Презентация - Биография В.С. Поленова

Биография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. ПоленоваБиография В.С. Поленова







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Биография В.С.Поленова
Василий Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был известным историком, археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, была детской писательницей и художницей-любительницей.  Молодые годы: Ярким детским впечатлением Поленова были поездки на север, в Олонецкий край с его девственной природой, и в Ольшанку, в имение бабушки В. Н. Воейковой. Вера Николаевна, дочь известного архитектора Н. А. Львова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Г. Р. Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль». Наиболее одарёнными среди детей Поленовых оказались двое: старший сын Василий и младшая дочь Елена. Детям были наняты педагоги по живописи из Академии художеств. Встреча с  П. П. Чистяковым стала судьбоносной для таланта Поленова. Чистяков обучал рисунку и основам живописи Поленова и его сестру в 1856—1861 годах, сам будучи ещё студентом Академии художеств. С самых первых занятий преподаватель требовал от учеников пристального изучения натуры. В 1861—1863 годах Поленов учился в олонецкой гимназии. В 1863 году, окончив гимназию, поступил, вместе с братом Алексеем, на физико-математический факультет Петербургского университета. По вечерам Поленов посещал Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах: ещё слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов. Вскоре Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем временно оставил университет, полностью погрузившись в занятия живописью. В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Вслед за этим участвовал в двух конкурсах на золотые медали по избранному им классу исторической живописи. С января 1868 года возобновил занятия в университете, теперь — на юридическом факультете. Первую зарубежную поездку Поленов совершил летом 1867 года, посетив Всемирную парижскую выставку. В экспозиции был большой раздел с произведениями народных художественных промыслов различных стран. Незабываемые впечатления от увиденного легли в основу диссертации, которую Поленов защитил в университете.

Слайд 2

Биография В.С.Поленова
Обзор творчества: В 1869 году за картину «Иов и его друзья» Поленов получил малую золотую медаль, а в 1871 году (одновременно с Ильёй Репиным) за конкурсную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» — большую золотую медаль. Окончив одновременно университетский курс по юридическому факультету в 1872 году, Поленов отправился за границу в качестве пенсионера академии. Посетил Вену, Мюнхен, Венецию, Флоренцию и Неаполь, длительное время жил в Париже и написал там в числе прочего картину «Арест графини д’Этремон», обеспечившую ему в 1876 году звание академика. Возвратившись в том же 1876 году в Россию, вскоре отправился на русско-турецкую войну, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III). С 1870-х Поленов много работал в области театрально-декорационной живописи. В 1882—1895 годах художник преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где в числе его учеников были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин и Е. М. Татевосян. В 1877 Поленов поселился в Москве. Спустя год на VI передвижной выставке Поленов показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке. После её оглушительного успеха художник становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа». С 1879 года состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретает славу мастера эпического пейзажа, которую затем преумножит, поселившись на Оке и совершив путешествия по местам, связанным с колыбелью христианства. В 1881—1882 отправляется в своё первое путешествие на Ближний Восток и по библейским местам: в Константинополь, Палестину, Сирию и Египет, откуда привозит эскизы и наброски к масштабному полотну «Христос и грешница», а также другие картины, написанные в найденной Поленовым в поездке новой для себя манере письма. В 1883—1884 в Италии продолжает работу над картиной «Христос и грешница», в 1887 она экспонируется на XV-ой выставке передвижников. В 1888 пишет картину «На Тивериадском (Генисаретском) озере».

Слайд 3

Фото архив
Василий Поленов, 1897
Дом Поленова в деревне Борке
М.А Поленова, мать художника, 1850е годы
В мастерской
Большая и дружная семья Поленовых
С.И.Мамонтов и В.Д.Поленов, 1890
Поленов пишет этюд в Тарусе
В.Д Поленов

Слайд 4

Усадьба и окрестности. Большой дом
Большой дом, построенный на вершине холма над Окой в 1892 году, до сих пор сохранил свой первоначальный вид. Дом создавался по проектам самого художника: архитектура была давнишней страстью Поленова. Дом деревянный, трехэтажный, с белыми стенами (был оштукатурен в 1897 году), на каменном фундаменте. Во всем устройстве дома чувствуется, что строил его для себя архитектор и хозяин талантливый, приспосабливая каждую мелочь к своим вкусам и привычкам; что главное внимание обращалось на устройство жизни большой семьи: удобно должно не только жить, но и работать. Как для человека творческого, для Поленова это был один из ключевых моментов. Большой дом асимметричен: выстроен в двух уровнях. Фасады дома различны, но гармонично связаны между собой разновеликими окнами разнообразных форм, балконами, скатами крыши.

Слайд 5

Усадьба и окрестности. Портретная
Портретная – это бывшая «Игральная». В каждой русской усадьбе была такая комната: в память о близких людях, в память о предках. Поленов создает такую комнату в доме после смерти матери и младшей сестры Елены Дмитриевны

Слайд 6

Усадьба и окрестности. Библиотека
В библиотеке есть и картинная галерея. В шкафах красного дерева сотни книг – по истории и археологии, по русскому и западному искусству. Тиснёные золотом переплеты словарей Брокгауза и Эфрона и братьев Гранат; собрания греческих и латинских авторов: например, восемь томов «Илиады» Гомера на французском языке, многотомные сочинения Вальтера Скотта, Расина, Мольера, – таков приблизительный состав этой любовно собранной за долгие годы библиотеки. В небольшом собрании западноевропейского искусства самым дорогим для Поленова был эскиз Паоло Веронезе на библейский сюжет «Борьба Иакова с Богом», привезенный из Италии русским поэтом В. А. Жуковским и подарен им поэту. И. Козлову, у родственников которого Поленов и купил эту работу. Веронезе был одним из любимых художников Василия Дмитриевича. Здесь же работа Франка Франкена «Воздвижение Креста Господня» (XVII век), которой прадед Поленова положил начало семейной коллекции живописи.

Слайд 7

Усадьба и окрестности. Столовая и кабинет

Слайд 8

Усадьба и окрестности. Лестница, мастерская и пейзажная

Слайд 9


Аббатство
При жизни Поленова Аббатство было его любимым местом работы и отдыха. В Аббатстве Василий Дмитриевич жил летом, устроив там себе небольшую комнату. Будучи очень непритязательным в быту человеком, он ограничивался малым: вся обстановка комнаты состояла из простой деревянной кровати, табуретки с умывальными принадлежностями и столярного верстака.

Слайд 10

Фахверк
В настоящее время в Фахверковом сарае создан выставочный зал, где устраиваются выставки из фондов музея, связанные со знаковыми событиями в жизни и творчестве представителей поленовского рода и жизни усадьбы.

Слайд 11

О музее
Более 100 лет на высоком холме над Окой стоит трехэтажный белый дом. Его архитектура своеобразна и оригинальна. Этот дом был построен в 1892 году по проекту Василия В 1890 году совершилась желанная покупка земли в деревне Бехово. Но Поленову больше всего нравился высокий холм над Окой, носивший красивое название "Борок". Владела этой землей крестьянская община, которая не имела права продавать землю, поэтому был совершен обмен: 8 июня 1891 года Поленов получил во владение "Борок", а крестьяне - в два раза больше пахотной земли. В то время, когда русские усадьбы приходят в упадок, художник создает грандиозный проект усадебного комплекса. 16 августа 1891года был заложен дом, а 30 сентября начали возводить стены. И уже 2 октября 1892 года семья переселилась в новый дом, именно эту дату и принято считать днем создания музея. Поленов мечтал о том ,что его дом будет не только жилым домом, но и мастерской для его друзей-художников и многочисленных учеников, а главное-это будет первый в России художественный музей в провинции, доступный самому широкому кругу посетителей. С этого времени и началась жизнь усадьбы. Музей Поленова - один из первых музеев в стране, взятых под охрану государством как не подлежащий национализации и конфискации в мае 1918 года. В 1924 году усадьба Борок была предоставлена В. Д. Поленову и его семье в пожизненное пользование Постановлением Совнаркома РСФСР. В 1939 году, после принятия от наследников художника в дар государству всех коллекций музея, его библиотеки, архивов и фондов, музей был взят на баланс Тульским Облисполкомом и начал работать как государственное учреждение с установленной входной платой. В 1941 году через Поленово прошла линия фронта, экспонаты музея были эвакуированы в Тулу. Музей был вновь открыт для посещения в 1944 году. В начале 1950-х годов "Дом- музей имени В.Д.Поленова" был преобразован в музей-усадьбу В.Д.Поленова. В 1964 году он был Постановлением Совета Министров РСФСР передан из областного подчинения в непосредственное подчинение Министерству культуры РСФСР, в 1975 году ему была присвоена вторая категория. В 1983 году Постановлением Совета Министров РСФСР музей-усадьба В Д Поленова был преобразован в Государственный историко-художественный и природный музей-заповедник В Д Поленова. В 1990 году был преобразован в Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей - заповедник В. Д. Поленова. Сегодня Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д.Поленова - это один из крупнейших музеев-заповедников страны и один из самых известных в России и за ее пределами

Слайд 12

Картины В.С Поленова
Деревня Окулова гора
Портрет В. Н. Воейковой, бабушки художника
Портрет Е.Э. Перовой, жены художника
Уголок средневекового города со стеной
Гугенот
Лопухи
Воскрешение дочери Иаира

Слайд 13

Картины В.С Поленова
Зима в Риме
Переправа через реку Оять. С мельницы
Березки и папоротники
Аббатство в Редоне
Ливень
Право господина
Белая лошадка. Нормандия
Нормандский берег
В парке. Местечко Вёль в Нормандии
Пруд в Вёле

Слайд 14

Картины В.С Поленова
Мельница у истока реки Вёль
Отлив. Вёль
Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия
Портрет В. Д. Хрущевой, сестры художника
Блудный сын
Пир блудного сына
Черногорка
Итальянский пейзаж

Слайд 15

Картины В.С Поленова
Барка
Одалиска
Городской пейзаж
Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д'Этремон
Сказитель былин Никита Богданов
Конь Мишка
Поисками
Благовещенский собор. Придел собора Пресвятой Богородицы во главе

Слайд 16

Картины В.С Поленова
Успенский собор. Южные врата
Теремной дворец
Парк в Ольшанке
Пруд в парке. Ольшанка
Столовая в землянке. Брестовец
Дорога у деревни
Московский дворик
Московский дворик
Бабушкин сад
Заросший пруд

Слайд 17

Картины В.С Поленова
Портрет художника Ильи Репина
Атриум
Зима. Имоченцы
Березовая аллея в Абрамцево
На лодке. Абрамцево
Букет цветов
Старая мельница
Лодка
Горелый лес

Слайд 18

Картины В.С Поленова
Нил близ Карнака
Нил у Фиванского хребта
Река Воря
Дворик
Парфенон. Храм Афины-Парфенос
Тивериадское (Генисаретское) озеро
Эрехтейон. Портик кариатид
Олива в Гефсиманском саду
Церковь св. Елены. Придел храма Гроба Господня

Слайд 19

Картины В.С Поленова
Портрет Н. В. Якунчиковой
С. И. Мамонов и П. А. Спиро у рояля
Бейрут
За старым Каиром
Источник Девы Марии в Назарете
Мечеть Омара. Харам-эш-Шериф
Константинополь. Эски-сарайский сад
Храм Изиды на острове Филе
Баальбек. Развалины храма Юпитера и храма Солнца
Баальбек
Мертвое море

Слайд 20

Картины В.С Поленова
Мол в Порт-Саиде
У подножия горы Хермон
Харам Эш-Шериф, где находился древний иерусалимский храм
Вид на Иерусалим с западной стороны. Яффские ворота и цитадель
Зал в волшебном замке
Лестница к замку
Развалины Тивериады
Долина реки в Болгарии
Убитый солдат. Близ селения Мечки

Слайд 21

Картины В.С Поленова
Главная квартира командующего Рущукским отрядом в Брестовце
Солдат с вязанкой дров
Деревня Тургенево
Река Оять
Больная
Христос и грешница
На Тивериадском (Генисаретском) озере
Река Клязьма. Жуковка
Пейзаж с рекой

Слайд 22

Картины В.С Поленова
Русская деревня
Константинополь. Золотой Рог
Осень в Абрамцево
Зима
Ока летом
Ранний снег
Ранний снег. Бёхово
Ранний снег. Бёхово
Золотая осень

Слайд 23

Картины В.С Поленова
Часовня на берегу Оки
Стынет. Осень на Оке близ Тарусы
Венеция
Венеция. Каналы
Венеция. Трубы
Лагуна. Венеция

Слайд 24

Картины В.С Поленова
Зимний пейзаж. Бёхово
Каменоломня
Ущелье среди скалистых гор
Кладбище среди кипарисов