Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
« Чтобы мы все пришли к покаянию...»
Слайд 2
Уроки русского языка и литературы – это уроки культуры, уроки высокой духовности, приобщения к историческому опыту народа, нравственным ценностям.
Слайд 3
Мы живем в такие времена
«Дорогой Петя, замечание о марихуане интересно, но бесперспективно. Если же кленовый лист слишком слюнявая для тебя тема – ну что же, напиши на тему «На что похожа табуретка?» или «На что похожа кувалда?». Двойку пока не ставлю. Жду. М.В.»
Слайд 4
Все мы стоим перед выбором:
что читать?
какой канал смотреть?
чему поклоняться?
что отстаивать?
во что верить?
Слайд 5
«Чтобы жить честно, надо...»
Слайд 6
Почему капитан Тушин не мог дать ясного ответа на вопрос Багратиона о двух оставленных орудиях? Почему смолчал? А что бы сделал ты на его месте?
Слайд 7
Как Николой Ростов, проигравший в карты 40 тысяч рублей, скажет о проигрыше отцу? Как на это отреагирует его отец? Какова была бы реакция твоего отца?
Слайд 8
3. Ситуация.
Наташа Ростова в знак дружбы и сострадания к Соне прожгла себе руку линейкой.
А на что готов ты ради дружбы, сострадания ?
Слайд 9
Поддерживаете ли вы решение Пьера Безухова вызвать Долохова на дуэль?
Слайд 10
Андрей Болконский по велению отца откладывает свадьбу с Наташей Ростовой на год. Как вы относитесь к решению князя Андрея?
Возможен ли для вас брачный союз без благословения родителей?
Слайд 11
Прав ли князь Андрей в том, что покидает Наташу, уезжает, оставив ее наедине со своим смятением, волнением? Почему?
А как поступил бы ты?
Слайд 12
Оставить Москву или защищать ее до конца?
Каков твой выбор?
Слайд 13
Согласны ли вы со словами П.Безухова?
«Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь это так просто...»
Просто ли это?
Слайд 14
Делая выбор, думай о...
- весомости, значении поступка;
- возможных последствиях;
- чувстве долга, чести, совести;
- справедливости решения.
Слайд 15
«литература страдания»
Слайд 16
«Что мы находим в «Преступлении и наказании»? Мы же не собираемся кого-нибудь грабить, убивать?»
(Мнение ученика)
Слайд 17
Можете ли вы сказать?
Что человеку позволено, а что нет?
В целом - что нужно человеку для того, чтобы почувствовать себя в жизни хорошо, чтобы чувствовать любовь в себе и к себе?
Слайд 18
На что я имею право?
Где та черта, за которой начинается НЕЛЬЗЯ?
Я не хочу быть, как все!!!
Посоветуйте, что с этим делать?
Слайд 19
«Вошь ли я или право имею?»
Слайд 20
А что думают ученики?
- Так не хочется признавать, что ты появился на свет не для великой цели, что ты просто песчинка в длинном ряду людей. Ведь ты-то знаешь, что ты исключительный!
Слайд 21
Согласны ли вы с таким мнением?
-Легче выделиться из толпы себе подобных отрицанием того, что ценит общество. Выделиться грубостью, жестокостью.
(мнение ученика)
Слайд 22
под знаменами высоких и святых идей...
Способ раскрыть и утвердить свое собственное «я».
Слайд 25
Главное его открытие – человек. Его романы – экологическое предупреждение человечеству: « Внимание, на тебя идет человек подполья!»
Ф.Искандер о Достоевском
Слайд 26
А что же спасает мир?
Слайд 28
«Жить без рук не так уж тяжело, если у тебя есть все остальное...»
(Из повести Рубена Гальего «Белое на черном»)
Слайд 29
«Нам не лгали только нянечки. Обычные сельские тетки. Они не врали никогда. Давая конфету, они говорили: « Бедное дите, скорее бы уж помер, ни себя, ни нас не мучил бы».
(Из повести Рубена Гальего «Белое на черном»)
Слайд 30
Нужен ли такой катарсис ребенку?
Познавать мир в сравнении, ценить то, что имеешь, учиться выживать, сопереживать, противостоять плохому помогает такая «литература страдания».
Слайд 31
Быть человеком трудно. Очень трудно, но вполне возможно. Для этого не обязательно вставать на задние лапы. Совсем не обязательно.
Рубен Гальего
Слайд 32
«Среди душ родственных свободно погостить...»
Литературный салон - «историческая форма» с новым содержанием.
Слайд 34
«записка»
-Приходилось ли вам когда-нибудь писать записки?
-Есть ли у вас заветная записка, прошедшая испытание временем и ставшая реликвией?
- В каких случаях пишутся записки?
-Какие признаки записки вы знаете, какие жанровые особенности она имеет?
Слайд 35
Предположите, к кому обращена эта записка и кто ее написал.
«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».
Слайд 36
В.П.Астафьев «Заветное».
«Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
Слайд 37
В.П.Астафьев «Заветное».
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни, подбив продать домишко, родной сынок привез в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале .
Слайд 38
В.П.Астафьев «Заветное»
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку, как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Слайд 39
В.П.Астафьев «Заветное».
Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я бы сам нарубил бы виц и порол бы его, порол бы до крови, до визга, чтоб далеко все было слышно.
Слайд 42
Заветное –
- пережитое и сохраненное в памяти;
- духовное наследство;
- нравственный опыт;
- память сердца;
- сокровенное;
- святое.
Слайд 43
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли
к покаянию.
(Второе соборное послание святого апостола Петра. Глава 3, стих 9)
Слайд 44
Научить выбору.
Научить выбирать милосердие.
Это очень трудно.
Слайд 45
Литературный салон
Э.-Э. Шмит «Оскар и Розовая дама»;
А.Гавальд «35 кило надежды»;
Е. Мурашова «Класс коррекции»;
Д.Пеннак «Собака Пёс»;
В.Астафьев «Пролетный гусь»;
Н.Назаркин «Изумрудная рыбка»;
А.Лиханов «Благие намерения»;
В.Распутин «Женский разговор»;
В.Крупин «А ты улыбайся»;