Презентация - Последовательная и параллельная связь предложений в тексте

Последовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в текстеПоследовательная и параллельная связь предложений в тексте







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Последовательная и параллельная связь предложений в тексте
Связь предложений в тексте – это прежде всего связь смыслов. (Л. Щерба)

Слайд 2

Последовательная (цепная) связь
В предложении обычно выделяются две части: первая – это то, что нам известно из предшествующего текста или из самой обстановки речи, и вторая – это то, ради чего строится предложение. Первая часть называется данным, вторая – новым. Например: Моей любимой наукой в гимназии была география. Она бесстрастно подтверждала, что на земле есть необыкновенные страны. (К. Паустовский.) В первом предложении данное Моей любимой наукой в гимназии была …, новое – география. Во втором предложении данное – Она, всё остальное – новое.

Слайд 3

Проведите диалог с текстом; укажите данное и новое в каждом предложении.
Самая большая цель жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это прежде всего счастье для всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит пред человеком задачу, которую важно уметь решать. (Д. Лихачёв)

Слайд 4

Рассмотрите схему строения текста. Постарайтесь объяснить, почему такой способ связи предложений в тексте называется цепным. Как развивается мысль в текстах с цепной связью предложений?
В текстах с цепной связью предложений мысль развивается как бы по цепочке: новое в первом предложении становится данным во втором, новое во втором предложении становится данным в третьем и так далее.

Слайд 5

Какие лексические средства связи в этих предложениях?
Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжёт, греет и освещает. На всю жизнь запомнились мне пушкинские сказки, его чистый русский язык. С Пушкина началась моя привязанность к книге, пробудилась неусыпная страсть к чтению.

Слайд 6

Меня всегда пленял дар Андроникова-артиста. Талант его необычен и являл себя с особенным блеском, когда выступал Андроников не в большом зале, перед сотнями, и не на экране телевидения, перед миллионами, а в комнате, перед двумя-тремя – много десятью людьми.

Слайд 7

За свою жизнь И. К. Айвазовский написал около шести тысяч морских пейзажей. Его картины есть почти во всех музеях мира. У каждого времени своя жестокость. А доброта одна на все времена.

Слайд 8

Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин.

Слайд 9

Объясните, почему для соединения предложений в них использован лексический повтор, а не местоимение
Девочка постелила на стол чистую суровую скатерть. От скатерти пахло ржаным хлебом. Человеческая память несёт в себе огромную энергию. Память обычно сохраняет то, чего уже нет, что прошло, что было.

Слайд 10

Лексические средства связи предложений в тексте
1. Лексический повтор 2. Однокоренные слова 3.Синонимы лексические 4.Синонимы текстовые 5.Описательный оборот 6. Антонимы

Слайд 11

Назовите морфологические средства связи предложений в тексте
Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат. Всякие великий писатель оставляет за собой школу. И Пушкин оставил школу и последователей

Слайд 12

Морфологические средства связи предложений в тексте
1. Местоимения а) Личные: он, ему, о ней б)указательные: такой, тот, этот 2. Сочинительные союзы: и, а, но

Слайд 13

Параллельная связь
В текстах с параллельной связью все предложения, начиная со второго, конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении.

Слайд 14

ТИШИНА Тёплый, солнечный день. Деревья, измученные дождями и ветрами, нежатся на солнце. Стрекочут, как летом, кузнечики. Пересвистываются птицы. Удивительная тишина.

Слайд 15

Определите вид связи предложений в тексте
(1)Взгляните в глаза стрекозе, сидящей на веточке. (2)Если сможете осторожно приблизиться к ней, то удивитесь. (3)Глаза не просто большие. (4) Они огромные, круглые и гладкие, как бока глобуса. (5)Сверкают на солнце, отражают весь мир: зеленый лес, желтую дорогу и бесконечное небо. (6)Потом она взлетит. (7)И вы услышите шелест ее сильных крыльев. (8)Или не услышите, но увидите, как крылья в движении засветятся, заиграют в солнечных лучах. (9)Стрекозы - хищники, они охотятся с мая до осени.

Слайд 16

Определите вид связи предложений в тексте
Весна в лесу. Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.

Слайд 17

Итак, ребята, чему мы сегодня научились, что нового узнали ? -что такое цепная связь? Какие ср-ва связи используют при цепной связи? -что такое параллельная связь? Для чего это нам пригодится?

Слайд 18

Домашнее задание
Составить или подобрать 2 текста: 1. с цепной связью предложений 2. с параллельной связью предложений. Записать эти тексты