Презентация - Национальные игры нивхов


Национальные игры нивховНациональные игры нивховНациональные игры нивховНациональные игры нивховНациональные игры нивховНациональные игры нивховНациональные игры нивховНациональные игры нивховНациональные игры нивховНациональные игры нивховНациональные игры нивховНациональные игры нивховНациональные игры нивховНациональные игры нивховНациональные игры нивховНациональные игры нивхов






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Национальные игры нивхов.
Известно, что каждый народ в соответствии с уровнем социально- экономического развития, природно – географических условий эстетических взглядов выработал свою систему физических упражнений, являющуюся первой начальной ступенью, своеобразной основной физической культуры. Без физической подготовленности нельзя было воспитать выносливых охотников и рыболовов – добытчиков материальных средств существования.

Слайд 2

Слайд 3

Интересно отметить, что у нивхов, нанайцев, удэгейцев тоже были подобные изречения, в переводе означающие «он не умеет охотиться и рыбачить». Такой человек не пользовался уважением соплеменников, он, как правило, был физически слаб и не подготовлен к суровой жизни таежного охотника и рыболова. Про таких нивхи говорили ынг варк моркад «рот только живой», подразумевая, что такие люди умели только говорить и есть.

Слайд 4

Понятия красоты и здоровья у нивхов взаимосвязаны. Это также отразилось в языке. Так, нивхское слово пандурд «быть красивым» является сложным: панд «родиться» и урд «быть красивым».

Слайд 5

Что же представляет собой игры нивхов: искусство или спорт? Наверное, мы не ошибемся, если сказать, что это союз и спорта и искусства. Это подтверждают факт, приводимые в настоящих рекомендациях. Но и это еще не все. Ведь игра это, прежде всего, репетиция, своеобразное моделирование производственной деятельности. тех трудовых процессов, которые наиболее характерны в традиционном обществе.

Слайд 6

Слайд 7

Детские игры
Вся жизнь ребенка, особенно в первый год жизни, проходит на уровне эмоций. Родители исходят интуитивно из этого, когда стараются чуть не с первых дней жизни приобщать ребенка к осязательным, зрительным и слуховым контактам. И на этом были построены самые первые игры – манипуляции.

Слайд 8

В подростковом возрасте все больше распространение получают подвижные игры. Среди них прежде всего выделялись такие: бег, прыжки на одной ноге, фехтование на палках, бросание камней на дальность, прыгание через ремень и др. Одной из любимых игр была игра – прыжки на одной ноге по определенным правилам. В состязании были заняты дети и юноши. Иногда, чтобы подзадорить детей, к игре примыкали взрослые. И тогда она принимала особенно азартный характер.

Слайд 9

Согласно правилам игры отстающий возвращался к стартовой линии и начинал скакание вновь. Выигрывал тот, кто раньше приходил к финишу. В этой игре наглядно проявлялись выносливость, выдержка, ловкость, глазомер, чувство товарищества.

Слайд 10

Интересно отметить, что нанайские дети были знакомы со многими нивхскими играми. С особым усердием нанайские дети играли в «Экиэлэури» и «А-Аккалаури» (нанайские названия).

Слайд 11

Для игры в «Экиэлэури» девочки становятся в круг в положении глубокого приседа. По сигналу они одновременно начинают подпрыгивать на месте без распрямления ног в коленном суставе и в момент приземления при выдохе произносят звук «э-э-э….». По мере наступления утомления девочки прекращают подпрыгивать и выбывают из игры. Девочка, которая остается одна в игре, становится победительницей. Последующие места распределяется в зависимости от очередности выбывания из игры. Данная игра была известна не только нанайцам и нивхам, но и орочам, ульчам, удэгейцам и др. Она способствует подготовке девочек к выполнению женской работы в положении низкого приседа, как это бывает при разделывании рыбы на полу и других работах в доме и у костра.

Слайд 12

Игра «А-а-акилаури». В этой игре побеждает тот, который на одном вздохе, издавая звук «а-а-а-а…», пробежит дальше всех. Правила игры: бег начинается по сигналу с криком «а-а-а-а…» и на всем протяжении бега надо непрерывно кричать «а-а-а-а…», прерывание крика означает окончание бега, после окончания бега следует оставаться на месте для определения результата игры.

Слайд 13

У мальчиков и девочек были свои излюбленные игрушки. Условно все игрушки северян разделить на обучающие и образные, изображающие всевозможных птиц и зверей. Обучающие игрушки, в особенности лук, стрелы, игрушечные ружья (они изготавливались из бузины), имели особое воспитательное значение.

Слайд 14

Л.Шренк, познакомившийся с нивхами в середине прошлого века, писал: «о детях: «едва встанет на ноги, мальчик забавляется стрельбой из лука в цель или мнимых животных. Он ездит на санках, на щенках и играет в медведя, стараясь подражать тому, что проделывают взрослые на медвежьих праздниках».

Слайд 15

Девочки также в игре подражали взрослым. Их любимое занятие – игра в куклы (нэнк), которые изготовлялись из бересты, травы, листьев, бумаги и материи. Чаще всего детские игрушки украшались орнаментом в виде спирали или других криволинейных элементов. Особенно часто орнаментировались скульптурные изображения собак и уток. Для удобства к игрушке привязывалась веревка из морской травы.

Слайд 16

Резчики – анималисты оставили нам замечательные образцы игрушек малых народов. К сожалению, сегодня их можно увидеть только в краеведческих и этнографических музеях.