Презентация - В который раз о сочинении

В который раз о сочиненииВ который раз о сочиненииВ который раз о сочиненииВ который раз о сочиненииВ который раз о сочиненииВ который раз о сочиненииВ который раз о сочиненииВ который раз о сочиненииВ который раз о сочиненииВ который раз о сочиненииВ который раз о сочиненииВ который раз о сочиненииВ который раз о сочиненииВ который раз о сочиненииВ который раз о сочинении







Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

В который раз о сочинении
Автор: Коновалова Ирина Васильевна МБОУСОШ №28 города Тулы.

Слайд 2

Дамы и господа, точнее, коллеги!
А что, собственно, произошло? Ну, ввели сочинение 3 декабря. И что?! Эх, нам ли быть в печали!!! Сколько у каждого из нас на педагогическом веку было экспериментов? Живы! Творим! Пашем! И слава Богу!

Слайд 3

Давайте успокоимся. Да, да и ещё раз, ДА!
Что мы знаем о сочинении на сегодняшний день? Это вид творческой работы (развитие речи в каждом классе), это вид контроля (тоже невпервой). Экзаменационное сочинение по литературе благополучно существовало до 2003-2005 года Сочинения МЫ пишем с учащимися и по русскому, и по литературе. Так? Так. И не нужно сетовать, что «ученик не ТОТ пошёл». Я понимаю: век дурацких SMS, клиповое мышление и т.п. НО! Кто работает давно, знает: проблемы были всегда, то есть, проблемы у учителя были всегда.

Слайд 4

Количество сочинений по литературе
класс Количество классных сочинений Количество домашних сочинений
5 4 -
6 3 1
7 2 2
8 2 3
9 3 3
10 4 3
ИТОГО 30
И это, не считая сочинений, уже написанных в 11!

Слайд 5

Цель сочинения - показать
Знание художественного произведения (-ий). Понимание произведения (-ий). Умение раскрывать выбранную тему. Умение рассуждать на определённую тему, используя средства языка. Хороший словарный запас (вспомним, что объём сочинения - не менее 200 слов, а лучше -400).

Слайд 6

Практикум для наших…
Сочинение можно писать только о том, что знаешь. Знание текста- главное при выборе темы. Плюс статьи учебника. Плюс критическая литература (для тех, кто осилит). Плюс сборники сочинений. Не побоюсь об этом написать! Иногда чтение готовых сочинений (имеется ввиду, неплохих) тоже может научить писать сочинение. Что такое «знать текст»? Это значит - помнить и понимать Основные события, Характеры. Поступки действующих лиц, как главных, так и второстепенных(вспомним Платона Каратаева). Даже если встретится незнакомая тема, то рассуждать можно только о том, ЧТО ЗНАЕШЬ! Лучше всего, на экзамене задать себе вопрос: «По какой из пяти тем я имею максимум материала?» И выбор будет сделан правильно.

Слайд 7

2. Желательно подойти внимательно к выбору темы. Интересом можно и пожертвовать в ущерб знанию текста. Если прочитать заголовок темы очень внимательно, нужно себе представить, о чём пойдёт речь в сочинении, какие вопросы будут освещены. Если получится, хорошо бы составить план сочинения, чтобы не упустить чего-либо важного и продумать «мостики» между частями. Важно помнить, что сочинение - это текст. А главное назначение любого текста - передавать нужную информацию. Придётся подумать, какую информацию получит проверяющий.

Слайд 8

3. Тем, кому важен результат, не только промежуточный («зачётнезачёт»), но и стратегический (вспомним, что сочинение хранится в информационном центре города 5 лет и может быть запрошено вузом для прибавления к результатам ЕГЭ баллов от 0 до 10), придётся ознакомиться с критериями оценивания сочинения: образность речи, богатство, точность и т.д. НО! Хотя знание текста является необходимым условием работы над сочинением, простого пересказа НЕДОСТАТОЧНО. Если хорошая память, уместно использовать цитаты, даже часть предложения, важного замечания из текста, «подойдёт». Назначение цитаты - подтвердить сказанное, но не повторять его.

Слайд 9

Теория литературы пригодится
4. В оставшееся до экзаменов время важно не только читать художественные произведения, сборники сочинений, но и вспомнить кое -что из теории литературы, чтобы рассуждение было «профессиональным», а не на уровне 2-го класса: образ, лирический герой, сюжет, композиция, авторская позиция, проблематика, художественные особенности. НЕЛЬЗЯ просто тупо перечислять действия персонажей. Сочинение предполагает осмысление, оценку событий и характеров, поступков героев, их мыслей и чувств. НУЖНО рассуждать.

Слайд 10

Что можно ещё успеть?
5. Известны направления тем и те подтемы, у которых высокий рейтинг голосования. А это значит, можно сделать домашние ЗАГОТОВКИ вариантов вступлений и заключений. Несколько разных по каждому направлению! Выбрать два направления тем и прочитать по ним 2-3 художественных произведения. НО не в кратком изложении! Это время, потраченное впустую. Важно помнить, что произведения в кратком изложении- это чей-то пересказ. И не факт, что удачный.

Слайд 11

О пользе плана
6. Слово СОЧИНЕНИЕ происходит от древнерусского «чин»- порядок и означает не просто изложение своих знаний, но изложение их в определённом порядке, системе. Тему сразу, с первого предложения, раскрывать НЕЛЬЗЯ. Её раскрывают постепенно. А для этого нужен план и введение. ПЛАН - это последовательный перечень вопросов, намеченных к рассмотрению. Правильно составить план - значит, показать понимание темы, определить главную мысль работы, её составные части, их порядок и взаимодействие. План определяет общее направление темы, ход мысли, границы темы, направляет мышление. Совет для тех, кто не умеет составлять план до сочинения(таких 70%). Составьте его после написания сочинения на черновике, проследив ход своих мыслей и добавив «мостики-связки».

Слайд 12

О вступлении
7. Вступление вводит в тему, намечает основную мысль, задаёт тон всей работе. Здесь обязательно нужно назвать автора и произведение, о которых пойдёт речь в сочинении. Сочинение должно начинаться с предложения, понятного само по себе. То есть в нём не должно быть местоимений: он (кто он?), этот (какой этот?), в то время ( в какое время?). Вступление может быть эмоциональным зачином к работе. При необходимости и при знании исторических фактов, можно ввести в историческую обстановку.

Слайд 13

Особенности сочинений- рассуждений проблемного характера
8.Греческое слово «проблема» в переводе на русский означает «сложная, серьёзная задача, важный вопрос, требующий разрешения». Таким образом, в таком сочинении ставится какая- то проблема, какой-то сложный вопрос, что цель автора сочинения-рассуждения заключается в том, чтобы разрешить эту проблему, найти ответ, который и станет основным тезисом рассуждения. Важно помнить, что многие проблемы не предполагают однозначных ответов и решений, поэтому такие рассуждения часто носят дискуссионный характер. Короче, с воображаемым собеседником можно и поспорить, но доказательно. Да, и про этические нормы забывать не следует, т.е. не нужно называть и тем более обзывать собеседника, пускай и воображаемого.

Слайд 14

Вечный позитив

Слайд 15

В одном флаконе
Учитывая крайнюю загруженность современного учителя, в раздел «О сочинении, или Всё в одном флаконе» на сайте «ПроШколу.РУ» были собраны материалы разных авторов с разных сайтов. Заранее прошу извинения, если чья-то работа не подписана.
Шаблон учителя русского языка и литературы АСШ №4 Суховеевой И.В. В презентации использованы материалы брошюры Элективный курс. Как научиться писать сочинение. Литература. 10 класс. Сост.Ж.М.Карисова. - Волгоград. ИТД «Корифей». 2012. -96 с.