Презентация - Песенное творчество донского казачества

Песенное творчество донского казачестваПесенное творчество донского казачестваПесенное творчество донского казачестваПесенное творчество донского казачестваПесенное творчество донского казачестваПесенное творчество донского казачестваПесенное творчество донского казачестваПесенное творчество донского казачестваПесенное творчество донского казачестваПесенное творчество донского казачества






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Песенное творчество донского казачества
История казачества замечательна и уникальна во многих отношениях. Основная часть казачьих песен и преданий слагались по следам славных боевых событий. И только в более поздний период в песенную культуру казаков стали входить элементы быта, лирики, ритуала, которые они черпали из самой жизни. Так слагались песни у народа. А отличали казачью песню - вольнолюбивый настрой, героизм и преданность братству.

Слайд 2

Песни окружали казаков с детства и до самой смерти: с песней рождались, с песней шли воевать, с песней погибали в бою. Песнями мерили расстояния, по песням учились воинской науке. Только в свадебном обряде было не меньше тысячи песен. Причем их знали и пели все.
Ансамбль песни и пляски Донских казаков им. А. Квасова

Слайд 3

Понять и проследить историю казачества в песнях, возможно лишь изучив сборник А. М. Листопадова. Этот писатель всю свою жизнь посвятил собиранию казачьих песен. Ценность сборника в его разнообразии: тысяча двести песен, в которых отразились многие важные для казаков события истории России. Каждый казак знал несколько тысяч песен. Причем, следуя степной традиции, исторические казачьи песни повествовали обо всех стычках, сражениях и иных, даже не очень крупных событиях казачьей жизни с точным указанием времени и места.

Слайд 4

Только казачья песня может начинаться словами: «В 1791 роки пришел вид нашей царицы с Петербурга города». По песням учили казачата историю. И, надо сказать, знали ее очень точно. Не случайно, когда историк Сухоруков спросил М. Ю. Лермонтова, чему верить - чиновным грамотам или казачьим песням, поэт, прекрасно знавший казаков, не сомневаясь, ответил: «Казачьим песням! Они не врут!». Исторические донские песни можно разделить на два направления. Одни песни повествуют нам о конкретных исторических личностях: о народных любимцах, о предателях или изменниках, о правителях и полководцах, другие - о событиях, военных сражениях.

Слайд 5

От Владимира Красно Солнышко до атамана Ермака, от восстания Разина до Суворовских походов, от Отечественной войны 1812 г. до первой мировой войны - вот события, отраженные в песнях, правдивый рассказ о судьбе народа, в которой сладкого и счастливого мало: А засеяна славная земелюшка казацкими головами, Украшен-то наш Тихий Дон молодыми вдовами, Цветет наш батюшка славный Тихий Дон сиротами, Наполнена волна в Тихом Дону отцовскими да материнскими слезами.

Слайд 6

Крупнейший цикл исторической песни XVII века - песни о Степане Разине. Образ Степана Разина - народного вождя и заступника - в исторической песне глубоко поэтичен. Если приглядеться, он ведёт свою поэтическую родословную от былинных богатырей: те же сила и стать, то же чувство истины и справедливости, та же удаль, широта души: Как у нас - то было на тихом Дону, в славном Городе Черкасском Породился удалой доброй молодец, По имени Степан Разин Тимофеевич.

Слайд 7

Конечно же, Степан Разин был одним из любимейших народных героев, но не единственным. Ведь ещё не надо забывать и о Ермаке - казачьем атамане, человеке сильном, смелом и умном. Большинство песен о Ермаке посвящены тому, как, где и когда выбирали Ермака атаманом: Ой, да как на речке тому было ба Ой, да на речке Камышинке. Они люди вольные Казаки они все армейские Душу душами, Кому из нас атаманом быт? Ой, да Тимофееву Ой, да не глупой казак.

Слайд 8

Есть так же еще несколько песен посвященных Краснощекову. Вероятно, эти песни были сложены во время Шведской войны. Песни эти повествуют о злом предательстве Краснощекова Петром Лесиным. А ведь предательство в казачьих кругах презиралось. И, наверное, оно было столь страшным, что о нем была написана не одна песня: Да про батюшку Краснощекова – Отчего лютая смерть случилася Случилася лиха смертушка От изменщика Петра Лесина. Да на батюшку Краснощекова, Подослал шведа - неприятеля. Но, не смотря на все испытания, которые ему готовили Левенгаупт - шведский воевода, Краснощеков не проронил ни слова. И была великая печаль и горе в войсках Донских, в войсках Царя Белого «без верного служителя государева» без Ивана Матвеевича Краснощекова. Но память о нем будет всегда жить в Донских песнях.

Слайд 9

Существуют песни об атамане Платове, о безмерном мужестве донских казаков, об их любви не только к государю, но и к Родине: Ни две тучушке, ни две грозныя вместе сыходилися Как французская российскую очень призабидела Не успел бы наш Александр-царь слово молвити, Сы правой руки, сы сторонушки бегут полки донские; Наперед у них выбегает Платонов - генералушка.

Слайд 10

«Донские казачьи песни... - писал В. Г. Белинский, - более заслуживают названия исторических, чем собственно так называемые исторические русские народные песни. В них весь быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».