Презентация - «Эгофутуризм» Игоря Северянина

«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина«Эгофутуризм» Игоря Северянина







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Эгофутуризм» Игоря Северянина
БЕКЕТОВА ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА МБОУ «СОШ №5» г. Алексина Тульской области

Слайд 2

Футуризм как литературное течение родил-ся в Италии. Его теоретиком был философ Филиппо Маринетти, которому принад-лежат футуристические манифесты, воспе-вающие бунт и дерзость. Европейский фу-туризм оказал влияние на русский. Русский футуризм имел много схожего с русским нигилизмом: в основу философии и у тех и у других положено не утверж-дение, а отрицание. Временем рождения русского футуризма считается 1910 г., когда вышел в свет 1-й футуристический сборник «Садок Судей» (авторы: Д.Бурлюк, В.Хлебников и В. Каменский). Футуризм выходил за рамки собственно литературы, был тесно связан с авангардными группировками художников 1910-х гг.
Возникновение течения

Слайд 3

Футуризм (от лат. futurum – будущее) — самое крайнее по эстетическому радикализму течение. Его представители отрицали художественное и нравственное наследие. Выйдя на арену лите-ратурной борьбы, они заявили, что всё накопленное старой культурой нужно не обновлять, а унич-тожать. Первая декларация футуристов «Пощё-чина общественному вкусу» вышла в 1912 г. Молодые поэты (Д. Бурлюк, А. Кручёных, В. Маяковский, В. Хлебников) заявили о своём презрении к «здравому смыслу» и «хорошему вкусу», выразили ненависть к существовавшему до них языку и решили «сбросить Пушкина, Досто-евского и Толстого с Парохода Современности». Футуристы претендовали на вселенскую миссию: выдвинули программу рождения сверхискусства, способного преобразить мир.
Новое течение — поединок с культурой

Слайд 4

Группировки
кубофутуристы, или поэты «Гилеи» эгофутуристы группа «Мезонин поэзии» объединение «Центрифуга»
Д. Бурлюк В. Хлебников В. Каменский В. Маяковский А. Кручёных И. Северянин И. Игнатьев К. Олимпов В. Гнедов и др. В. Шершеневич Хрисанф Р. Ивнев и др. Б. Пастернак Н. Асеев С. Бобров К. Большаков и др.

Слайд 5

Эгофутуристы Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго», то есть «я» поэта. Самый яркий эгофутурист — Игорь Северянин (настоящие имя и фамилия — Игорь Васильевич Лотарёв) выдвинул идею торжества личности (отсюда «самовозвеличивание», раздражавшее многих): Я, гений Игорь Северянин, / Своей победой упоён: / Я повсеградно оэкранен. / Я повсесердно утверждён!

Слайд 6

Игорь Северянин (Игорь Васильевич Лотарев) родился 4 (16) мая 1887 г. в Петербурге. Отец его, Василий Петрович, - военный инженер (выходец из "владимирских мещан"), дослужившийся до штабс-капитана, умер в 1904 г. сорока четырех лет. Мать происходила из известного дворянского рода Шен-шиных, к коим принадлежал и А.А. Фет (1820-1892), нити родства связывали её также со знаменитым историком Н.М. Карамзиным (1766-1826). Небезын-тересно, кстати, что по материнской линии Игорь Северянин находился в родственных отношениях с А.М. Коллонтай. В 1896 г. родители развелись, и будущий поэт уехал с отцом, вышедшим к тому времени в отставку, в Череповец; незадолго до смерти отца побывал с ним на Дальнем Востоке и в 1904 г. поселился у матери в Гатчине. Учился он всего ничего, закончил четыре класса Череповецкого реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Впервые опубликовался в журнале "Досуг и дело" за 1905 год: там под фамилией Игорь Лотарев было помещено стихотворение "Гибель Рюрика". Псевдоним появил-ся позднее.

Слайд 7

Кстати, сам Игорь-Северянин писал его именно через дефис: как второе имя, а не фамилию. Имя Игорь было дано ему по святцам, в честь святого древне-русского князя Игоря Олеговича; приложение "Северянин" делало псевдоним близким к "царствен-ным» именам и означало место особенной любви. Но традиция писать «Северянин» как фами- лию закрепилась так же, как традиция толковать поэта одно-сторонне по его "экстазным" стихам.

Слайд 8

Одно из первых ярких впечатлений – влюбленность в Женечку Гуцан (Злату), которая и вдохновляла будущего поэта.
Идет весна в сиреневой накидке, В широкой шляпе бледно-голубой, И ландышей невидимые струйки Бубенчиками в воздухе звучат... Она, смеясь, мои щекочет нервы, Кокетничает мило и остро... Я к ней спешу, и золотою Златой Вдруг делается юная весна, Идущая в сиреневой накидке, В широкой шляпе бледно-голубой... Я беден был, и чем я был беднее, Тем больше мне хотелось жить... Из автобиографического романа в стихах “Падучая стремнина”

Слайд 9

Юношеские опыты не привле-кали внимания читателей и критики, и поэту пришлось из-дать (с 1904 по 1912 г.) более тридцати разных книжечек-брошюр за свой счёт, рассылая их на отзыв в редакции жур-налов и именитым людям («Зарницы мысли» (1908 г.), «Интуитивные краски» (1908 г.), «Колье принцессы» (1910 г.), «Электрические стихи» (1910 г.) и др.).

Слайд 10

В 1909 Лев Толстой пришел в него-дование от сборничка «Интуитивные краски» (великого старца возмутили строки: «Вонзите штопор в упру-гость пробки / И взоры женщин не будут робки») и обрушился на поэта с отповедью. «…С легкой руки Толс-того … меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали охотно печатать мои стихи, уст-роители благотворительных вече-ров усиленно приглашали принять в них – вечерах, а может быть, и в благотворителях – участие».

Слайд 11

Чем так привлекал поэт своих читате-лей-современников? Северянин очаро-вывал необычным, ярким, новым — зву-ками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты, пускай «красивос-ти». В этом выдуманном мире живут короли и королевы, принцы и прин-цессы, пажи, феи. Здесь и современный быт: рестораны, концерты, клубы, гости-ные, загородные дачи, моторные ландо, бипланы, экспрессы, вуали, веера, ликё-ры... В этом мире скорость, красота, лю-бовь, молодость, роскошь, «высь сфер» — экзотическое, уникальное и в то же время современное.

Слайд 12

Об этом необыкновенном мире пи-сать надо было необыкновенно: и Се-верянин изобретал новые жанры. Названия большинства — неологизмы: миньонет, синематограф, квад-рат квадратов, эгополонез, поэмет-та, ассосонет, эскиз, диссона, газэл-ла, медальон, ноктюрн, хабанера, романс. Обычно поэт указывал жанры своих стихов. Многие из них носят ха-рактер баллады: в них присутствует короткий, необычный, напряженный сюжет.

Слайд 13

В 1911 г. Игорь Северянин вместе с поэтом К. Олим-повым, сыном Фофанова, объявил себя создателем новой поэтической школы — эгофутуризма. В «Прологе эгофутуризма» (1911) он ма-нифестировал: «Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз»; в его стихах самолюбова-ние и самовосхваление при- нимали гипертрофированные — на грани пародии и пош-лости — формы: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоён».
А.Н. Чеботаревская, Ф. Сологуб, В. Баян, Б.Д. Богомолов и И. Северянин

Слайд 14

Лозунги «эгофутуризма» :
Душа — единственная истина. Самоутверждение личности. Поиски нового без отвергания старого. Осмысленные неологизмы. Смелые образы, эпитеты. Борьба со «стереотипами». Разнообразие метров. (Где здесь самолюбование, эпатаж и пошлость?!)

Слайд 15

Как бы то ни было, Северянин вошел в моду. В 1911 г. Валерий Брюсов (1873- 1924), тогдашний поэтический мэтр, на-писал ему дружеское письмо, одобрив брошюру "Электрические стихи". Другой мэтр символизма, Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников, 1863-1927), принял активное участие в составлении первого большого сборника Игоря Северянина "Громокипящий кубок" (1913), сопрово-див его восторженным предисловием и посвятив Игорю Северянину в 1912 г. триолет, начинавшийся строкой «Восхо-дит новая звезда». Затем Федор Со-логуб пригласил поэта в турне по Рос-сии, начав совместные выступления в Минске и завершив их в Кутаиси. Успех нарастал.

Слайд 16

Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, после выхода сборника «Громо-кипящий кубок». Вскоре Игорь Севе-рянин отказывается от участия в каких бы то ни было литературных объеди-нениях, предпочитая не делить ни с кем лавры. Следующие сборники «Златолира» (1914 г.), «Ананасы в шампанском», «Виктория Регия», «Поэзоантракт» (1915 г.) и др. Они не прибавили ничего нового в сложив-шийся облик салонно-будуарного по-эта, разочаровали серьезных читате-лей, возлагавших на Северянина на-дежды обновления стихотворного языка, но закрепили за ним репутацию «кумира гимназисток».

Слайд 17

В феврале 1918 в зале Политехни-ческого музея Северянина избирают «королем поэтов» (к досаде его со-перников — В.Маяковского, К. Баль-монта). По этому поводу он напи-сал: «Я избран королём поэтов – да будет подданным светло!» Через несколько дней "король" уехал с семьей на отдых в эстонскую при-морскую деревню Тойла, а в 1920 г. Эстония отделилась от России. Игорь Северянин оказался в вынужденной эмиграции.

Слайд 18

Моя жена мудрей всех философий, — Завидная ей участь суждена, И облегчить мне муки на Голгофе Придет в тоске одна моя жена! из стихотворения «Дороже всех…»

Слайд 19

В годы эмиграции Игорь Северянин по-прежнему много писал, довольно интенсивно переводил эстонских поэтов: в 1919-1923 гг. выходят 9 новых книг, в том числе «Соловей». С 1921 года поэт гастролирует и за пределами Эстонии (Берлин, Фин-ляндия, Германия, Латвия, Чехия). В 1922-1925 годах Северянин пишет в довольно редком жанре – автобио-графические романы в стихах: « Па-дучая стремнина», «Роса оранжевого часа» и «Колокола собора чувств»!

Слайд 20

С 1925 по 1930 год не вышло ни одного сборника стихотворений. Зато в 1931 году вышел новый (без сомнения выдающийся) сборник стихов «Классические розы», обобщающий опыт 1922-1930 гг. В 1930-1934 годах состоялось несколько гастролей по Европе, имевшие шумный успех, но издателей для книг найти не удавалось. Небольшой сборник стихов «Адриатика» (1932 г.) Северянин издал за свой счет и сам же пытался распространять его. Стала жизнь совсем на смерть похожа: Всё тщета, всё тусклость, всё обман. Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась, Чтобы кануть вместе с ней в туман... А в 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю".

Слайд 21


Поэт умер 20 декабря 1940 года в окку-пированном немцами Таллинне и был по-хоронен там на Александро-Невском клад-бище. На памятнике помещены его строки: