Презентация - Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»

Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Максатихинская средняя общеобразовательная школа №2» Тверской области Методическая разработка открытого урока по физике в 9 классе «Экспериментальные методы исследования частиц» подготовила учитель физики Красильникова Ольга Анатольевна пгт. Максатиха 2015 год

Слайд 2

исследования частиц
Экспериментальные методы

Слайд 3

Анри Беккерель французский физик 1896 г-?

Слайд 4

Пьер Кюри и Мария Склодовская- Кюри 1896-1898 гг-?

Слайд 5

Эрнест Резерфорд английский физик 1899 г-?

Слайд 6

Эрнест Резерфорд 1911 г-?

Слайд 7

Фредерик Содди английский химик 1903 г-?

Слайд 8

Исследования частиц
Экспериментальные методы

Слайд 9

Счётчик Гейгера.

Слайд 10

Счётчик Гейгера -газоразрядный прибор для автоматического подсчёта числа попавших в него ионизирующих частиц. Представляет собой газонаполненный конденсатор, который пробивается при пролёте ионизирующей частицы через объём газа.

Слайд 11

Кто изобрел.
Принцип предложен в 1908 году Гансом Гейгером; в 1928 Вальтер Мюллер, работая под руководством Гейгера, реализовал несколько версий прибора, отличавшихся в зависимости от типа излучения, которое регистрировал счётчик.

Слайд 12

В своей основе счетчик Гейгера очень прост. В хорошо вакуумированный герметичный баллон с двумя электродами введена газовая смесь, состоящая в основном из легко ионизируемых неона и аргона. Баллон может быть стеклянным, металлическим и др. Обычно счетчики воспринимают излучение всей своей поверхностью, но существуют и такие, у которых для этого в баллоне предусмотрено специальное «окно».

Слайд 13

Дополнительная электронная схема обеспечивает счётчик питанием (как правило, не менее 300 В), обеспечивает, при необходимости, гашение разряда и подсчитывает количество разрядов через счётчик.

Слайд 14

Достоинства и недостатки прибора
Первый прибор помогающий быстро определить наличие заряженных частиц в среде. Недостаток прибора-функция распознания частиц отсутствует.

Слайд 15

Исследования частиц
Экспериментальные методы

Слайд 16

Камера Вильсона

Слайд 17

Камера Вильсона (туманная камера) —один из первых в истории приборов для регистрации следов (треков) заряженных частиц. Изобретена шотландским физиком Чарлзом Вильсоном  в 1912 гг. В 1927 году Вильсон получил за свое изобретение Нобелевскую премию по физике.

Слайд 18

Камеру Вильсона можно назвать «окном» в микромир. Она представляет собой сосуд, заполненный парами воды и спирта, близкими к насыщению. Советские физики П.Л. Капица и Д.В. Скобельцин предложили помещать камеру Вильсона в однородное магнитное поле.

Слайд 19

Камера использует явление конденсации перенасыщенного пара: при появлении в среде перенасыщенного пара каких-либо центров конденсации (в частности ионов, сопровождающих след быстрой заряженной частицы) на них образуются мелкие капли жидкости.
Принцип действия
Эти капли достигают значительных размеров и могут быть сфотографированы. Источник исследуемых частиц может располагаться либо внутри камеры, либо вне ее (в этом случае частицы залетают через прозрачное для них окно).

Слайд 20

Фотография треков

Слайд 21

Слайд 22

Камера обладает такими недостатками: существуют такие частицы, которые слишком быстро пролетают и даже не виден их трек. при более высоких давлениях необходимо периодически очищать камеры от капель. недолговечность треков. И такими достоинствами, как:  при помещении камеры в магнитное поле  по треку можно определить   энергию, скорость, массу и заряд частицы.
Недостатки и достоинства

Слайд 23

Исследования частиц
Экспериментальные методы

Слайд 24

Пузырьковая камера

Слайд 25

Пузырьковая камера была изобретена Дональдом Глейзером (США) в 1952 году. За своё открытие Глейзер получил Нобелевскую премию в 1960 году.

Слайд 26

Пузырько́вая ка́мера — прибор для регистрации следов быстрых заряженных ионизирующих частиц, действие которого основано на вскипании перегретой жидкости вдоль траектории частицы.

Слайд 27

1-входное окно 2 -поршень 3-фотокамеры 4-поверхности, покрытые  "скотчлайтом" 5-магнит 6-лазер  7- окно вакуумного кожуха 8-расширяющая линза 9-осветитель

Слайд 28

Принцип работы
Камера заполнена жидкостью, которая находится в состоянии, близком к вскипанию. При резком уменьшении давления жидкость становится перегретой. Если в данном состоянии в камеру попадёт ионизирующая частица, то её траектория будет отмечена цепочкой пузырьков пара и может быть сфотографирована.

Слайд 29

Процесс измерения Частицы впускаются в камеру в момент её максимальной чувствительности. Спустя некоторое время, необходимое для достижения пузырьками достаточно больших размеров, камера освещается и следы фотографируются (стереофотосъёмка с помощью 2—4 объективов). После фотографирования давление поднимается до прежней величины, пузырьки исчезают, и камера снова оказывается готовой к действию. Весь цикл работы составляет величину менее 1 с, время чувствительности ~ 10—40 мс. Пузырьковые камеры (кроме ксеноновых) размещаются в сильных магнитных полях. Это позволяет определить импульсы заряженных частиц по измерению радиусов кривизны их траекторий

Слайд 30

Основное преимущество пузырьковой камеры — изотропная пространственная чувствительность к регистрации частиц и высокая точность измерения их импульсов. Недостаток пузырьковой камеры — слабая управляемость, необходимая для отбора нужных актов взаимодействия частиц или их распада.
достоинства и недостатки

Слайд 31

Исследования частиц
Экспериментальные методы

Слайд 32

Метод толстослойных фотоэмульсии 1928 г. Русские ученые Мысовский и Жданов

Слайд 33

Искровая камера 1957г

Слайд 34

П.68 ,таблица .Стр.192 ,вопросы –устно.
Домашнее задание

Слайд 35

Спасибо за внимание!

Слайд 36

Список используемых источников: Литература Перышкин А.В., Гутник Е.М. , Физика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных школ / - М.: Дрофа, 2013г. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. - М.: Дрофа, 2008. Интернет-источники и источники иллюстраций: http://markx.narod.ru/pic/ http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Liquid_hydrogen_bubblechamber.jpg?uselang=ru http://persones.ru/person-cat-99.html