Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Учимся конспектировать
Слайд 2
Как делать выписки
Выписка – выписанная из источника нужная мысль
Вчитайся в название статьи, осмысли его
Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли
Стремись к краткой записи
Отделяй одну мысль от другой
Закончив работу, запиши все данные источника
Слайд 3
Как составлять тезисы
Тезис – основные суждения, выводы, положения, которые содержат ключевую информацию текста
Прочитай текст
Разбей текст на смысловые блоки. Продумай основные идеи работы
Изложи идеи в виде последовательных пунктов. Сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте
Основное внимание уделяется выводам автора, не включается подробный фактический материал
Слайд 4
Виды тезирования
Извлечение авторских тезисов из текста
Формулирование основных положений статьи или раздела собственными словами
Слайд 5
Конспектирование
Конспект – это последовательная фиксация информации отобранной и обдуманной в процессе чтения
Основные требования к написанию конспекта
Системность и логичность изложения материала
Краткость
Убедительность и доказательность
Слайд 6
Требования и рекомендации к записи и оформлению текста
1. Она должна быть компактной, убористой
2. В тексте необходимо применять выделения и разграничения
2.1. Подчеркивание и отчеркивание (заголовков, подзаголовков, выводов, терминов и понятий)
2.2. Отступы (для обозначения абзацев и пунктов плана)
2.3. Пробельные строки (для отделения одной мысли от другой)
2.4. Простая и сквозная нумерация
2.5. Выделение текста с помощью рамки (определения, формулы, правила, законы)
3. При записи необходимо пользоваться сокращениями
Слайд 7
Сокращения
Общепринятые (РМЭ, НТП)
Знаковые
! – важное место
? – сомнение, надо проверить
+ положительно
- Отрицательно
< меньше, менее чем
> больше, более чем
Y который
возрастает
понижается
Слайд 8
Сокращения
3. Использование только согласных звуков слова
Пр.вс. - прежде всего
Птч. – потому что
М.б. - может быть
Д.б. - должно быть
4. Используются буквы только начала и конца слова
Р-я – реакция
Разв-е - развитие
Ч-к - человек
Эк. - экологический
Слайд 9
Виды конспектов План-конспект
План-конспект - это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.
Характеристика конспекта: краток, прост, быстро составляется и заполняется; учит выбирать главное, чётко и логично излагать мысли, даёт возможность усвоить материал ещё в процессе его изучения. Всё это делает его незаменимым при быстрой подготовке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание материала.
Этапы работы:
Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.
Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
Сформулируй и запиши вывод.
Слайд 10
Образец плана –конспекта План-конспект Введение в тему «Анализаторы»
Определение понятия "анализатор".
Характеристика эволюции анализаторов.
Роль анализаторов в приспособлении организма к окружающей среде.
Структура анализатора: отделы, их местоположение и функции.
Вывод.
1. Анализаторы - сложные нервные механизмы, обеспечивающие восприятие и тончайший анализ всех раздражителей, воспринимаемых организмом из внешней и внутренней среды.
2. В процессе эволюции органы чувств, обладающие примитивной чувствительностью, которая позволяла им только воспринимать раздражения и отвечать на него определенной физиологической реакцией, постепенно превращались в анализаторы. Прежде всего - это было связано с приобретением организмами способности самостоятельно передвигаться. Передвижение способствовало частому и значительному изменению условий жизни и чтобы не погибнуть, организм должен был научиться быстро улавливать все изменения и тонко их анализировать. Следствиями решений данных задач явились:
дифференциация органов чувств
сосредоточение их в головном отделе тела
координация их деятельности с движениями (доказать на примерах).
Слайд 11
Образец плана –конспекта План-конспект Введение в тему «Анализаторы»
3. Благодаря анализаторам, организм получает информацию о состоянии и изменениях внешней и внутренней среды, в виде раздражителей, которые вызывают в коре головного мозга соответствующие ощущения. На основе ощущений формируются определенные ответные реакции, позволяющие организму приспосабливаться к данным конкретным условиям существования (доказать на примерах).
4. Анализатор состоит из трех основных отделов:
рецептора
нервного волокна
центра КБП
Рецептор воспринимает раздражение и превращает его в нервный импульс. Нервное волокно проводит нервный импульс в центр анализатора. Корковый отдел превращает нервные импульсы в ощущения.
5. Вывод: Благодаря анализаторам животные и человек различают полезное и вредное воздействие окружающей среды на организм. Это позволяет ему более совершенно приспосабливаться к условиям существования. В связи с развитием ВНД у человека значительно усложнилась функция анализаторов, т.к. в основе всей нервной деятельности человека лежит аналитико-синтетическая работа мозга.
Слайд 12
Виды конспектов Цитатный конспект
Цитатный конспект - это конспект, созданный из цитат.
Характеристика конспекта: строится из высказываний автора, из изложенных им фактов; используется для работы с первоисточником; к нему можно обращаться неоднократно. Но он не способствует активной мыслительной работе, как правило, служит только иллюстрацией к изучаемой теме.
Этапы работы:
Прочитай текст, отметь в нём основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.
Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи может быть разной, например:
• ... ( цитата);
... ( цитата); (вывод);
• основные вопросы; доказательства (цитаты); выводы.
3. Прочти написанный текст, сверь его с оригиналом.
4. Сделай общий вывод
Слайд 13
Виды конспектов Опорный конспект
Опорный конспект - это отражение изложения информации, заложенной в тексте в виде опорных сигналов - слов, условных знаков, рисунков.
Этапы работы:
Прочти внимательно текст.
Раздели его на смысловые части - блоки.
Поставь к каждой части вопрос.
Ответь на поставленный вопрос опорными сигналами, расположив их в виде логической схемы.
Характеристика конспекта: краток, учит выбирать главное, наглядно отражает причинно-следственные связи, развивает логическое мышление и образное умение моделировать информацию. Незаменим при повторении материала к зачёту, экзамену.
Слайд 14
Виды конспектов Свободный конспект
Свободный конспект - это сочетание выписок, цитат, тезисов.
Характеристика конспекта: он требует серьёзных усилий при составлении; в высшей степени способствует усвоению материала, требует умения активного использования всех типов записей: планов, тезисов, выписок.
Этапы работы:
Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.
Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы.
Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.
Слайд 15
Виды конспектов Тематический конспект
Тематический конспект - это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала по определённой теме.
Характеристика конспекта: он может быть обзорньм и хронологическим; учит анализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, привлекать имеющиеся знания и личный опыт; используется в процессе работы над докладом, сообщением, рефератом.
Этапы работы:
Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по определённой теме или хронологии.
Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.
Пользуясь этим планом, коротко своими словами изложи осознанный материал.
Слайд 16
Образец тематического конспекта Тематический конспект Введение в тему «Анализаторы»
Живой организм не может существовать, не взаимодействуя с внешней средой. В то же время из окружающей среды на организм одновременно воздействует множество факторов: благоприятных и не благоприятных для организма. В целях самосохранения и наилучшего приспособления к окружающей его среде организм должен быстро и тонко распознавать воздействующие на него факторы. С этой целью в процессе эволюции у живых организмов постепенно развивались и достигли определенного совершенства у человека специальные органы чувств -анализаторы.
Анализатором И.П.Павлов назвал целостную совокупность всех нейронов, участвующих в восприятии раздражений и проведении возникших импульсов возбуждения к клеткам коры головного мозга, включая сами эти клетки.
Структура и деятельность анализаторов достаточно сложны. Каждый анализатор состоит:
-из рецептора (периферического отдела)
-афферентного или эфферентного волокна (проводникового отдела)
-клеток КБП (коркового отдела, анализирующего нервные импульсы).
Рецепторы - это своеобразные разведчики собирающие информацию вне и внутри организма, зашифровывающие ее в нервные импульсы.
Слайд 17
Образец тематического конспекта Тематический конспект Введение в тему «Анализаторы»
Проводниковый отдел - это связной, передающий зашифрованные депеши в штаб.
Корковый отдел головного мозга - штаб армии, где донесения будут расшифрованы и использованы для планирования ответных действий.
Обладая узкой специализацией, каждый рецептор посылает в мозг лишь информацию об отдельном свойстве предмета, воспринять предмет в целом он не может. Образ предмета воссоздается в мозге на основании показаний многих рецепторов.
Рецепторы есть во всех органах, они воспринимают самые разные свойства предметов, явлений, событий:
внешние рецепторы различают свет, звук, температуру, давление, положение тела в пространстве, запах, вкус и т.д.
внутренние - давление крови, рН крови, состояние желудочно-кишечного тракта, состояние мышц и т.д.
Но в результате всех этих совершенно различных раздражений в рецепторах возникают нервные импульсы, природа которых одна и та же - электрическая. Нервный импульс, идущий по слуховому нерву, по природе ничем не отличается от нервного импульса от зрительного, тактильного или обонятельного рецептора. Но путаницы не происходит, т.к. каждое из возбуждений идет в мозг по строго определенному пути в свой центр.
Слайд 18
Образец тематического конспекта Тематический конспект Введение в тему «Анализаторы»
В связи с различием видов энергии, воспринимаемой рецепторами, устройство их неодинаково. Рецепторы могут быть очень простыми разветвлениями нервных окончаний в виде волосков, пластинок, спиралей и пр. и более сложными, в виде специализированных клеток: палочки и колбочки в сетчатке глаза, слуховые клетки кортиевого органа и т.п. Это обеспечивает высокую чувствительность рецептора к адекватному раздражителю.
Например, гремучая змея улавливает изменение температуры в 0,001С, некоторые рыбы реагируют на пахучие вещества, концентрация которых 10 -Н мг/л, а в зрительном анализаторе.
Итак, после воздействия раздражителя на организм сразу начинается его анализ, который свойственен всем звеньям анализатора.
Первичный анализ происходит на периферии в рецепторах, реагирующих на строго определенные раздражители. Вторичный более сложный анализ осуществляется в спинном мозге.
Наиболее сложный анализ происходит в разных отделах головного мозга, особенно в зонах КБП.
Слайд 19
Образец тематического конспекта Тематический конспект Введение в тему «Анализаторы»
Сигналы, поступающие в ЦНС через все анализаторы, имеют важное значение для регуляции функций в организме, они вызывают новые реакции.
В других - корректируют и координируют уже осуществляющиеся реакции?
В третьих - оставляют следы, которые используются в последующей деятельности, спустя дни, месяцы и годы.
Кроме того, нервные импульсы, поступающие в ЦНС, поддерживают ее тонус на высоком уровне. У человека при отсутствии раздражений нарушается способность концентрировать внимание, логически мыслить, выполнять умственные задачи, при этом у него возникают галлюцинации, сонное состояние.
Таким образом, анализаторы - это основной орган получения информации организмом о его внешней и внутренней среде, что позволяет организму через ЦНС оптимально приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.