Презентация - Сочинением о роли выразительных средств языка

Сочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языкаСочинением о роли выразительных средств языка







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ОГЭ
Работаем над сочинением о роли выразительных средств языка

Слайд 2

Задание
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. И. Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. И. Горшкова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 3

Повторяем пройденное
Что такое выразительность речи и с помощью каких языковых средств она достигается? Какими выразительными возможностями обладают единицы языка всех его уровней (фонетика, морфемика, лексика, фразеология, грамматика)? Что такое тропы речи? Как они возникают? Какова их цель? Назовите их основные виды. Что такое фигуры речи? Какова их функция? Назовите их основные виды.

Слайд 4

Выразительность речи
Под выразительностью речи понимаются такие особенности ее структуры, которые позволяют усилить впечатление от сказанного (написанного), вызвать и поддержать внимание и интерес у адресата, воздействовать на его чувства, образное мышление, творческую фантазию.

Слайд 5

Повторяем изученное

Слайд 6

Тропы
Слово получает точный смысл во фразе. Можно заставить всякое слово обозначать то, чего оно в своем значении не заключает, то есть изменить основное значение слова. Приемы изменения основного значения слова именуются тропами. С лингвистической точки зрения, «тропы — понятие, обозначающее такие обороты (образы), которые основаны на употреблении слова (или сочетания слов) в переносном значении и используются для усиления изобразительности и выразительности речи» (Лингвистический энциклопедический словарь, 1990). Иначе говоря, троп — стилистический прием, заключающийся в использовании слов, высказываний, называющих один объект (предмет, явление, свойство), для обозначения другого объекта, связанного с первым тем или иным смысловым отношением (например, отношение сходства (метафора, сравнение, олицетворение) или отношение контраста (оксюморон). В тропах разрушается основное значение слова; обыкновенно за счет этого разрушения прямого значения в восприятие вступают его переносное значение. Тропы пробуждают эмоциональное отношение к теме, имеют чувственно-оценочный смысл.

Слайд 7

Лексические средства
Название Определение Примеры
Эпитет Художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга…Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.

Слайд 8

Лексические средства
Название Определение Примеры
Метафора Перенесение на предмет или явление какого-либо признака другого явления или предмета (развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом). Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы,…. опрокинулся и затонул. Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

Слайд 9

Лексические средства
Название Определение Примеры
Сравнение Сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано: 1. С помощью сравнительных союзов как, точно, будто, словно, что, как будто и т.п 2. С помощью слов похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с… Ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов… И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта.

Слайд 10

Лексические средства
Название Определение Примеры
Сравнение 3.Родительным падежом существитель-ного 4.Творитель-ным падежом существитель-ного 5.Сравнитель-ным оборотом Лак на скрипке был цвета крови. Старый мэтр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была только бешеным взлетом к невозможному, быть может,запретному… Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и, как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества.

Слайд 11

Лексические средства
Название Определение Примеры
Сравнение 6. Отрицанием (т.е. не сопоставлением, а противо-поставлением одного предмета или явления другому) 7. Придаточным сравнительным Не скрипка — душа музыканта звучала в этой тоскующей мелодии. Рядом с ним, быть может, уже давно, шел невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких меннезингеров. (Н. Гумилёв)

Слайд 12

Лексические средства
Название Определение Примеры
Олицетворение Присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь, всё дальше…Он должен постоянно озираться и шарить вокруг себя, ища за что бы ему ухватиться, на какую бы опереться надежную земную опору.

Слайд 13

Лексические средства
Название Определение Примеры
Гипербола Художественное преувеличение В сто сорок солнц закат пылал. Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега.
Литота Художественное преуменьшение Мы со своими амбициями — меньше муравьев лесных. Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок!

Слайд 14

Лексические средства
Название Определение Примеры
Контекстные антонимы Слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте. Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес..
Контекстные синонимы Слова, которые только в исходном тексте являются синонимами. Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая..

Слайд 15

Лексические средства
Название Определение Примеры
Фразеологизм Устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение. Ищи ветра в поле! Ты свои аргументы из пальца высосал.
Диалектизм Слово или оборот речи, принадлежащие какому-л. диалекту и употребляемые в литературном языке. Так после зыбки я впервые мир познавал. (Зыбка – колыбель)

Слайд 16

Выразительные средства фонетики
Название Определение Примеры
Ассонанс Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных звуков. И приняла, и обласкала, и обняла, И в дальних далях им качала колокола….
Аллитерация Повторение в тексте (чаще поэтическом) одинаковых согласных звуков. Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.

Слайд 17

Фигуры речи
Художник слова с помощью различных приемов заостряет внимание читателя на предмете, давая его особое художественное видение и раскрывая внутреннюю форму изображаемого как эстетической ценности. Кроме тропов, существуют и фигуры речи.

Слайд 18

Синтаксические средства
Название Определение Примеры
Инверсия Нарушение прямого порядка слов. Правилами грамматики установлен следующий порядок слов (прямой): для главных членов 1) подлежащее + сказуемое; 2) согласованное определение + определяемое слово; 3) обстоятельство образа действия + сказуемое; 4) сказуемое + остальные обстоятельства и дополнение. Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя. Не верю я в твои добрые помыслы.

Слайд 19

Синтаксические средства
Название Определение Примеры
Градация Синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака. Ведь и правда: что толку в смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости, если за ними не стоит совесть?! Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над увечным человеком.

Слайд 20

Синтаксические средства
Название Определение Примеры
Анафора Повторение слов или словосочетаний в начале предложения Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки опускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. Руки опускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни что не отвечает и что всем всё «до лампочки». (Р. Рождественский)

Слайд 21

Синтаксические средства
Название Определение Примеры
Синтакси-ческий параллелизм Одинаковое (параллельное) построение нескольких рядом расположенных предложений, абзацев. Что такое канцелярит? Это — вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, а значит — застойность, неподвижность. Это — нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже — родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь. Это — вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими. (Н. Галь)

Слайд 22

Синтаксические средства
Название Определение Примеры
Однородные члены предло-жения Средство выразительности, позволяющее а) подчеркнуть различные качества чего-либо б) увидеть динамику действия в) в деталях увидеть, услышать, понять что-либо. Зал полон людьми старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными.

Слайд 23

Синтаксические средства
Название Определение Примеры
Вопросно-ответная форма изложения Форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними. Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма — дело правоохранительных органов. Ну, а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с бесчеловечностью не справится — это задача нас всех.

Слайд 24

Синтаксические средства
Название Определение Примеры
Ритори-ческий вопрос Выражение утверждения в вопросительной форме Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях?

Слайд 25

Синтаксические средства
Название Определение Примеры
Риторическое восклицание Выражение утверждения в восклицательной форме. Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас! (В.Сухомлинский)
Риторическое обращение В форме обращения к кому-либо или чему-либо выражается отношение автора к тому, о чём он говорит. О жизнь моя! Судьба моя! Как трагичны вы и прекрасны!

Слайд 26

Синтаксические средства
Название Определение Примеры
Антитеза Резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Всю мировую литературу я разделяю на два типа — литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского — и мощный замедленный ритм Толстого.
Оксюморон Соединение в образе или явлении несовместимых понятий. Сладостные мучения испытал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне.

Слайд 27

Синтаксические средства
Название Определение Примеры
Парцелля-ция Намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт.
Вводные конструкции Слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением, не являющиеся его членами и как бы вклинивающиеся в его состав. С их помощью передается субъективное отношение говорящего к сообщаемому. Стало быть, по-вашему, физическим трудом должны заниматься все без исключения? Она была красивая и, что еще важнее, умная женщина.

Слайд 28

Текст для работы

Слайд 29

(1)Я хорошо помню свою первую в жизни двойку. (2)Маленький город, где мы жили, уместился в объятьях синих сопок на окраине тайги. (3)Суровый климат приводил к нам удивительно снежные зимы. (4)Первые сильные снегопады приходили чинно, без суетной метелицы-лисы, медленно заводили над горизонтом серые, тяжелые полы своих кафтанов и укрывали нас тишиной степенно вальсирующих холодных пушинок. (5)Точно ребенок, наблюдающий за мерным качанием подвешенных над его люлькой игрушек, город постепенно прикрывал глаза, устававшие к ночи любоваться этим вальсом. (6)Убаюканный, он засыпал, а снег заботливо подтыкал под его бока свое мерцающее одеяло. (7)Мы с отцом поздним вечером стояли у окна, зачарованные первым снегопадом. (8)В домах напротив погасли почти все окна, и я думал: хоть перед одним из них стоят ли сейчас такие же двое? (9)Кто-то еще из отцов моих дворовых друзей отменил сегодня правило вовремя ложиться спать? (10)Хоть один из этих выросших мальчишек еще помнит, что нельзя пропускать ночь первого снега? (11)Я, третьеклашка, всматривался в окна и с замиранием сердца надеялся, что только мне одному из всех моих друзей была подарена эта вольность. (12)Первый снег - это старт мальчишеской охоты за зимними приключениями, время собирать бесценные трофеи рассказов и баек, которыми хвастаешься потом наперебой до самой весны. (13)Проспать его означало дать непростительно щедрую фору соперникам. (14)- Дождались! (15)Я с удивлением посмотрел на отца, прервавшего мои размышления. (16)Улыбаясь, словно в предвкушении чего-то очень хорошего, он обнял меня за плечи: (17)- Завтра с утра первым делом на лыжи - и в лес. (18)Внутри меня на секунду всё обмерло: не послышалось ли? (19)- На лыжи!? (20)В лес?! (21)Правда?! (22)И тут же сердце опустилось в самые пятки: (23)- Пап, но я ведь пропущу урок физкультуры... (24)- Пусть он идёт, твой урок, мы не будем ему мешать! (25)Первый снег, сына! (26)А сейчас побежали спать, а то утром мама нас не добудится….

Слайд 30

(27)Смиренным и преображённым встречал город новое утро. (28)Снег сгладил все углы, и редкие пятиэтажки и стайки деревянных домов, как рождественские куличи, стояли в белоснежной глазури, а череда сугробов уводила туда, где во всей своей могучей и строгой красоте разворачивалась таёжная зима - в лес. (29)Увидеть его после первого снегопада первым из всей школы - не было счастья больше. (30)Увидеть его глазами отца - не было интереса сильнее. (31)Он раскрывал мне лес, словно читал вслух книгу на иностранном языке, и не было её увлекательнее. (32)Одному ему заметные знаки превращались в истории хозяев таежного мира. (33)Зайцы и барсуки обнаруживали себя перекрестьями следов, тетерева одним лишь нам передавали приветы бусинками оброненной рябины. (34)Я шёл вслед за папой по лыжне, и каждая сотня метров собирала в мою копилку знаний десятки бесценных открытий.(35) За что глухаря назвали глухарём? (36)Кто оставил полоски на спине бурундука?(37) Как отличить ель от пихты? (38)Зачем зимой лось сбрасывает рога и кто еще, кроме мишек, зимует под снегом?... (39)Декабрь, январь, февраль... (40)Я был королем дворовых историй все три месяца той зимы. (41)Мальчишки слушали меня, не скрывая восхищения. (42)Мы ещё мало знали о жизни, но интуитивно – жадными умами - догадывались: лишь увесистое ожерелье из неповторимых, на всю катушку прожитых дней детства может стать достойным оберегом от взросления. (43)Которого чудом избежал мой отец. (44)И которое не пощадило мою учительницу, влепившую мне за пропуск физкультуры размашистую двойку. (45)Мою первую, самую ценную, самую отличную двойку в жизни.  (По Павловой О.)

Слайд 31

Словесные образы создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу, помогают понять и запомнить прочитанное, делают изображение персонажа, характера, явления, предмета более выразительным. (Приведите примеры из предложений 27-28 текста, чтобы они служили аргументами к этому высказыванию и соответствовали выводу) ВЫВОД: Вот так эти два средства выразительности речи позволили и нам ярче представить город после первого снегопада.
Задание к тексту

Слайд 32

Средства художественной выразительности в тексте и в устной речи развивают образное мышление, фантазию читателя или слушателя, позволяют детально представить предметы или явления. (Приведите примеры из предложений 2-6 текста, чтобы они служили аргументами к этому высказыванию.) Поэтому нельзя не согласиться с известным лингвистом А.И.Горшковым, утверждавшим, что «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Задание к тексту

Слайд 33

В самом деле, языковые средства выразительности помогают нам с головой погрузиться в произведение, лучше понять его, пережить разнообразные чувства, эмоции, ощущения. (Приведите примеры из предложений 31-38, чтобы они служили аргументами к этому высказыванию.) Следовательно, художественные средства выразительности привлекают и удерживают внимание читателя, рождают в нём желание вновь и вновь перечитывать текст, испытывая при этом истинное наслаждение.
Задание к тексту

Слайд 34

Когда человек хочет выразить себя, свои мысли и чувства так, чтобы читатели или слушатели его поняли, вошли в его мир и почувствовали красоту сказанного или написанного, он использует языковые средства выразительности. (Приведите примеры из предложений 42-45 текста, чтобы они служили аргументами к этому высказыванию) Всё-таки прав был лингвист А.И.Горшков, утверждавший, что «выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Задание к тексту

Слайд 35

Самостоятельно напишите сочинение о роли выразительных средств языка

Слайд 36

Егораева Г.Т., ведущий методист издательства "Экзамен", Москва
Высоких баллов на экзамене!

Слайд 37

Литература
Головин И.Б. Основы культуры речи. Санкт -Петербург: Слово, 1983 Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. М.: Знание, 1987 Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи М. Знание, 1991 Фармина Л.Г. Учимся говорить правильно. М.: Мир, 1992