Презентация - Этические нормы народов Крайнего Севера

Этические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего СевераЭтические нормы народов Крайнего Севера







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Этические нормы народов Крайнего Севера.
Презентация. Беседа. Воспитатель: Вэнго М.В. 2015 год.

Слайд 2

Необъятна и сурова земля заполярья и живут на ней люди выносливые, терпеливые, а некоторые из них настолько загадочны и удивительны и имя им дали необычное – ШАМАНЫ…

Слайд 3

Шаманы северных народов.

Слайд 4

«Шаман» в переводе с тунгусо-маньчжурского означает «знающий». Шаманизм — это особое восприятие мира, форма самоосознания человеком своего выделения из мира природы, идеология охотничьей взаимосвязи с миром животных.

Слайд 5

Слайд 6

Центральной осью шаманистского мировосприятия является понимание Космоса как единого универсального целого, сотворенного и упорядоченного Великим Духом. Центр мира представляется как Мировая гора или Мировое древо и ассоциируется с магическими цифрами 9 и 7 (небес, ступеней в Верхний мир).

Слайд 7

Универсальным для шаманской практики всех народов является представление о путешествии шамана в другие миры — Верхний, где обитают благожелательные к людям духи, и Нижний с его вредоносными обитателями. Путешествие совершается в состоянии транса, в которое шаман приходит во время сеанса (камлания) с помощью ритмического танца, особых дыхательных приемов.

Слайд 8

Шаманизму свойственны ясновидение, изменение веса тела по желанию шамана, билокальность (одновременное пребывание в двух местах). Основные функции шамана — лечебная, пророческая, жреческая деятельность. Шаманы — хозяева промысловых животных, хранители народных традиций, мифов и обычаев, покровители кузнечного дела.

Слайд 9

Исторически сложилось, что шаманство существовало еще в эпоху матриархата и первыми шаманами были женщины

Слайд 10

Шаманство передавалось из поколения в поколение…

Слайд 11

За мальчиком, который часто находился в состоянии необычном для его возраста, наблюдали и готовили к миссии шамана с раннего детства.

Слайд 12

Обучение было долгим и не всегда заканчивалось успехом – многие отказывались от этой миссии или теряли необычный дар с возрастом.

Слайд 13

Обязанности шамана многообразны, но смысл их един: шаман должен способствовать благосостоянию сородичей, оберегать их от бед. Труд шамана бескорыстен. Такой идеал шаманского служения людям отражён в моральных заповедях, которые передаются из поколения в поколение. Профессиональная этика требовала от шаманов помощи всем, кто в ней нуждается. Шаман при посвящении возглашал: «Обещаюсь быть покровителем несчастных, отцом бедных, матерью сирот...».

Слайд 14

Следуя всем советам и указаниям шамана, народы Севера и Дальнего Востока сформировали настолько высокий этикет, что их называли «аристократами Сибири» за внутреннюю культуру, тактичность по отношению к людям другой национальности, гостеприимство и дружелюбие.

Слайд 15

Северный человек никогда не отделял себя от природы, зверей и птиц, насекомых и рыб. Этика взаимоотношений северных народов и природы базировалась на том, что мир един, а человек — это тоже природа. Об уважительном отношении северных народов к гостю можно судить хотя бы по такой традиции: ему отводилось в яранге не только лучшее место для ночлега.

Слайд 16

Основные атрибуты шамана - бубен и колотушка

Слайд 17

Символы, которые сопровождали шамана – это образы людей, птиц и зверей

Слайд 18

Шаманам поклонялись, их образы боялись и уважали

Слайд 19

Народные умельцы делали сувениры и кукол шамана и каждый видел этот образ по своему

Слайд 20

Многие работы мастеров сделаны из натуральных, природных материалов: кость, камень, дерево, ткань, мех, кожа, глина

Слайд 21

ШАМАН –
Друг духов и природы, В свой бубен бьет и, вопреки невзгодам – Он человеку служит верно, От гибели, спасая и от скверны. Он в искренней молитве, Превращаясь в зверя – Несет добро и укрепляет веру… Жаль – век шаманства на исходе, Как в прочем все в мирском круговороте… Сервуля Т.В.

Слайд 22

Литература. 1.Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса» 2.Хомич Л.В., Ненцы: Очерки традиционной культуры Санкт-Петербург.,1995г. 2.ЯднеН. Н. «Я родом из тундры»,Тюмень 1995г. 3.Головнев А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. – Екатеринбург : УрО РАН, 1995. – 607 с. 4.Мифы и предания ненцев Ямала / автор-сост. Л. А. Лар; иллюстр. Л. А. Лар. – Тюмень : Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. 5.Неркаги А. П. Молчащий : повести. – Тюмень : СофтДизайн, 1996. 6.Симченко Ю. Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии : этнографическая реконструкция. – М. : Наука, 1976. – 312 с. 7.Федорова Е. Г. Элементы нового и традиционного в современной материальной культуре манси. – М. : Наука, 1980. : Изд-во Том. ун-та, 2001. – 228 с. 8.Хомич Л. В. Религиозные культы ненцев // Памятники культуры народов Сибири и Севера (сб. музея антропологии и этнографии. – Т. 33). – Л. : Наука, 1977. – С. 5–28. 9.Хомич JI. B. Ненцы. Историко-этнографические очерки. – М.; Л. : Наука, 1966. – 329 с. 10. Хомич Л. В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. –Л. : Наука, 1976. – 189 с.