Презентация - Местоимение как часть речи

Местоимение как часть речиМестоимение как часть речиМестоимение как часть речиМестоимение как часть речиМестоимение как часть речиМестоимение как часть речиМестоимение как часть речиМестоимение как часть речиМестоимение как часть речи









Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Местоимение
Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, его признак и количество, но не называет их. Я говорю - ты молчишь. Мне нравится, что вы больны не мной. Мне нравится, что я больна не вами, что никогда тяжёлый шар земной не уплывёт под нашими ногами…

Слайд 2

Местоимения выступают в роли таких самостоятельных частей речи, как имя существительное, имя прилагательное, имя числительное и наречие.
Чтобы определить, вместо какой части речи употреблено местоимение, нужно задать к нему вопрос. Вопрос какой части речи задан к местоимению, ту часть речи оно и заменяет. Я люблю тебя, Россия, дорогая наша Русь… (Кто? – Я /вместо им. сущ/; кого? – тебя / вместо им. сущ./.; чья? - наша /вместо им. прил./) Никогда не делай людям зло, и оно к тебе не вернётся.(Когда? – никогда /вместо наречия/) О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!... (Сколько? – сколько /вместо им.числ./)
По соотношению с другими частями речи выделяются четыре группы местоимений: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия. Местоимения делятся на изменяемые и неизменяемые. Неизменяемые – местоимения-наречия, изменяемые – все остальные.

Слайд 3

По значению и грамматическим особенностям выделяются следующие разряды местоимений:
Личные местоимения – я, мы, ты, вы, он, она, оно, они и их падежные формы, являющиеся супплетивными: я - меня, мне, мной, обо мне; он – его, ему, им, о нём и т.д. Возвратное местоимение себя. Притяжательные местоимения – мой, твой, наш, ваш, его, её, их и их падежные формы. Вопросительные местоимения –кто?, что?, какой?, чей?, где?, куда?, откуда?, как?, когда?, зачем?, почему?, сколько?, который? и др. Относительные местоимения – это вопросительные местоимения, употребляемые в повествовательных предложениях. Неопределённые местоимения – некто, нечто, некоторый, несколько, некогда, кто-то, что-то, кто-нибудь, какой-то, когда-либо, кое-кто и др. Отрицательные местоимения – никто, никакой, никогда, нигде, никуда, ничей и др. Определительные местоимения – весь, всякий, каждый, любой, иной, другой, сам, сама, самый и их падежные формы, всюду, везде, всегда и др. Указательные местоимения – тот, этот, такой, столько, там, туда, тогда, поэтому, отсюда, здесь и др.

Слайд 4

Выполните практическое задание: назовите в предложениях местоимения и укажите их разряд
Я сегодня до зари встану, по широкому пройду полю. Что-то с памятью моей стало: всё, что было не со мной, помню… Как-то летом, на рассвете, заглянул в соседний сад. Там смуглянка-молдаванка собирает виноград. Я краснею, я бледнею, захотелось вдруг сказать: «Встанем над рекою зорьки вешние встречать»… Который год нам нет житья от этих фрицев. Который год солёный пот и кровь рекой… А мне б в девчоночку хорошую влюбиться, и мне б до Родины дотронуться рукой…Ещё немного, ещё чуть-чуть, последний бой, он трудный самый… Этот День Победы порохом пропах. Это праздник с сединою на висках… Никто не забыт и ничто не забыто. Люди, покуда сердца стучатся, помните, какою ценой завоёвано счастье. Заклинаю вас, помните!

Слайд 5

Роль местоимений в речи
Местоимений в языке немного. Однако они встречаются достаточно часто и выполняют очень важные функции. 1) Местоимения позволяют избежать повторов, делают нашу речь более экономной и краткой. Местоимения часто являются в тексте контекстными синонимами: Победа далась нам нелегко: мы её выстояли, мы её выстрадали, мы заплатили за неё потом и кровью… 2) Местоимения помогают объединять предложения не только в сложные, но и в связный текст: Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, не в землю нашу полегли когда- то, а превратились в белых журавлей. Они до сей поры с времён тех дальних летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально мы замолкаем, глядя в небеса…

Слайд 6

С течением времени местоимения и их формы менялись. Прочтите предложения и найдите в них малоупотребительные в настоящее время местоимения или их формы, ставшие устаревшими.Назовите авторов данных примеров.
За дерзость такову я голову с тебя сорву… Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Мой бедный Ленский, сердцем он для оной жизни был рождён. А голос у ней был тих и слаб, как у больной. Тень матери меня не вызовет отселе – поздно. А доколе ещё ждать? «Тому свидетельство языческий сенат, - сии дела не умирают!» А он так себе ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. Сей день, я помню, для меня был утром радостного дня…

Слайд 7

При употреблении местоимений часто возникают ошибки. Исправьте их в указанных предложениях
Больной попросил сестру налить себе воды. Группа сдала уже все зачёты и попросила проэкзаменовать их в первую очередь. Сзади его ехала нагруженная вещами машина. Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошо отдохнуть. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно ждать многое. Высчитав мой заработок, бригадир указал соразмерную нему сумму причитавшихся с меня налогов. Я должен поздравить Екатерину Сергеевну с успешной защитой своей докторской диссертации.

Слайд 8

Выполните тестовые задания по теме «Употребление местоимений»
А1. Найдите пример с ошибкой в употреблении формы местоимения: 1) Ничем другим, кроме плавания, он заниматься не мог. 2) Колючие кусты разрослись быстро, и нужно было или обходить них, или пробираться через них. 3) Брат плохо слушался сестру и нередко всё делал наперекор ей. 4) Мне весело, когда смешных встречаю, а чаще с ними я скучаю. А2. Найдите пример с ошибкой в употреблении формы местоимения: 1) Ну люди в здешней стороне: она к нему, а он ко мне. 2) Ушёл из своего дома человек. 3) Республика будет вести независимую политику, не прогибая ни перед кем спину и защищая её интересы. 4) Не в пору голос мой наделал ей хлопот. А3. Найдите пример с ошибкой в употреблении формы местоимения: 1) В экспедиции мне не хватало своего ребёнка. 2) Я живо в нём участье приняла. 3) В какой благословенный уголок земли перенёс нас сон Обломова? 4) В газетах ни разу никому не случалось прочесть чего-нибудь об этом благословенном уголке.

Слайд 9

Укажите пример с ошибкой в образовании формы местоимения: 1) Меня не худо бы спроситься, ведь я ей несколько сродни. 2) Отсель грозить мы будем шведу… 3) За 10-15 тысяч лет приручения человеком собаки по сравнению с волком –своим далёким предком- изменилась лишь психика и гормональная система. 4) Заметив большую группу туристов, мы прибавили шагу и пришли на станцию раньше их. Укажите пример правильного употребления формы местоимения: 1) Именно благодаря его эффективности пенициллин завоевал весь мир. 2) После переговоров между собой и Борисом Ельциным Билл Клинтон и Гельмут Коль пришли к определённым выводам. 3) Эти люди укрывают нас от своих самолётов. 4) Я говорю вам о своей беде. Укажите пример правильного употребления формы местоимения: 1) Вас будут терзать мысли о своей внешней красоте. 2) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 3) Нам с ихними друзьями не по пути. 4) Молодая мать любовалась ребёнком, играющим у её ног.