Презентация - Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)

Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Психолого-педагогические условия организации деятельности, направленной на решение проектных задач (в соответствии с требованиями ФГОС НОО)
Марина Геннадьевна Волчек, канд. пед. наук, начальник центра научно-методического сопровождения деятельности муниципальных методических служб НИПКиПРО

Слайд 2

8. В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
2

Слайд 3

Метапредметные результаты
ФГОС НОО Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Чтение. Работа с текстом. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся нач. шк.
ФГОС ООО Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Формирование ИКТ-компетентности об-хся Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Слайд 4

Анализ трудов психолога К.Н. Поливановой, мнения ряда авторов (А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова, И. А. Чумакова и др.) можно сделать вывод — полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Кроме того, переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. 

Слайд 5

Проектная деятельность
Проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в подростковой (основной) школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.  С. 70

Слайд 6

Проектная задача в начальной школе
Проектная задача – ‘это задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»).  Проектная задача принципиально носит групповой характер. Воронцов А.Б., с. 47

Слайд 7

Проектная задача в начальной школе
В содержании проектной задачи нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы и области знаний, к которым относятся те или иные задания. Школьники находятся в состоянии неопределенности относительно способа решения и тем более конечного результата. Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. Описание жизненной ситуации может быть представлено в виде единого текста или отдельных отрывков с множеством различных данных, в том числе, избыточных, не имеющих отношения к конкретной ситуации, зашумляющих ее. Воронцов А.Б., с. 51

Слайд 8

Проектная задача в начальной школе
Проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий, которые являются реперными точками, задать возможные «стратегии» ее решения. Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий.  В некоторых случаях некоторые задания вообще не выделяются явным образом изначально. Выявление их в общем контексте задачи возлагается на самих учащихся. Такая форма проектной задачи является наиболее приближенной к собственно проекту.

Слайд 9

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…» Г. А. Цукерман, доктор псих. наук
«Введение в школьную жизнь»

Слайд 10

это возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько учебных занятий по времени. Включение в учебный процесс задач подобного типа позволяет учителю, администрации школы в ходе учебного года системно отслеживать пути становления прежде всего способов работы и способов действий учащихся в нестандартных ситуациях вне конкретного (отдельного) учебного предмета или отдельно взятой темы, т.е. осуществлять мониторинг формирования учебной деятельности у школьников методом встроенного наблюдения и экспертной оценки.
Главное условие проектных задач в начальной школе -

Слайд 11

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников формируются следующие способности: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Раздаточный материал – УУД! Главная цель проектных задач – УУД!
Проектная задача в начальной школе

Слайд 12

Должна быть описана проблемная (квазиреальная, модельная) ситуация, но в этой ситуации не должна быть напрямую поставлена задача. Задача должна быть сформулирована самими детьми по результатам разбора проблемной ситуации. Формулировка задачи скрыта в описании проблемной ситуации. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы путей ее преодоления, а следовательно, и возможных вариантов конечного «продукта» было несколько. (Практическая работа участников семинара)
Структура проектной задачи как прообраз полноценного продукта

Слайд 13

Проектная задача должна содержать в явном или относительно скрытом виде набор (или систему) действий (заданий), которые должны быть выполнены группой детей. Количество заданий в проектной задаче – это количество действий, которые необходимо совершить, чтобы задача была решена.
Структура проектной задачи как прообраз полноценного продукта

Слайд 14

Создан какой-то реальный «продукт», который можно представить публично и оценить. Производимый «продукт», по словам К.Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в широком контексте!  Приобретаемые и осваиваемые детьми способы действий, УУД! (листы наблюдений, экспертные листы)
Что значит задача решена?

Слайд 15

ФГОС НОО - рамочный документ
ФГОС НОО, п. 13 результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Слайд 16

После изучения темы учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования УУД. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель, и, тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, УУД в гораздо более полном объеме. Зачастую именно в такой обстановке раскрываются учащиеся, на обычных уроках находящиеся в тени. Проектные задачи являются эффективным средством создания таких нестандартных ситуаций. 
Проектная задача в начальной школе

Слайд 17

Листы наблюдений
Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач являются экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов». Как итог учебного года для учителя важна динамика в становлении класса (группы) как учебного сообщества, в развитии способностей детей ставить задачи, искать пути их решения. На этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата. Анализ учителем всех экспертных листов после решения проектной задачи дает полную картину того, как строили свою работу школьники на всех этапах решения. Таким образом, постоянный сбор и анализ данных экспертизы позволяют учителю вести мониторинг формирования учебного сотрудничества в классе и вносить коррективы в свои педагогические действия.

Слайд 18

К сожалению, в настоящее время смысл слов «проект» и «проектная деятельность» девальвировался, они используются даже в детском саду, не говоря о начальной школе. Такое ощущение, что началась повальная «проектизация» всех ступеней образования. Любое действие и ребенка, и педагога пытаются назвать проектом. Начальная школа – важный этап подготовки к проектной деятельности, а собственно проектная деятельность по отношению к младшим школьникам – это используя выражение Л.С. Выготского, их «зона ближайшего развития». С. 173
Проектная задача и проектная деятельность

Слайд 19

Диагностика метапредметных результатов ФГОС НОО
Проектные задачи в начальной школе
Комплексные стандартизированные работы
Учебно-практические и учебно-познавательные задачи

Слайд 20

Серии книг для учителей начальных классов по пропедевтике проектной и исследовательской деятельности

Слайд 21

Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу.
Пособие предназначено для учеников 2—4-х классов, их учителей и родителей. Оно направлено на освоение работы над проектами в начальной школе и ориентировано на формирование универсальных учебных действий (общеучебных умений) школьников. Знакомство учеников с работой над проектами предполагается проводить во внеурочное время (за исключением организационных действий, выполняемых в классе). По мере освоения школьниками этой новой для них формы обучения проектную деятельность можно организовать и в учебном процессе. Особое внимание уделяется работе с источниками информации, поэтому проектная деятельность осуществляется в два этапа: 1) работа над темой (сбор и обобщение сведений) и 2) работа непосредственно над проектом. Популярно изложенные и проиллюстрированные истории из жизни учеников одного класса позволяют объединить представления учеников, их учителей и родителей о проектах и организовать в классе работу над ними.
Горячев А.В., Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы). - М. : Баласс, 2010. - 64 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Проектные задачи в начальной школе
В пособии описываются разные типы проектных задач, предлагается система оценивания и даются практические рекомендации педагогам по их применению в обучении младших школьников. Описаны формы предъявления и особенности проектных задач для каждого класса начальной школы. Приводятся примеры конкретных проектных задач и алгоритм их решения. В книге описывается переход от проектной задачи в младшей школе к проектной деятельности в основной школе.
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.]; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение , 2009 – 176 с. – (Стандарты второго поколения).

Слайд 25

№ Название проектной задачи Предмет Класс
1 Конструирование игровой площадки для детского сада Мат-ка 1
2 Путешествие на планету «Математикус» Мат-ка 1
3 Иллюстрированное пособие «Способы проверки орфограммы» Рус. яз. 2
4 Мир глазами животных Лит. чтение 2 или 3
5 Тайны океана Окр. мир 3
6 Новости программы «Вокруг света» 2 или 3
7 Построй дом Мат-ка 1
8 Ковер Мат-ка 2
9 Танграм Мат-ка 3
10 Общешкольный родительский комитет Мат-ка 4-5
11 Возрождение Окр. мир 4-5
12 Литературно-художественный альманах Литература 5
13 Математику на планете «Синус» Мат-ка 2-5
14 Доктор Айболит Окр. мир, мат-ка, рус. яз., лит-ра, изо 2-5

Слайд 26

Сборник проектных задач. Начальная школа. Вып. 1
Пособие является продолжением книги Проектные задачи в начальной школе, в которой рассматривались теоретические аспекты разработки и методики решения проектных задач на разных этапах обучения в начальной школе. В предлагаемом пособии авторы подробно рассматривают стартовую межпредметную разновозрастную проектную задачу, уделяя особое внимание системе заданий и оцениванию действий учащихся в ходе решения проектной задачи.
Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 вып. Вып. 1 / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова , О. В. Раскина]; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение , 2009 – 80 с. – (Работаем по новым стандартам).

Слайд 27

День Название проектной задачи Предмет Класс
1 день Подготовка технической документации на предстоящее проектирование для утверждения экспертной комиссией. Межпредмет-ные модули: «Математика и окружающий мир», «Филология (русский и английский языки)», «Литературное чтение и изобразительное искусство». 2 - 5
2 день Разработка элементов объекта вашего проектирования и их утверждение экспертной комиссией. Межпредмет-ные модули: «Математика и окружающий мир», «Филология (русский и английский языки)», «Литературное чтение и изобразительное искусство». 2 - 5
3 день Конструирование дополнительных элементов вашего проекта с помощью конструктора LEGO. Создание описания объекта и его предъявление другим группам, работающим в одном классе с вами. Выдвижение одного проекта на финальный конкурс от класса. Межпредмет-ные модули: «Математика и окружающий мир», «Филология (русский и английский языки)», «Литературное чтение и изобразительное искусство». 2 - 5
4 день Подготовка к презентации проектов. Финальная презентация проектов. Выбор победителя конкурса. Межпредмет-ные модули: «Математика и окружающий мир», «Филология (русский и английский языки)», «Литературное чтение и изобразительное искусство». 2 - 5
Стартовая межпредметная разновозрастная проектная задача «Конструируем мир своими руками»

Слайд 28

Сборник проектных задач. Начальная школа . Вып. 2
Сборник проектных задач. Начальная школа. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 вып. Вып. 2 / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Клевцова , О. В. Раскина]; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение , 2011. – (Работаем по новым стандартам).
Данное издание является продолжением пособия «Сборник проектных задач. Начальная школа. В 2 выпусках. Выпуск 1», в котором авторы продолжают знакомить учителей с разными типами проектных задач: промежуточными и итоговыми межпредметными разновозрастными задачами. Пособие адресуется учителям начальной школы, психологам, руководителям общеобразовательных учреждений, студентам и преподавателям педагогических колледжей и университетов.

Слайд 29

Савенков А.И. «Я – исследователь»
Пособие поможет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях. Оно позволяет не только обучать наблюдению и экспериментировать, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Это необычная тетрадь. Она для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно. В ней содержатся материалы, способные помочь в проведении собственных исследований. Тетрадь ставит своей целью сформировать первоначальные навыки в проведении собственных исследований, развить дух творчества и поиска. Рабочая тетрадь адресована школьникам 2-4 классов. Ее могут использовать педагоги во внеурочной и внеклассной работе, а также родители для развития творческих способностей детей.
Савенков А.И. Я - исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. – М., Изд. Федоров, 2005.

Слайд 30

Нет ничего мудреного в том, чтобы быть общепонятным… И. Кант

Слайд 31

Проект / проектная задача
Сформулируйте для детей этот проект как проектную задачу на Ваших раздаточных листах

Слайд 32

Как объединять детей в группы?
Горлова, Н.А. Речевой фитнес. Программа коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста с методическими рекомендациями / Н.А. Горлова, О.А. Горлова. – М. : Баласс, 2014. – 160с.
Влияние семейных отношений на развитие личности ребенка
Тип семейных отношений Путь развития ребенка Жизненная позиция ребенка Качества личности
Авторитарный Конформный Страдательная  Активность  Осознанность
Авторитетный Симбиотический Созерцательная  Активность + Осознанность
Демократический Импульсивный Импульсивная + Активность  Осознанность
Условные обозначения: «» - отсутствует, «+» - присутствует

Слайд 33

Удачи в групповой работе!