Презентация - Использование технологии развития критического мышления

Использование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышленияИспользование технологии развития критического мышления







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Использование технологии развития критического мышления
Уразова Татьяна Николаевна

Слайд 2

«Записки обучения» (III век до н. э.)
Когда благородный муж учит и воспитывает, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведёт, а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет, учёба даётся ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он представляет ученику возможность размышлять. Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляет то, что зовётся умелым наставничеством.

Слайд 3

Социальный заказ общества Явления из практики обучения
Личность, владеющая основами коммуникативной культуры (богатый словарный запас, основанный на глубоком понимании гуманитарных знаний). Неумение учащихся убедительно высказываться публично; бедный словарный запас, неоправданное использование жаргонизмов и иноязычной лексики.
Творческая личность, способная неординарно мыслить и действовать Учащиеся испытывают затруднения при иллюстрации теоретических положений учебника собственными языковыми примерами; их творческие работы не несут «авторство», часто списаны.

Слайд 4

4
О чем это мы?... 
Критическое мышление – это: способность ставить новые, полные смысла вопросы; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; принимать независимые продуманные решения. …

Слайд 5

5
Сравнение признаков обыденного и критического мышления
Умелое мышление Обычное мышление
Оценивающее суждение Гадательное предположение
Взвешенное суждение Предпочтение
Классификация Группирование
Допущение Верование
Логическое формулирование выводов Формулирование выводов
Понимание принципов Объединение понятий по ассоциации
Построение гипотезы Предположение (без достаточных оснований)
Предложение мнений с аргументами Предложение мнений без аргументов
Формулирование суждений на основе критериев Формулирование суждений без опоры на критерии

Слайд 6

6
Технологические этапы
1-я стадия ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ
Актуализация знаний Побуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения Получение новой информации Корректировка поставленных учеником целей обучения Рождение нового знания Постановка учеником новых целей обучения

Слайд 7

Задание!!!!!!!!
1-я стадия ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ
1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 1. 2. 3.
7

Слайд 8

8
Как организовать осмысленное чтение
Правило «3-х П»

Слайд 9

(начало урока)
Наборное полотно№1 Наборное полотно№2 Наборное полотно№3
Имя существительное Имя прилагательное Глагол Наречие Имя числительное Местоимение Предлог Союз Частица Словосочетание Простое предложение Сложное предложение Сложносочинённое Сложноподчинённое Бессоюзное Союзное Назывное Определённо-личное Неопределённо-личное Безличное Полное Неполное

Слайд 10

Сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти
концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают теоретические понятия; экономится время урока на проверку ранее изученного; происходит охват работой всех учеников класса; работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся давать оценку себе и своим товарищам; используя индивидуальный подход, можно корректно указать ученику на пробелы в его знаниях.

Слайд 11

11
Стратегия «Инсерт» («Условные значки») (1)

I – interactive N – noting S – system E – effective R - reading & T – thinking самоактивизирующая (диалоговая) системная разметка для эффективного чтения и размышления «» – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы

Слайд 12

12
Стратегия «Инсерт» («Условные значки») (1)
Значки Ключевые слова

+

?

Слайд 13

13
Графические организаторы: «Кластеры» (1)
выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.

Слайд 14

14
Графические организаторы: «Кластеры» (2)

Слайд 15

15
Пример:

Слайд 16

16
(от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия. Методика построения денотатного графа: Выделение ключевого слова или словосочетания. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
Графические организаторы: «Денотатный граф» (1)

Слайд 17

17
Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.: глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – "веточки". Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Графические организаторы: «Денотатный граф» (2)

Слайд 18

18
Пример:

Слайд 19

19
Таблицы: «Знаю – Узнал – Хочу узнать – (ЗУХ)»
З Что мы знаем? У Что мы узнали? Х Что мы хотим узнать?
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию
(Главные слова) (Откуда узнал(ю)?

Слайд 20

20
Мысль в подарок…
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг

Слайд 21

21
Таблицы вопросов
«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…?

Слайд 22

22
Выглядит, как… звучит, как…?
Прием направлен на присвоение понятий Например понятие «Технология»
Выглядит, как… Звучит, как…
Часы конвейер Тиканье маятника Шум станка

Слайд 23

23
«Плюс-минус-вопрос»
«+» «-» «?»
Самый экономичный вид энергии Энергия будущего Радиация Аварии на АЭС

Слайд 24

24
Красивое многоточие… (5 мин.)
Пишем синквейн Правила написания синквейна: Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.

Слайд 25

25
синквейн
Солнце, Большое, яркое, Светит, греет, радует, Солнце очень горячее тело. Шар.
Солнце, Раскаленное, газообразное, Излучает,нагревает, обжигает, Солнечное излучение несет энергию. Звезда.

Слайд 26

Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы.
Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке. Гипербола Огромная, наибольшая. Преувеличивает, преумножает, расширяет. Гулливера превращает в Мальчика с пальчика. Преуменьшает, умаляет, суживает. Крохотная, наименьшая Литота. Хребтищева Татьяна, 10а класс

Слайд 27

Хайку
Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме: Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то Строчка 2: Какого? Строчка 3: Как? Снегирь Я видел птицу, Прилетевшую зимой, Красиво… Тоска Я видела деревню С одним домом, Тоскливо… Штанг Юлия, 6а класс

Слайд 28

Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и послед­няя из которых — понятия с противоположным значени­ем. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение( 2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное) Обломов Ленивый, добрый, Лежащий, мечтающий, умирающий. Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина. Работающий, решающий, живущий, Настойчивый, расчетливый Штольц. Шоболова Галина, 10б класс

Слайд 29

Штрихи
Штрихи пишутся по следующим правилам: 1-я строка. 1 существительное. 2-я строка. 2 прилагательных. 3-я строка. 3 причастия. 4-я строка. 4 глагола. 5-я строка. 5 наречий (или деепричастий) 6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложения по теме.

Слайд 30

Работы учащихся по теме «Весна»:
Чувства, Искренние, противоречивые, Чарующие, манящие, дурманящие. Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат, Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая. Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды. Герасимова Елена, 6а класс Работа с предложенными «стихотворными» формами позволяет: Расширить словарный запас учащихся Проверить знание частей речи Проверить знание теории литературы и русского языка, текста художественного произведения.

Слайд 31

Лингвистическая задача
Дано: 1)спец..алист,р..комендация,изб..рательный 2)кр..терий, употр..бить,г..сударственный 3)т..рритория, оп..раться, предст..вление 4)мот..вировать, б..зироваться, произн..шение Решение
Найти: В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

Слайд 32

32
Эффективная лекция
Бортовой журнал Бортовой журнал
Известная информация и предположения Новая информация
… …

Слайд 33

33
Дерево предсказаний
Ствол – тема Ветви – предположения Листья – основания предположения

Слайд 34

34
Стратегия решения проблемы
I D E A L И Д Е А Л Идентифицируйте проблему. Доберитесь до ее сути. Есть варианты решения! А теперь - за работу! Логические выводы.

Слайд 35

35
Лист для решения проблемы
1. Какую главную проблему должны решить герои?
2.Какой информацией снабдил вас автор?
3.Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям?
4.Каковы три главных способа решения проблемы? Какой из выбранных способов наилучший и почему?

Слайд 36

36
Прием «фишбоун»
Проблема: экологические проблемы порождают конфликты между странами Причина: трансграничные перемещения атмосферных загрязнений Причина: загрязнение воды Мирового океана на территории одних государств другими государствами Вывод: Экологические конфликты расширяются и имеют глобальный характер
Проблема: экологические проблемы порождают конфликты между странами Факты: 25 тыс. озер Швеции с признаками окисления 90% загрязнений в Норвегии из других стран (Рур, Бирмингем, Люксембург) Факты: 1978 г. – авария танкера у берегов Бретани – разлив нефти – 2 тыс. км2. 1975 г. – аналогичная авария в Малаккском проливе – конфликты Вывод: Экологические конфликты расширяются и имеют глобальный характер

Слайд 37

.

Слайд 38


Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какай-то кустик. Когда я подошел поближе, я узнал в кустике такого же «татарина», которого цветок я напрасно сорвал и бросил. Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его.
Лингвистический анализ текста

Слайд 39

В народном восприятии это колючее сорное растение, именуемое татарином (татарником), мордвином, муратом (В.И. Даль), соединяется с представлением о вредном, нечистом, злом.

Слайд 40


Существительные
Куст, отросток, ветка, цветок, стебель, грязь, кустик, Татарин, рука, грязь, колесо, кусок, тело, рука, глаз, человек, братия.

Слайд 41

Прилагательные

Татарин, рука, грязь, колесо, кусок, тело, рука, глаз, человек, братия. Красные, черные, грязные, чернозёмная

Слайд 42

Глаголы
Татарин, рука, грязь, колесо, кусок, тело, рука, глаз, человек, братия. Красные, черные, грязные, чернозёмная Состоял, оторван, отрубленная, сломан, висела, вымазанный, торчал, переехан, поднялся, стоял, вырвали, вывернули, оторвали, выкололи, не сдаётся, уничтожившему.

Слайд 43

Тема произведения? Проблемы?

Слайд 44

Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат»
Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его.