Презентация - Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)

Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)Русский язык 6 класс «Лексика» (урок повторение в начале года)






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Лексика
6 класс Повторение в начале года

Слайд 2

Цели урока
Цели: повторение изученного по теме «Лексика»; развитие на­выков работы с толковыми словарями, тестами. Планируемые результаты: знание основных лексических по­нятий; умение пользоваться толковыми словарями, работать с те­стами, объяснять языковые явления, работать в парах; развитие мотивации к аналитической деятельности.

Слайд 3

Повторение
Корни с чередованием

Слайд 4

-скак-/-скоч-
Выбор гласной в корнях -скак-/-скоч- зависит от последней согласной корня. В безударном положении в корне -скак-/-скоч- перед к пишется буква а, перед ч — буква о. Исключение: скачок, скачу.
Перед К пишется буква А.
-скак-
-скоч-
Перед Ч пишется буква О.
Исключения: скачок, скачу.

Слайд 5

-лаг-/-лож-
Выбор гласной в корнях -лаг-/-лож- зависит от последней согласной корня. В безударном положении в корне -лаг-/-лож- перед г пишется буква а, перед ж — буква о. Исключение: полог.
Перед Г пишется буква А.
-лаг-
-лож-
Перед Ж пишется буква О.
Исключение: полог.

Слайд 6

-раст-/-ращ-/-рос-
Перед СТ, Щ пишется буква А.
-раст-/-ращ-
-рос-
Перед С пишется буква О.
Исключения: росток, отрасль, ростовщик, на вырост, Ростислав, Ростов

Слайд 7

Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Исключения выделите овалом.
Л__житься, р__стительный, приск__кать, изл__жение, выр__сли, распол__гаться, на всем ск__ку, р__сток, Р__стов, сл__гаемое, ск__чок, предл__жение, выск__чить, отр__сль, выр__щенный, пол__жить, прил__гательное, на выр__ст, водор__сли, прир__щение, р__стовщик, сл__жение, р__стительность, пол__г.

Слайд 8

ЛОжиться, рАстительный, прискАкать, излОжение, вырОсли, располАгаться, на всем скАку, рОсток, РОстов, слАгаемое, скАчок, предлОжение, выскОчить, отрАсль, вырАщенный, полОжить, прилАгательное, на вырОст, водорОсли, прирАщение, рОстовщик, слОжение, рАстительность, полОг.
Проверка
Исключения выделите овалом.

Слайд 9

Разбор предложения
Ворох лист..ев сухих все с..льней в..селей разг..рает(?)ся и тр..щит и пыла..т костер.4

Слайд 10

1. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЛИ ПРОСТОЕ? 1. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЛИ ПРОСТОЕ? 1. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ИЛИ ПРОСТОЕ?
Одна грамматическая основа Две или несколько грамматических основ Две или несколько грамматических основ
Простое Сложное Сложное
!!! Отделяю части сложного предложения запятыми. !!! Отделяю части сложного предложения запятыми.
Работаю с каждой частью как с простым предложением. Работаю с каждой частью как с простым предложением.
2. ЕСТЬ ЛИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ? 2. ЕСТЬ ЛИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ? 2. ЕСТЬ ЛИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ?
Да Да Нет
!!! Действую в соответствии с правилами постановки запятых при ОЧ. !!! Действую в соответствии с правилами постановки запятых при ОЧ. Запятые не нужны
3. ЕСТЬ ЛИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ОБРАЩЕНИЕ? 3. ЕСТЬ ЛИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ОБРАЩЕНИЕ? 3. ЕСТЬ ЛИ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ОБРАЩЕНИЕ?
Да Нет Нет
!!! Выделяю его запятыми Запятые в предложении не нужны Запятые в предложении не нужны
Алгоритм синтаксического разбора предложения

Слайд 11

Лексика
ЛЕКСИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ

Слайд 12

РУССКАЯ ЛЕКСИКА

Слайд 13

Сколько лексических значений может иметь слово?
корень
вода
планетарий
Однозначное слово
Многозначное слово

Слайд 14

РАБОТАЕМ С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ.
Стр. 173 учебника
Запишите слова, распределив их в два столбика: однозначные слова многозначные слова

Слайд 15

Упражнение 1. Определите, какие слова употреблены в прямом, а какие – в переносном. Запишите словосочетания, распределив их в два столбика: 1. прямое значение, 2. метафорическое значение.
Плачущ_я береза - плачущий ребенок; дремл_т лес - дремл_т собака; разыгравш__ся воды - разыгравш__ся дети; спят цветы - спят дети; крылатый звук - крылатая ракета; волнистое облако - волнистые волосы.
Определите, какие это тропы.

Слайд 16

Проверка
Определите, какие это тропы.
плачущий ребенок; дремлЕт лес; разыгравшИЕся воды; спят цветы; крылатый звук; волнистое облако.
ПлачущАя береза дремлЕт собака; разыгравшИЕся дети; спят дети; крылатая ракета; волнистые волосы.
эпитет
олицетворение
эпитет
олицетворение
эпитет
эпитет
Прямое значение
Метафорическое значение

Слайд 17

Упражнение 2. Прочитайте, найдите омонимы, объясните их значение.
ОВСЯНКА Вот этой овсянки Не хочется киске. (Вот этой овсянки, Которая в миске.) Какой же овсянки Она захотела? Не той ли, что мимо сейчас пролетела? (А.Шибаев)

Слайд 18

Омонимы
ОВСЯНКА1 – каша из овсяной крупы.
ОВСЯНКА2 - маленькая перелётная птица отряда воробьиных.
Проверка

Слайд 19

Упражнение 3. В словах из второй колонки найдите синонимы к словам из первой колонки, запишите их парами.
Багрянец - Схематизм2 - Несгибаемость2 - Индивидуальность - Текст - Абзац - Ваятель -
своеобразие высказывание шаблонность стойкость скульптор отступ пурпур

Слайд 20

Багрянец - пурпур Схематизм - шаблонность Несгибаемость - стойкость Индивидуальность - своеобразие Текст - высказывание Абзац - отступ Ваятель - скульптор
Проверка

Слайд 21

Упражнение 4. Продолжите высказывания словами-синонимами.
1. Перечень букв в определенном порядке – это _____________. 2. Предмет, при помощи которого измеряют температуру, – это ________. 3. Человек на лошади – это _______.

Слайд 22

Упражнение 5. Спишите. Найдите синонимы и однокоренные слова.
Татьяна на ш_рокий двор В открытом платьицет выход_т, На мес_ц1 зерк_льце навод_т3, Но (в)темном зеркал_ одна Дрожит п_чальн_я луна... А.С.Пушкин

Слайд 23

Упражнение 6.
Запишите пословицы, в которых встречаются попарно соединенные здесь слова. Как называются такие слова? Укажите их названия с помощью обозначения. 1. Дело – безделье. 2. Посеешь – пожнешь. 3. Труд – лень. 4. Свет – тьма. 5. Дело – потеха.

Слайд 24

Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Моя мечта». Для того чтобы ваш рассказ был более выразительным и убедительным, советуем использовать синонимы. При желании воспользуйтесь предложенными рядами синонимов. 1. Хотеть, желать. 2. Стремиться, тянуться, устремляться, стараться. 3. Заветная, сокровенная. 4. Думать, размышлять, мыслить, раздумывать. 5. Думаю, полагаю, считаю.

Слайд 25

ИСПОЛЬЗОВАНО
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200203404 Материалы к уроку С.П.Леоновой, гимназия №3, г.Сургут Лексика. Дидактический материал к учебнику М.В. Панова 5 класс
ВЫПОЛНИЛА БУРМИСТРОВА Р. А.