Презентация - Ценностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социуме

Ценностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социумеЦенностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социумеЦенностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социумеЦенностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социумеЦенностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социумеЦенностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социумеЦенностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социумеЦенностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социумеЦенностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социумеЦенностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социумеЦенностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социумеЦенностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социумеЦенностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социумеЦенностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социумеЦенностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социуме







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Р.Х.Размыслова, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №2» г. Воркуты
Ценностный потенциал русской литературы в многонациональном и многоконфессиональном российском социуме.

Слайд 2

Литература служит вам проводником  в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей – одним словом, делает вас мудрым. Д.С.Лихачёв

Слайд 3

Актуальность темы
В эпоху кардинальных социокультурных перемен, духовного кризиса возникает главный вопрос: где то здоровое ядро нации, которое давало России силу сохранить себя в исторических испытаниях? На что можно опереться новой России? Это вопрос о ценностях духовности. Ценности – это тот стержень, который образует лицо любой нации; это тот компас, который предопределяет историческую судьбу нации. На ценностях вырастает и национальная культура. Помимо этого, ценность является «духовным мостом» между культурами разных народов, разных конфессий. Д.С.Лихачёв предостерегает общество от грядущей беды, давая точную оценку веку грядущему: «XXI век должен стать веком гуманитарной культуры, или его не будет совсем…» Уникальными возможностями в формировании системы ценностных отношений обладает художественная литература, одной из важнейших функций которой является воспитательная. Художественное произведение передаёт нравственное «знание», накопленное человечеством за все века его существования, через призму эмоционального восприятия. Русская литература - кладезь нравственности, народной мудрости, исторического опыта, который полезно передать ныне живущим, людям всего мира. Она освещает проблемы современности, предлагает те пути решения, которые актуальны для молодого поколения. Приобщаясь к ценностям русской литературы, человек приобретает личностный смысл в познании аксиологических форм культуры. Вне культуры развитие человека лишается смысла.

Слайд 4

Нормативно – правовая база
Типовое положение об образовательном учреждении. Устав МОУ «Гимназия №2», который определяет: Права и обязанности участников образовательного процесса. Структуру управления школой; Структуру финансовой и хозяйственной деятельности; Цели образовательного процесса. Конституция РФ. Закон РФ «Об образовании». «Федеральная программа развития образования на 1999-2005 годы». Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы». «Декларации прав ребенка». «Конвенции ООН о правах ребенка». Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Учебный план. Рабочая программа учебного курса.

Слайд 5

Цели, задачи деятельности

Цель - ценностное самоопределение учащихся в процессе освоения литературы через смыслопонимание и смыслопорождение, личностную рефлексию смыслов и ценностей искусства и своей жизни, что направлено на формирование творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей. Задачи: Постановка во главу угла педагогического процесса развития личности учащегося как залог его успешной самореализации, непосредственное участие учащихся в выработке стратегии и тактики учебной деятельности. Формирование нового типа мышления общества, в котором будут уживаться различные концепции видения мира. Определение комплекса педагогических принципов, обусловливающих эффективность приобщения учащихся к ценностям российской культуры и выхода на новый уровень развития. Общение с лучшими достижениями общечеловеческой культуры как важнейшее средство познания литературы на основе общечеловеческих ценностей. Воспитание толерантности в ходе приобщения к общечеловеческим ценностям посредством освоения русской литературы.

Слайд 6

Механизмы реализации деятельности

Слайд 7

Литературное образование ориентировано на ценностное самоопределение учащихся. Методическими принципами такого образования являются
принципы его читательской направленности, аксиоцентризма, диалогизма, коммуникативно-деятельностного контекста литературного образования, его личностно-смысловой направленности.

Слайд 8

Каковы педагогические условия для развития ценностного самоопределения учащихся?

Слайд 9

Для реализации данных педагогических условий используются современные технологии и развивающие формы обучения

Слайд 10

Результаты деятельности
У учащихся формируется мотивация чтения художественной литературы, ее изучения; актуализируются ценностно-смысловые аспекты изучения истории литературы, биографии писателя (поэта), теоретико-литературных понятий, а также анализа и интерпретации литературных произведений; При помощи различных разнообразных диалоговых, интерпретационных приемов, техник понимания стимулируется творческая деятельность учащихся; Активизируется воображение, рождается эмоциональный отклик, значащее переживание, при изучении литературы, при её оценке рождается интеллектуальная и личностная рефлексия; Включение субъектного опыта читателей-школьников в литературное образование становится основой для развития стремления каждого учащегося к самопознанию, саморазвитию, принятию «другого» как ценности; использование вариативных форм самостоятельной деятельности (индивидуальных, групповых), возможность их выбора учащимися создает условия для реализации следующих личностных функций субъектов образовательного процесса: принятие и обоснование деятельности, видение скрытых противоречий действительности, критики относительно предлагаемых извне ценностей и норм, определение системы жизненных смыслов, самореализации; Терпимое отношение к «иному»: человеку с другими взглядами, мироощущением, мышлением, ценностями, другой национальности, другой конфессии; развитие понимания в социокультурной принадлежности к национальному и мировому сообществу, способность ориентироваться в ценностных категориях общества и приобщаться к ним; использование многообразных каналов освоения учащимися литературы и искусства расширяет их кругозор, раздвигает границы их поисково-рефлексивной деятельности, повышает уровень их культуры, формирует и развивает их ценностно-смысловую сферу, ведет к вступлению в ценностно-смысловой диалог с автором.

Слайд 11

Учитель глазами ученика?
Ценностно-ориентированная учебная деятельность плодотворно влияет не только на ученика. Сам учитель - организатор, наставник - превращается в такого же исследователя, как и его воспитанник. Сам учитель находится в постоянном поиске, перед учеником и перед собой ставит нерешенные, дискуссионные проблемы, которые нуждаются в исследовании. Вместе с учеником учитель мыслит, анализирует, сравнивает, сопоставляя факты, выводит собственные умозаключения. Такой исследовательский маяк позволит избежать эмоционального выгорания учителя, оградит его от «застоя». Постоянные маленькие открытия при изучении художественных произведений, сделанные вместе с учеником, у учителя рождают крылья интеллектуальной невесомости, духовной глубины и жажды познания окружающего мира. Каждое новое ценностно-ориентированное приближение к произведению искусства обогащает художественное мышление учителя: происходит слияние процесса познания произведения искусства с процессом самопознания, в результате учитель вместе со своим учеником приобретает эмоционально-окрашенный, личностно значимый опыт. Учитель является не только проводником в художественный мир литературы, «в другие эпохи и к другим народам», он, раскрывая собственное сердце, собственную душу, собственные мысли, становится источником мудрости, толерантности, общечеловеческих ценностей.

Слайд 12

По страницам русской литературы…
Методическая организация аксиологически ориентированного школьного анализа повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» дает возможность актуализировать в сознании учащихся проблематику произведения, его обращенность к вечным, фундаментальным основам бытия: это онтология взаимоотношений человека и общества, человека и власти, проблемы жизни и смерти, памяти, места человека в мире, поиска смысла жизни, истины, трагедии народа в исторической ситуации кардинальной переоценки ценностей, дегуманизации. Методический сюжет изучения произведений А.И.Солженицына в школе – поиск «формулы жизни» – вводит освоение повести в единый контекст школьного изучения творчества писателя, ценностных доминант его художественного мира. Анализ ценностно-смысловых вех повести (уникальный язык, своеобразие композиции и сюжета, хронотопа, символики, системы образов) создает представление о ней как «зоне оценивания» (Л.Ю. Фуксон), о «вездесущности смысла». Выбор методического инструментария анализа и интерпретации цикла «Крохотки» А.И.Солженицына, форм уроков обусловлен своеобразием стиля – его ассоциативностью и метафоричностью, чрезвычайной смысловой насыщенностью, «прозрачностью» текста, предельной остротой в постановке вопросов и проблем, емкостью обобщений. Целесообразны медленное чтение, работа с локальными фрагментами цикла, отдельными образами, выполнение групповых, индивидуальных творческих заданий, в том числе исследовательских, активизирующих воображение, значащее переживание. Графические формы работы с текстом, в том числе читательские дневники (таблицы, схемы), а также синквейны, эссе становятся ведущими формами самостоятельной работы учащихся.

Слайд 13

Продолжение следует…
Экспериментально подтверждена плодотворность таких способов актуализации диалога читателей с автором, героями, культурными собеседниками, ориентированных на смыслопонимание и смыслопорождение, как опора на первичное читательское восприятие, историко-культурный, историко-литературный контекст диалога, проблематизация диалога (формулирование читателями вопросов, уточняющих позицию героя, а также вопросов автору, культурным собеседникам), создание аксиологических ситуаций («Что есть истина для А.И.Солженицына?», «Что такое свобода для А.И.Солженицына?») с сопутствующим формулированием аксиологических задач, проблемных вопросов (Какие потери представляются писателю катастрофическими, невосполнимыми? Без чего А.И.Солженицын не мыслит ни прошлого, ни будущего России?), герменевтические приемы «собирания» и «наращивания» смысла, «рефлексивного мостика», стилистический эксперимент, комментирование текста в читательских дневниках, диспут. Ценностное самоопределение учащихся, читателей произведений А.И.Солженицына, реализуется благодаря смыслоактуализирующему диалогу и выбору ими ценностной позиции, выражению отношения к открытым смыслам и ценностям (эссе «Столкновение человека и власти: кто выйдет победителем?»; «Художественный мир А.И.Солженицына: мои читательские находки», «Применимо ли понятие толерантности к произведениям А.И.Солженицына?», «синквейн, исследовательские проекты).

Слайд 14

Аксиологически ориентированный анализ произведений А.И.Соженицына убеждает, что живой, заинтересованный диалог читателей-школьников с автором неоднозначных в оценке произведений для их понимания возможен: актуализация проблематики, рефлексия позволяют соединить в сознании читателей поиск истины писателем, ценностные доминанты его художественного мира и собственные жизненные открытия, ценностные ориентации. Обозначенная логика школьного анализа художественного мира литературного произведения может быть перенесена на другие произведения с учетом своеобразия художественного мира каждого из них.
Литература - это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии. 

Слайд 15

Список литературы
Беляев И. А. Ценностное содержание целостного мироотношения/ И. А. Беляев // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2004. — № 2. — С. 9-13. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей, М., 1972. Кривошеина Е. Ю. Глобализация как угроза культурно-цивилизационному многообразию: оправданы ли опасения?//Омский научный вестник. 2002. № 21. (0,4 п. л.) Кривошеина Е.Ю. Традиционные культуры в проектах глобального развития: опыт России// Россия в современном мире. М., 2003. Т.1. Плотникова, О В. Урок литературы как средство формирования нравственного потенциала учащихся старших классов (вводные уроки) • сборник материалов международной научной конференции «VII Ручьевские чтения. Литературный процесс в зеркале рубежного сознания: философский, лингвистический, эстетический, культурологический аспекты» / О В Плотникова - Магнитогорск . МаГУ. 2004 -С.513-516. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России/ Г.П. Выжлецов // Социально-политический журнал. – 2008. – № 3–6. – С. 16–32. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. – М.: Логос, 2008. – 224 с. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. – М.: Политиздат, 2007. – 150 с Завершинский К. Культура и культурология в жизни общества [Электронный ресурс] / К. Завершинский. – URL:#"#">#"#">#"#">Лисаускене М.В. Поколение next – прагматичные перфекционисты или романтики потребления / М.В. Лисаускене // Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 111–115. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д.А. Леонтьев. – M., 2009. – С. 34. Лосский Н.О. Ценность и бытие / Н.О. Лосский. – М.: Республика, 2007. – 250 с. Лукьянов В.Г. Аксиология Н.О. Лосского: ценности как ядро духовной жизни человека/ В.Г. Лукьянов // Герценовские чтения 2004. Современное общество. Социологические измерение повседневности. – СПб., 2006. – С. 108–114. Мельник Н.Б. Сущность человека в понимании Ж.-Ж. Руссо / Н.Б. Мельник // Человек – Культура – Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований. – М., 2008. – Т. 1. – 180 с. Перевозчикова Л.С. Гуманистическая парадигма образования / Л.С. Перевозчикова // Философия и будущее цивилизации: Тез. докл. и выступ. IV Рос. филос. конгр. – М.: Современные тетради, 2007. – Т. 4. – С. 15–25. Терентьева Нина Павловна Литературное образование как способ ценностного самоопределения учащихся/ На правах рукописи, С-Петербург, 2014.