Презентация - Открытый урок по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Открытый урок по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Открытый урок по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Открытый урок по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Открытый урок по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Открытый урок по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Открытый урок по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Открытый урок по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Открытый урок по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Открытый урок по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Открытый урок по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Открытый урок по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Открытый урок по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»Открытый урок по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Тема: «Страшная тайна советского тоталитаризма» (по повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»).
Открытый урок
Урок был представлен учителям кафедры общественно-гуманитарных дисциплин МОУ «Лицей»

Слайд 2

Выступление президента РФ Д.А. Медведева в День памяти жертв политических репрессий. 30.10.2009

Слайд 3

ГУЛАГ – Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения.

Слайд 4

Цель: формирование системы гуманитарных понятий, составляющих морально-нравственный, исторический компонент произведений А.И. Солженицына. Задачи: отработка умения анализа текста, активное формирование речевых умений учащихся, формирование потребности в постоянном чтении книг. Воспитание системы нравственных оценок. Развитие у детей способности полноценно воспринимать художественные произведения, умения соотносить мир художественных образов и реальную жизнь.
Ход урока

Слайд 5

Эпиграф урока: «Одно слово правды весь мир перетянет». А.И. Солженицын. Вступительное слово учителя. На экране карта (Архипелаг ГУЛАГ). Сообщения учащихся: Рассказ о жизни и творчестве А.И. Солженицына. Судьба человека в тоталитарном государстве. Сообщения «Как нам обустроить Россию» (тезисы). Какой путь борьбы со злом может, по мнению автора, привести к победе? (речь при вручении Нобелевской премии) Сталинщина и день сегодняшний. Страшная тайна советского тоталитаризма. Заключительное слово учителя.
Ход урока

Слайд 6

Александр Солженицын – наш великий соотечественник, выдающийся исторический иллюстратор. Правда о ГУЛАГе (ещё очень маленькая, частная, по сравнению с будущим монолитом «Архипелага»!) показала «всему прогрессивному человечеству» органическое родство всех отвратительных разновидностей тоталитаризма, будь то гитлеровские «лагеря смерти» (Освенцим, Майданек, Треблинка), или сталинский Архипелаг ГУЛАГ – те же лагеря смерти, только направленные на истребление собственного народа и осененные коммунистическими лозунгами, лживой пропагандой создания «нового человека» в ходе ожесточённой классовой борьбы и беспощадной «перековки» человека «старого».
«Один день» зэка и история страны. Повесть как зеркало эпохи ГУЛАГа.

Слайд 7

«Личная невиновность – пережиток средних веков, алхимия. Толстой объявил – нет в мире виноватых. А мы, чекисты, выдвинули высший тезис – нет в мире невиновных, нет неподсудных. Виноват тот, на кого выписан ордер, а выписать ордер можно на каждого. Каждый человек имеет право на ордер. Даже тот, кто всю жизнь выписывал эти ордера на других. Мавр сделал своё дело, мавр может уйти». Василий Гроссман
Философия сталинской системы

Слайд 8

«Иван Денисович не задумывается <…> почему так много народа, хорошего и разного, сидит в лагере? В чём причина возникновения лагерей? Да и за что сам сидит – не знает…» «Считается по делу, что Шухов за измену родине сел. И показания он дал, что таки да, он сдался в плен, желая изменять родине, а вернулся из плена потому, что выполнял задание немецкой разведки. Какое же задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто– задание»
Работа с текстом

Слайд 9

Солженицын считал, что «одно слово правды весь мир перетянет». Жизнь подтвердила правоту нашего великого соотечественника, предсказавшего в своей «Нобелевской лекции» победу «слова правды» над «миром насилия». Именно в этом проявилось величие русской литературы XX века. Мир признал значение гуманитарного подвига Солженицына, отметив «определённые черты сходства между политическими системами СССР, Италии и Германии, назвав эти режимы тоталитарными. Во всех трёх странах установились репрессивные однопартийные режимы во главе с сильными лидерами – Сталиным, Муссолини, Гитлером, стремящихся к всеохватывающему контролю и призывающих порвать со всеми традициями во имя некой высшей цели».
Основные тезисы урока

Слайд 10

Именно при Сталине вообразила себя Россия, подобно гитлеровской Германии, самостоятельной цивилизацией, замахнулась на мировое господство и пошла своим «особым путём», который и привёл её в конечном счёте к катастрофе и деградации, прежде всего потому, что личность человека, его права в тоталитарном государстве были уничтожены. Настоящее и будущее нашей страны – за нами. Сталинскую Россию тащить в будущее нельзя хотя бы потому что ,построив государственную систему, всё советское общество по законам ГУЛАГа, теоретики и практики коммунизма привнесли в жизнь уголовные принципы. Пронизанные блатной моралью, архипелаг ГУЛАГ основан на отрицании мира «фраерского». Солженицын поясняет: «Фраерский значит – общечеловеческий, такой, как у всех нормальных людей».
Основные тезисы урока

Слайд 11

Страшная тайна советского тоталитаризма, на которой держался коммунистический режим, заключалась во всеобъемлющем страхе перед чудовищной истребительной системой концлагерей. «Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен называть ложь своим принципом. А едва развеяна будет ложь – отвратительно откроется нагота насилия – и насилие дряхлое падёт». А.И. Солженицын
Основные тезисы урока

Слайд 12

Вечные истины, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества. Как изменить жизнь к лучшему? Честь и совесть, правда и покаяние, патриотизм и чувство долга,– фундамент, на котором должна выстраиваться духовная работа каждого. И всё-таки, главным качеством любого гражданина должна стать любовь к отечеству. Она начинается с чувства, предполагающего не сусальное, слащавое преклонение перед сложной историей страны, а реальную, честную оценку всего происходившего, и желания осмыслить нашу беду и никогда не повторить этот страшный опыт. А значит, в основе успешного развития любого государства, общества – прежде всего, права личности.
Вывод

Слайд 13

Спасибо за внимание