, переживаний, поведения (композиция деталей).

Слайд 24

Композиция - идея текста

Слайд 25

Композиционные приемы
повтор усиление противопо-ставление монтаж
Повтор – один из самых часто встречающихся приемов. Высшая степень его проявления в структуре текста – кольцевая композиция. В ней устанавливается перекличка между началом и концом произведения.
Усиление применимо в тех случаях, когда простого повтора недостаточно для художественной выразительности. Художественный эффект усиливается за счет использования однородных деталей и образов.

Слайд 26

Работаем с текстом
На какие композиционные части делится текст? Как его содержание согласуется с таким построением? Определите художественные образы и используемые автором изобразительные приемы, объединяющие первую и третью части рассказа. Какова роль второй части в создании образной системы рассказа? Как кольцевая композиция помогает понять авторский замысел?
комментарий, авторская позиция

Слайд 27

Трансформация образа героя
Начало текста Финал
Миша Михаил
фамильный сад деда волшебный сад из легенды: «но он не остался в волшебном саду»
«выспевшие, … никому уже не нужные яблоки» «пахнущие солнцем яблоки»
Знает о существовании Бога, однако «Кто пришивает звёзды к небу?» «Ты только не промахнись, слышишь?»
Почему?

Слайд 28

Лексико-грамматический строй рассказа
сад синь воспомина-ния сжали (горло) волшебный сад вышел
бабушка бесконечность детство испугался, не сможет дышать вечная жизнь поднял голову
дед скопление звёзд походы по горам прокашлял-ся плоды бессмер- тия опустился
мама Большая Медведица легенды о созвездиях глубоко вдохнул вознёсся на небо поднялся
отец боги деревен-ские тропинки медленно произнёс вслух созвездие Цефея – созвездие Батьки сорвал
дом огромный мир сорванные яблоки
мир семьи небесный мир мир детства внутреннее состояние предметно- простран-ственное значение динамика движения

Слайд 29

Группа 1 Определите художественные образы и используемые автором изобразительные приемы, объединяющие первую и третью части рассказа.
Группа 2 Какова роль второй части в создании образной системы рассказа?
Группа 3 Роль образной системы текста в формулировке его проблем
Группа 4 Роль пространства и времени в рассказе. Система языковых знаков
Исследуем текст. Работа в группах

Слайд 30

Работаем с текстом
Какие слова одной лексико-семантической группы повторяются при описании ночного пейзажа? Какие образы доминируют в начале и в финале рассказа? Какой из них является сквозным? Почему? Какие функции выполняют эти образы в тексте?

Слайд 31

Роль пейзажа в раскрытии авторской позиции
Пейзаж создает эмоциональный фон, на котором развертывается действие; подчеркивает психологическое состояние героев; придает рассказанной истории более глубокий смысл; придаёт отдельным фактам дополнительное значение и т.д.

Слайд 32

Образ ночи в рассказе
Литературовед Е.А.Маймин: «…Ночь - это время и условие познания: время духовной ясности и раскрепощения мысли. В ночи полнее и глубже постигаются тайны человеческие и тайны мироздания».
Философская функция: создаёт настроение, заставляющее героя задуматься о смысле жизни, о своем месте в этом мире; стираются границы земного и небесного миров; ночной пейзаж, обрамляя рассказ, заключает его действие в кольцевую композицию, наполняя философским смыслом раздумья героя: он осознаёт единство со Вселенной, принимает естественные законы жизни и смерти.

Слайд 33

Через образы - к проблематике текста

Слайд 34

Внутренний мир человека
Проблема способности к образному познанию мира; эмоционально-чувственного отношения к миру; становления духовного начала в человеке; постижения сущности явлений окружающего мира; постижения смысла бытия; духовных исканий.

Слайд 35

Бесконечное разнообразие миров; ощущение своей приобщённости к Космосу; бесконечность пространства и времени; вход в вечное, непостижимое; взгляд в прошлое и будущее, принятие конечности и бесконечности своего существования.
Образ звёздного неба
проблематика, комментарий, авторская позиция

Слайд 36

Через образы - к проблематике текста

Слайд 37

Природа, космос, окружающий мир
Проблема осознания единства жизни человека и Вселенной; обретения философского мировосприятия; восприимчивости человека к красоте природы; влияния красоты природы на мышление и эмоции человека; взаимодействия человека и космоса; познавательного отношения к миру и др.

Слайд 38

Слово-образ звезда
Это символ вечности, света, высоких устремлений, души и т.д. Докажите, что сходный смысл выражается словесным образом «шкатулка Бога», который также символизирует вечную жизнь отдельного человека; ряд образов рассказа устанавливает параллель «звезды — души людей». - Какова роль данного образа в раскрытии авторского представления о мире и человеке?
комментарий, авторская позиция

Слайд 39

Жизнь, смерть, бессмертие
Проблема преодоления смерти и достижения бессмертия; утверждения духовного бессмертия человека; обретения бессмертия в потомках; отношения человека к смерти и бессмертию; формирования гармоничного мировосприятия; осознания смысла жизни как главной ценности; умиротворенного осознания конечности своего земного существования; ощущения причастности к вечности; вечного круговорота бытия и т.п.

Слайд 40

Многозначность образа Дома в литературе
Дом жилище, хранитель духовных, культурных, нравственных ценностей и традиций, воплощение связи времён прошлого и настоящего, духовный портрет семьи; отражение сущности человека, приём характеристики героя, центр мира, пристанище, место восстановления сил и т.д.
проблематика, комментарий, авторская позиция

Слайд 41

Исследуем текст
Как вписан в смысл названия и композицию рассказа образ дома? Как через рассказ о нём раскрывается духовный мир ребёнка? 3. Как отразились в образе дома человеческие, семейные отношения? Что свойственно всем обитателям дома? Каково отношение автора к ним и как оно выражается? 7. Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения? 8. Как происходит расширение границ пространства дома?
комментарий к проблеме, авторская позиция

Слайд 42

Через образы - к проблематике текста

Слайд 43

Дом, семья, детство
Проблема  памяти о своих истоках, о своём детстве; роли семьи в развитии ребёнка; роли отчего  дома  в судьбе человека; восприятия ребёнком окружающего мира;  роли  детства в становлении личности человека; связи поколений; взаимоотношений с близкими людьми; роли детских воспоминаний в жизни человека; роли общения в развитии личности ребёнка; роли взрослых в формировании мировосприятии ребёнка; влияния детства на формирование жизненной позиции человека; влияния событий детства на характер и судьбу человека и т.д.

Слайд 44

Пространство и время в рассказе
Грамматика определяет для каждого   языка порядок, который распределяет… пространственность во времени. Фуко М.

Слайд 45

Образ времени может быть связан с мотивами
движения развития становления преходящего, земного вечного противопоставления преходящего и вечного
Какова роль образа времени в данном тексте?
Комментарий, авторская позиция

Слайд 46

Время в рассказе. Система языковых знаков
Видовременные формы глагола Формы прошедшего времени совершенного вида (повествование) Показывают цепь последовательно меняющихся событий Михаил поднялся с земли, сорвал …яблоко и…глубоко вдохнул его запах
Формы прошедшего времени несовершенного вида и формы настоящего времени останавливают время (описание) Выделяют важные для автора события или ситуации, имеют значение многократности действия выполняют эмоционально-экспрессивную функцию В детстве, когда Мишка гостил здесь у бабушки с дедушкой, он …наедался ещё неспелых яблок из фамильного сада и …мучился животом. И если где-то появляется новая деревня, то звезды для нее берутся именно отсюда…
Постоянная смена временного изображения сочетается с длительными процессами Постоянная смена временного изображения сочетается с длительными процессами Постоянная смена временного изображения сочетается с длительными процессами
Лингвистический анализ; комментарий; авторская позиция

Слайд 47

Время в рассказе. Система языковых знаков
Лексические единицы со значением времени Последние поездки, сначала, пару лет назад, воспоминания, далёкое детство, часто брали (палатку), давным-давно, вечная жизнь, раз в тысячу лет и т.д.
Падежные формы со значением времени (думал) в детстве, (ушли) друг за другом, знакомые с детства, воспоминания о ночи, вернули в детство, мучился до утра и т.д.
Синтаксические конструкции, создающие временной план 12)В детстве, когда Мишка гостил здесь у бабушки с дедушкой… 19)Когда на чьей-нибудь одежде отрывалась пуговица, бабушка ловко выбирала нужную замену и пришивала ее на место пропажи. (20) Сколько бы раз Мишка ни прибегал, придерживая спадающие штаны или расходящуюся в стороны рубаху, набитую сорванными яблоками…
Миф (метатекст) (25) - Давным-давно на Земле рос волшебный сад, в самом сердце которого высилось красивое дерево. (26)Его плоды могли дарить людям вечную жизнь. (27)Раз в тысячу лет хозяйка сада приглашала к себе богов и некоторых смертных людей, и однажды среди них оказался простой возничий одного из древних императоров… (28)Он попробовал плодов бессмертия и больше не смог возвратиться в свои родные места. (29)Но он не остался и в волшебном саду. (30)Вместе со своей колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Цефея, а его колесницу – в созвездие Большой Медведицы…
Лингвистический анализ; комментарий; авторская позиция

Слайд 48

Обратите внимание!
Переходы из одного времени в другое, пространственные перемещения осуществляются благодаря фигуре повествователя. Повествователь может «сжимать», «растягивать» время и останавливать его в описаниях, рассуждениях.

Слайд 49

Образ пространства в рассказе
Небо, бесчисленные звёзды, созвездия, перемигивающаяся синь, бесконечность, Большая Медведица, созвездие Цефея и др. Аксёновка, дом, сад, ковёр из травы, поляна, деревенские тропинки, походы в горы
Почему пространственный образ имеет и временное значение?

Слайд 50

«Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и примет характеризуется художественный хронотоп». М.М.Бахтин

Слайд 51

Языковые средства выражения пространственных отношений в рассказе
Синтаксические конструкции со значением местонахождения Последние поездки в Аксеновку выходили сплошь по печальным поводам.
Прилагательные Огромный сад, большая палатка, деревенские тропинки
Глаголы движения вышел из дома в ночной сад, опустился на землю, вознёсся на небо
Частицы, указательные местоимения Мне во-о-он в то скопление звёзд
Наречия места гостил здесь у бабушки с дедушкой , указывал рукой куда-то над собой, звёзды берутся именно отсюда
Топонимы, названия Аксёновка, Большая Медведица, созвездие Цефея
Предлоги пространственного значения (на, к, из-за, над, под, около, у, вдоль, мимо, напротив) Под ним, около него, на крыши, перед ним, на небо
Лингвистический анализ

Слайд 52

Влияни