Презентация - Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)


Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (медико-педагогический контроль)
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Часть 1 Мониторинг здоровья воспитанников ДОО (Медико – педагогический контроль) Фоминых Оксана Владимировна Инструктор по физической культуре МБДОУ № 18 «Рябинка»

Слайд 2

Мониторинг это система непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического слежения. Объектом мониторинга являются процесс и результаты образовательно-воспитательного процесса, а также средства достижения этих результатов.

Слайд 3

Мониторинг включает в себя: дидактический мониторинг – слежение за состоянием содержания, организационных форм и методов образовательного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями воспитательный мониторинг – слежение за состоянием специально организованного, управляемого и контролируемого взаимодействия воспитателей и детей медико-педагогический мониторинг - слежение за динамикой здоровья воспитанников образовательного процесса

Слайд 4

Цель и основные задачи: Цель мониторинга – непрерывное, научно-обоснованное, диагностико - прогностическое слежение за характером протекания образовательно-воспитательного процесса в ДОУ и психологическим состоянием его воспитанников, оздоровительной деятельностью. Задачи: сбор и накопление фактического материала о реально протекающем образовательно – воспитательном процессе в ДОУ и разработка на этой основе планов работы ДОУ; своевременное выявление нарушений в ходе образовательно – воспитательного процесса и их адекватное исправление; своевременное выявление достижений в ходе образовательно – воспитательного процесса ДОУ, анализ условий, обобщение опыта; профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов дошкольников в ходе образовательно – воспитательного процесса.

Слайд 5

Функции мониторинга: Гностическая - накопление, обобщение, анализ, структуризация данных о протекании образовательно – воспитательного процесса ДОУ. Прогностическая – формулирование на основе полученных данных обоснованного заключения о предстоящем развитии или исходе образовательно – воспитательного процесса. Ориентировочная – возможность определить значение отдельных процессов в целостном образовательно – воспитательном процессе. Контрольно-ориентировочная – обоснованное определение уровня развития отдельных сторон образовательно – воспитательного процесса. Коррекционная – своевременное внесение поправок, частичное исправление или изменение в ход образовательно – воспитательного процесса. Регуляторная – приведение в должное состояние отдельных процессов и всего образовательно – воспитательного процесса. Координационная – взаимное ориентирование и согласование работы при взаимодействии разных специалистов ДОУ: педагогов, психолога, медицинского работника.

Слайд 6

Принципы мониторинга: Непрерывность Научность Целесообразность Диагностико - прогностическая направленность Прогностичность

Слайд 7

Состав службы мониторинга: Старший воспитатель Воспитатели Специалисты (психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель) Медицинский работник

Слайд 8

Мониторинг осуществляется при единой координации действий и руководстве заведующего ДОУ и старшего воспитателя.

Слайд 9

Медико-педагогический контроль Система современных систематических наблюдений и проверок: Гигиенического состояния помещений и территории пребывания детей Соблюдение санитарно-гигиенического режима и распорядка дня Организация и качество питания Соблюдение требований двигательного режима Инструкции по охране жизни и безопасности жизнедеятельности

Слайд 10

Два вида контроля:
Контроль результатов
Контроль процесса

Этапный, текущий и оперативный

Слайд 11

Контроль результатов (этапный) Осуществляется два раза в год – в начале и в конце учебного года. Включает различные тесты и наблюдения за двигательной активностью детей Задачи: Собрать информацию о физической подготовленности детей за относительно небольшой промежуток времени; Откорректировать списки подгрупп детей по уровням их физической подготовленности; Внести коррективы в планы работы с дошкольниками.

Слайд 12

В обязанности медицинской сестры ДОО входит контроль: За утренней гимнастикой Подвижными играми Закаливающими мероприятиями (текущий контроль или контроль процесса) Наблюдение за деятельностью педагога и воздействием физических нагрузок на организм ребенка на физкультурных занятиях (контроль процесса)

Слайд 13

Объекты текущего и оперативного контроля Санитарно-гигиеническое состояние мест пребывания детей (физкультурный зал, групповое помещение, спальня, участок детского сада и др.); Организация и качество питания; Режим дня (прогулка, утренняя гимнастика, дневной сон, длительность занятий); Двигательный режим; Охрана жизни и безопасность жизнедеятельности; Физическая подготовленность.

Слайд 14

Роль медико-педагогических наблюдений Устранение недостатков в организации условий жизнедеятельности детей; Не допущение переутомления дошкольников при проведении различных занятий; Определение оптимальной физической и эмоциональной нагрузки с учетом индивидуальных возможностей детей; Выявление отклонений в здоровье; Планирование наиболее эффективных оздоровительных и профилактических мероприятий.

Слайд 15

Измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС)
Позволяет оценить правильность построения занятий и соответствие мышечной нагрузки функциональным возможностям детского организма. Пульс измеряется до начала, после каждой «пиковой нагрузки», в заключительной части и в восстановительном периоде после пятиминутного отдыха. Достаточно замерить пульс у нескольких детей. На основе полученной пульсометрии, внести в занятия соответствующие коррективы.

Слайд 16

Определение плотности занятия
Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность занятия. Общая плотность занятия (ОПЗ) – это отношение педагогически оправданных затрат времени к общей продолжительности занятия. Она включает: Организацию детей ОРУ, ОВД Подготовку и уборку инвентаря Объяснение, наблюдение, слушание Помощь, страховка Подведение итогов, упражнения на расслабление Воспитательную работу. Для определение ОПЗ суммируются показатели времени активной деятельности на занятии (кроме времени на неоправданные ожидания и простои по вине педагога). Это время умножается на 100% и делится на общее время занятия. ОПЗ при правильной организации должна приближаться к 100%.

Слайд 17

Моторная плотность занятия (МПЗ) – это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность к общей продолжительности занятия. Для определения МПЗ необходимо время выполнения физических упражнений, действий, приемов умножить на 100% и разделить на общее время занятия. Моторная плотность во время занятия постоянно меняется. Это зависит от вида занятия, его организации. Так на занятиях совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%. А на занятиях разучивания двигательных действий и формирования знаний и умений МП может находиться на уровне 50%. При всей важности МПЗ она не может достигать 100%, так как не осталось бы времени для объяснения материала.

Слайд 18

Определение соответствия физической нагрузки состоянию здоровья Небольшое утомление: слабое покраснение кожи, незначительное потоотделение, учащенное ровное дыхание; Утомление средней степени: значительное покраснение кожи, большая потливость, учащенное дыхание с периодическими вдохами и выдохами, напряженное выражение лица, нарушение координации движений, жалобы на усталость, сердцебиение, боль в мышцах; Резкое утомление: сильное покраснение или побледнение кожи, обильная общая потливость, чрезвычайно учащенное дыхание, одышка, глубокое нарушение координации движений, дрожание конечностей, жалобы на головокружение, шум в ушах, головная боль, тошнота.

Слайд 19


Оценка физического развития Оценивается: Методом наружного осмотра; Антропометрическими измерениями и расчетами (длина и масса тела, жизненная емкость легких, окружность грудной клетки, данные динамометрии кистей рук и др.) Измерения проводятся всегда в одно и то же время суток, с использованием одного и того же инструментария.

Слайд 20

Уровень двигательной активности (три группы) Первая группа: дети со средней и нормальной ДА. Характеризуются нормальной массой тела, редко болеют. Вторая группа: дети малоподвижные, с низкой ДА. Характеризуются повышенной массой тела и различными отклонениями в состоянии здоровья. Третья группа: дети с большой ДА. Их называют гиперактивными. Такие дети очень подвержены заболеваниям.

Слайд 21

Должен осуществляться личностно-ориентированный подход, который предусматривает учет уровня и группы здоровья, работоспособности, физической подготовленности и уровня двигательной активности дошкольника. Все перечисленные параметры позволяют получить медико-педагогические наблюдения в процессе физического воспитания в ДОО.

Слайд 22

Средством обеспечения эмоционально-психологического комфорта при реализации образовательной области физическое развитие, является индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей по рекомендациям А.А. Чеменевой.
Проблемы со здоровьем Рекомендуется Нежелательно
НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ Контроль осанки у стенки, с приседанием. Упражнения на скручивание, из ИП – сидя, ограничивается скоростной бег. Упражнения на повышение мобильности позвоночника и растяжку.
ПЛОСКОСТОПИЕ Босоногохождение, коррегирующие упражнения, ходьба по неровной поверхности и прочее Длительный медленный бег, ограничения в отдельных видах ходьбы и прыжков (по рекомендации врача), нельзя использовать ходьбу на внутренней стороне стопы.

Слайд 23


ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО- СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ Ход по ровной поверхности в медленном темпе, дозированный равномерный медленный бег. ОРУ на все группы мышц, особенно на плечевой пояс, спину и нижние конечности. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания. Исключить упражнения на задержку дыхания, нельзя резкие изменения темпа и положения тела. Нельзя длительное статическое напряжение, бег на длительные дистанции. Ограничить прыжки и силовые упражнения.
ЗАБОЛЕВАНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Упражнения на выносливость, ритмическая гимнастика Нельзя сложно- координированные движения и упражнения (равновесие на скамейке), ограничивается время подвижных игр, которые требуют высокого эмоционального напряжения (игры-соревнования).

Слайд 24

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ Упражнения на тренировку полного дыхания, звуковая гимнастика. Упражнения для верхнего плечевого пояса, ходьба и бег. Исключить сложно- координированные упражнения, упражнения в быстром темпе, на задержку дыхания. Ограничить участие в спортивных упражнениях.
БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ ОРУ без резких движений, которые могут вызвать сотрясение организма. Ограничить подскоки, прыжки и упражнения с натуживанием. Уменьшить нагрузки на мышцы брюшного пресса. Нельзя упражнения из положения лежа на животе.
ЗАБОЛЕВАНЯ ПОЧЕК И МОЧЕВЫВОДЯЩ ИХ ПУТЕЙ Можно упражнения для мышц брюшного пресса, таза и нижних конечностей, спины. Ограничиваются подвижные игры на воздухе, акробатические упражнения.

Слайд 25

Запрещенные и ограниченные упражнения в дошкольных учреждениях (рекомендации кафедры физического воспитания Государственного педагогического университета им. Герцена)
Упражнение Рекомендованная замена Причины ограничения
1.      Круговые вращения головой;  2.      Наклоны головы назад; 3.      Стойка на голове;  4.      Чрезмерное вытягивание шеи. 1.      Наклоны вперед, в стороны, повороты; 2.      Замена отсутствует; 3.      Замена отсутствует; 4.      Выполнять упражнения с опусканием плеч назад-вниз Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи, возможно смещение шейных позвонков
Тренировка верхнего отдела брюшного пресса: поднимать туловище из положения, лежа на спине, руки согнуты под голову Изменить положение рук Чрезмерное напряжение мышц шеи, возможно чересчур сильное надавливание руками на шейный отдел позвоночника

Слайд 26


Тренировка нижнего отдела брюшного пояса: поднимать ноги вместе из положения, лежа на спине Поднимать и опускать ноги попеременно Фаза натуживания оказывает влияние на сосуды шеи и головы, возможно увеличение поясничного лордоза
Кувырок вперед Замена отсутствует Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи
Перекат на спине, удерживая руками колени Выполнять упражнение только со страховкой педагога Отсутствует фиксация шейного отдела позвоночника
Прогиб в поясничном отделе из положения, лежа на животе с упором на выпрямленные руки Выполнять упражнение на согнутых руках, опираясь на локти Возможно увеличение поясничного лордоза, защемление поясничных дисков
Сидение на пятках Сидение по-турецки Возможно растяжение сухожилий и связок коленного сустава

Слайд 27

Выполнение дыхательных упражнений с одновременным поднятием рук вверх Изменить положение рук: в стороны или на поясе Уменьшение поступления кислорода за счет сокращения мышц верхнего плечевого пояса
Висы более 5 секунд Замена отсутствует Слабость и растяжение связочно-мышечного аппарата
Прыжки босиком по жесткому покрытию Прыжки только на гимнастических матах Слабый связочно-мышечный аппарат стопы, несформированность костей плюсны
Бег босиком с опорой на переднюю часть стопы Бег в спортивной обуви Несформированность костей плюсны
Ходьба на внутренней и внешней стороне стопы до старшей группы Ходьба на носках и на пятках Слабый связочно-мышечный аппарат стопы
Метание тяжелого набивного мяча из-за головы двумя руками Несоответствие массы тела ребёнка и веса мяча Несоответствие массы тела ребёнка и веса мяча

Слайд 28

Спасибо за внимание