Презентация - Лексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языку

Лексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языкуЛексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языку







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Автор - ученица 9 класса Горохова Екатерина Руководитель – учитель русского языка и литературы Стальмахович Ирина Петровна
Лексические средства, создающие образ российского учителя в учебниках по русскому языку

Слайд 2

Актуальность моей работы
Изучение лексических средств языка на примере упражнений и задач, создающих образ российского учителя в учебниках по русскому языку, дает возможность глубже осмыслить общие системные закономерности языка.
Системность организации лексики приводит к необходимости анализа все новых и новых участков ее употребления.
2010 год в России объявлен годом Учителя.

Слайд 3

Объектом изучения стало понятие «лексические средства выразительности» В качестве предмета для изучения были выбраны лексические средства, создающие образ российского учителя. Целью исследования является анализ лексических единиц, используемых в учебниках по русскому языку для создания образа педагога Поставленная цель определила следующий ряд задач: 1) проанализировать теоретические источники по теме исследования; 2) провести анализ лексических образных средств на примере упражнений и заданий из учебников по русскому языку; 3) привести примеры использования лексических средств, создающих учительский образ

Слайд 4

В качестве источников для проведения исследования были привлечены следующие работы: 1) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах [изд. 1999]; 2) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 57000 слов и фразеологических выражений [изд. 1978г]; 3) Якобсон Р. Избранные работы [изд. 1985 г.]; Арутюнова Н. Д. Теория метафоры [изд. 1990 г.]; Кожевникова Н. А. Об обратимости тропов [изд. 1979 г.] и др. Материалом для проведения исследования послужили упражнения и задания, взятые из учебников по русскому языку (более 64 упражнений)

Слайд 5

В процессе проведения исследования в качестве основного был использован метод концептуального анализа
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что её выводы и заключения могут дополнить сведения о лексических средствах, способствующих созданию определенного образа, а также могут быть использованы в практике школьного образования в курсе преподавания современного русского языка.

Слайд 6

Использование в учебниках по русскому языку упражнений для создания образа российского учителя способствует изучению лексики, лексических образных средств и воспитанию уважения к профессии и предназначению учителя
Выдвигаемая гипотеза:

Слайд 7

1 этап
Подбор литературы по теме исследования

Слайд 8

2 этап
Изучение литературных источников Знакомство со стилистическими возможностями языка Ознакомление с приемами стилистической выразительности Изучение фигур и тропов

Слайд 9

Лексические и стилистические средства синонимия эмоциональная и экспрессивная лексика фразеология фонетические средства морфологическая синонимия случаи переносного употребления грамматических форм формы определенной функционально-стилистической окраски синонимика словосочетаний и синтаксических конструкций вариации порядка слов в предложении связь тех или иных типов предложения с определенными сферами общения

Слайд 10

Тропы: Эпитет Сравнение Перифраза Метафора Синекдоха Метонимия Антономазия Металепсис Гипербола Литота Ирония Антитеза Амфитеза Диатеза Акротеза Парономазия Риторический вопрос Умолчание Оксюморон

Слайд 11

3 этап
Изучение лексических средств, создающих образ учителя в учебниках русского языка Работа с учебниками разных лет и авторов Выделение и классификация лексических средств

Слайд 12

Ряды однородных членов Сам он жил, радуясь и яркому солнечному свету, и теплому ветру, и стихотворению, и хорошенькому женскому личику, повстречавшемуся на улице, радуясь жизни. Константин Эдуардович Циалковский учил ребят арифметике, геометрии, физике, а вечерами, по воскресеньям, в праздничные дни, на каникулах разрабатывал свои изобретения, писал книги и статьи, трудился в домашней мастерской. Вот она вошла в класс, веселая, молодая, приветливая, и сразу захотелось ответить ей как можно лучше. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить человеческую жизнь.

Слайд 13

Восклицательные предложения
1.Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово - «учитель»! 2. Елена Павловна вдруг засмеялась, увидев его удивленное лицо: «Хорошая у вас девочка!» 3. Читая, учитель приближал бумагу к лицу, водил по ней носом и, ровно бы сам с собою разговаривая, тыкал в пространство указательным пальцем: «Чудо! Дивно! Только русской поэзии этакое дано!»

Слайд 14

Синонимы слов «говорения»
«Пойдемте, ребята, отсюда», - сказал учитель тихо. Он так увлеченно рассказывал, что мы могли слушать его часами. Наталья Петровна тщательно проговаривала слова, чтобы нам, первоклашкам, все было понятно. Он не говорил, а как будто выпевал слова, так ему нравилось общаться с нами и так он был увлечен своим рассказом.

Слайд 15

Использование фразеологизмов
Мы слушали его, разинув рты… «Пойми ты, голова садовая, - наползая на меня и размахивая руками, доказывала Лидия Михайловна… Если бы я наказал его в ту же самую минуту, Майя была бы озадачена и уязвлена в самое сердце.

Слайд 16

Стилистические возможности словообразования
Сорвиголовушками называла нас наша Марья Михайловна Никогда не забуду, как она притянула мою голову к своей груди и, утешая, шептала: Не плачь, мальчик мой! Все еще будет хорошо» Старая учительница по старинке называла нас «детоньками», и от этого слова веяло материнской нежностью и лаской

Слайд 17

Стихотворения, посвященные труду учителя
Золотом парки октябрь накроет, Рыжий блеск дарит лесам. Листья кленовые сказочным роем Падают к нашим ногам. Голые ветви большого жасмина Здесь до весны тихо спят. Красные грозди печальной рябины В школьные окна стучат. Знаний и мудрости школа обитель. В школу спокойно войдет Добрый и мудрый друг наш – учитель. Слава ему и почет!

Слайд 18

Отрывок из повести В. Г. Распутина «Уроки французского»:
« - Вот смотри. – Она легко выскочила из-за стола, за которым сидела, отыскала в сумочке монетки и отодвинула от стены стул. – Иди сюда, смотри. Я бью монеткой о стену. – Лидия Михайловна легонько ударила, и монета, зазвенев, дугой отлетела на пол. – Теперь, - Лидия Михайловна сунула мне вторую монетку в руки, - бьешь ты. Я ударил – моя монета, попав на ребро, покатилась в угол… - Сыграем? Я не поверил своим ушам: - Как же я буду с вами играть? - А что такое? - Вы же учительница! -Ну и что? Учительница – так другой человек, что ли? Иногда надоедает быть только учительницей, учить и учить без конца…Иной раз полезно забыть, что ты учительница, - не такой сделаешься букой и бякой, что вы живым людям с тобой скучно станет. Для учителя, может быть, самое главное – не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому…Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком…».

Слайд 19

Тропы и лексические фигуры
Эпитет а) Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в темное, из которого ослепительно вырывались белоснежные воротнички и манжеты: она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века. б) В синем платье с белым кружевным воротником стояла Татьяна Ивановна. в) Он всегда ходил в строгом, неброского цвета костюме и белокипенных рубахах Сравнение а) Мария Сергеевна испугалась за меня и стояла бледнее своего платка б) Стопка ученических тетрадок на его столе сродни величественному, богатырскому холму. в) Мария Сергеевна передвигалась мелкими шажками, как уточка, переваливаясь с боку на бок.

Слайд 20

Перифраза
А) Он шутливо называл себя магистром мела и указки Б) Ну, что? – вопросил Андрей Ильич. – Готовы к сражению, мои верные оруженосцы? В) Ему особенно нравилось сияние ярких глазенок его неугомонных сорвиголов.
Метафора А) И каждый человек, мечтающий стать педагогом, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа. Б) Сиротами кажутся классные комнаты, коридоры без детей, без учителей, без их живых голосов. В) Дитя ожидает, что у меня в глазах вспыхнут огоньки интереса

Слайд 21

Металепсис
Уже десять выпусков прошло с тех пор перед ее глазами
Метонимия
А) Вся школа гордилась своим учителем и его учениками Б) Школа была обрадована этим известием, особенно учитель физики В) «Уважаемый ранец, куда вы спешите?» - пошутил завуч, увидев первоклассника с тугим огромным портфелем.
Синекдоха
Мы слушали его, разинув рты, и в эти разинутые рты входили долготы, широты и прочие скучноватые необходимости.

Слайд 22

Гипербола А) Учитель взял ее (тетрадь), бережно развернул – у меня сердце остановилось, обдало огнем. Б) Послушав, без церемоний бросал: «Недоросль! Под потолок вымахал, а читаешь по слогам!»
Литота
А) Нет, не бесследны поступки и слова настоящего педагога! Б) Немало он воспитал хороших и добрых ребят.
Парономазия
Николай Федорович любил повторять: «Хороший педагог учит, а плохой мучит»

Слайд 23

Ирония
А) На уроке русского языка наш учитель так разошелся, что проговорил о слове «яр» целый час и, когда наступила перемена, изумленно поднял свои взлохмаченные брови. Б) Михаил Петрович смешно вздрагивал, если кто-то неожиданно хлопал крышкой парты, и начинал жевать губами
Антитеза
Анитеза А) Посмотрел учитель на обеих и сказал: «Надо так давать, чтобы можно было взять» Б) «Заботливый – это, конечно, хорошо, - подумала Елена Павловна, - но как часто родители, желая избавить ребенка от забот, приносят ему не пользу, а вред»

Слайд 24

Риторический вопрос
А) Странно: почему мы так же, как и перед родителями, чувствуем свою вину перед учителями? Б) Учительница Клара Ниловна говорит: «Вижу, понравился вам ответ вашего товарища. Но кто же вам мешает так учиться?! В) Она любила беспрестанно восклицать: «Как можно не любить и не читать Пушкина?!»
Оксюморон
А) По его лицу текли горькие слезы радости. Б) Мы, затаив дыхание, слушали голос тишины, пытаясь, как просил нас учитель, услышать нечто загадочное и важное.

Слайд 25

в учебниках по русскому языку встречаются разнообразные лексические средства, помогающие создать образ российского учителя; данные лексические средства относятся ко всем разделам языка: морфологии, фонетике, словообразованию, лексике и фразеологии, синтаксису; лексические средства служат для создания стилистической выразительности; в русском языке есть множество способов для выбора наиболее эффективных в данной речевой ситуации лексических средств; изучение лексических средств языка на примере упражнений и задач, создающих образ российского учителя в учебниках по русскому языку, дает возможность глубже осмыслить общие системные закономерности языка
выводы