Презентация - Природа и человек в лирике А.А. Фета


Природа и человек в лирике А.А. ФетаПрирода и человек в лирике А.А. ФетаПрирода и человек в лирике А.А. ФетаПрирода и человек в лирике А.А. ФетаПрирода и человек в лирике А.А. ФетаПрирода и человек в лирике А.А. ФетаПрирода и человек в лирике А.А. ФетаПрирода и человек в лирике А.А. ФетаПрирода и человек в лирике А.А. ФетаПрирода и человек в лирике А.А. ФетаПрирода и человек в лирике А.А. ФетаПрирода и человек в лирике А.А. ФетаПрирода и человек в лирике А.А. ФетаПрирода и человек в лирике А.А. Фета






Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Природа и человек в лирике А.А. Фета
Подготовил: Юрченко А., 10 “В”

Слайд 2

«Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию…» А.Фет

Слайд 3

  Большинство произведений Афанасия Афанасьевича Фета посвящено описанию природы. Природа становится у Фета средством выражения лирического чувства восторга, наслаждения, радости: «любо мне», «рад я». Эту любовь вызывает не экзотическая природа, а обычная, пихая: «зари осенней след», «густая крапива шумит под окном». 

Слайд 4

 Ни у кого из русских поэтов нет такого обилия описаний цветов, оттенков, запахов, состояний природы, как у Фета. Острота восприятия природы складывается в лирике Фета в богатстве эпитетов, метафор, передающих ароматы, звуки, цвета:  «зеленая ива повисла шатром»,  «весны душистой нега»,   «ароматные цветы» и т.д. 

Слайд 5

По мнению Фета, поэзии близки такие состояния души, которые далеки от рассудочной деятельности: «грезы», «сны», «бред неясный», «мечты», «фантазии»

Слайд 6

Лирика А. А. Фета представляет одухотворенный образ природы. Это живое существо, со своим неповторимым миром. Оно наделено собственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек лишь на высшей ступени своего духовного подъема может приобщиться к этой жизни. В природе сокрыта тайна знания, и человек, если только будет внимательным и чутким, сможет приоткрыть истину: 

Слайд 7

Учись у них — у дуба, у березы.  Кругом зима. Жестокая пора!  Напрасные на них застыли слезы,  И треснула, сжимаяся, кора.  «Учись у них — у дуба, у березы…» (1883) 

Слайд 8

Поэта привлекают еле уловимые состояния природы, когда сложно определить размытые границы сущего, день еще не ушел, ночь еще не наступила:  На пригорке то сыро, то жарко,  Вздохи дня есть в дыханье ночном, —  Но зарница уж теплится ярко  Голубым и зеленым огнем.  «Вечер» (1855) 

Слайд 9

Поразительная острота чувства движения в мире природы передается поэтом разными художественными средствами. Наиболее показательным можно считать стихотворение А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (1850). Отсутствие глаголов в тексте поэтического произведения не приводит, как можно было бы предполо­жить, к изображению статичного состояния пейзажа. Динамика ночной жизни мира природы и переживания влюбленных и составляет основу стихотворения. Движение ночного мира природы создается постоянной сменой представляемых событий: Шепот, робкое дыханье.  Трели соловья,  Серебро и колыханье  Сонного ручья. 

Слайд 10

Чувство природы у поэта носит универсальный характер: у него практически нет чисто пейзажной лирики. Фетовская природа тесно связана с душой человека, с его внутренними переживаниями. Поэт считает, что человек должен раствориться в природе, начать жить как она. Отсюда излюбленный прием Фета – психологический параллелизм.

Слайд 11

Ощущение динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека, можно проследить в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»

Слайд 12

Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. В его имении был удивительный розарий, дом утопал в цветах. Даже будучи старым, он писал о звездах, розах, «трелях соловья». 

Слайд 13

Мир природы становится в поэзии А. А. Фета объектом познания: «Там, где обыкновенный глаз не подозревает красоты, художник видит ее, отвлекает от всех остальных качеств предметов, кладет на нее чисто человеческое клеймо и выставляет на всеобщее уразумение». Поэт выходит за границы предметного значения слова, лишает ясности «бесподобно-певучие строчки» и через запахи, звуки, краски постигает тайну бытия, создавая у читателя иллюзию подлинности происходящего.

Слайд 14

Лирика Фета позволяет воспринимать и природу и человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений. Главное заключается не в самой картине окружающего мира, а в том поэтическом ощущении, которое пробуждает она в нас. Природа является только поводом, средством выражения поэтического мышления. Неслучайно самого себя Фет называет «природы праздный соглядатай». Природа у него - это не просто пейзаж, это атмосфера, разлитая и внутри и вовне человеческой жизни, пронизывающая все вокруг.