Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Гласные и согласные звуки»
Слайд 2
Синтаксическая разминка.
В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса.
Ветерок поиграл с кленом и полетел дальше.
Отзвенит ручьями весна, и наступит лето.
Тут ее тоска взяла, и царица умерла.
В наших пресных водах обитают щука, карась, окунь, пескарь.
Учебник, задачник и карта не любят без дела лежать.
Чуть зашумел ветерок, и зашелестела на деревьях листва.
Весело, радостно играют у высокой сосны белки.
Красив, наряден русский лес.
Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат.
Слайд 3
Беседа.
С каким разделом науки о языке вы познакомились на прошлом уроке?
Что изучает фонетика?
Как ученые называют звуки речи?
Чем отличаются звуки речи от звуков природы?
С какими другими разделами науки о языке связана фонетика?
Что изучают эти разделы науки о языке?
Слайд 4
Работа над темой урока
Сегодня мы продолжим наш разговор о звуках речи.
На какие две группы делятся звуки речи?
Звуки речи
гласные согласные
Слайд 6
Гласные звуки
В сложном мире звуков речи гласным «живется» легче, так как, образуясь, они на своем пути не встречают никаких преград – воздух свободно идет через рот. Гласные можно легко тянуть, петь.
Гласных звуков 6 :
[а], [о], [э], [и], [ы], [у].
Задание. Произнесите каждый гласный звук в отдельности.
Слайд 7
В русском языке гласных букв десять: а, о, э, и, у, ы, е, ё, ю, я. Гласных звуков шесть: [и], [ы], [у], [э], [о], [а]. Чтобы отличить их от букв, мы ставим их в квадратные скобки. Гласные звуки бывают ударными и безударными: во́ды - вода́.
Слайд 8
Согласные звуки
В отличие от гласных, при образовании на своем пути встречают препятствия : губы, зубы, язык. При произношении согласного нужно хоть чуть-чуть приоткрыть рот, из-за чего получается шум.
Задание. В лесу, если вы заблудились, кричите «Ау». Попробуйте прокричать, используя только согласные звуки [ф], [п], [р], [к].
Почему не получилось?
Чтобы кричать, нужен голос, а у согласных его почти нет, один шум.
Слайд 9
Согласные звуки состоят из голоса и шума или только из шума. Согласные, которые состоят только из шума, называются глухими. Согласные, которые состоят из шума и голоса, называются звонкими. Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк. Твёрдые и мягкие, глухие и звонкие согласные бывают парными и непарными: [ б ] - [ б` ] (парные по твёрдости/мягкости); [ з ] - [ с ] (парные по звонкости/глухости); [ ш ] (непарные твёрдые согласные); [ ч` ] (непарные мягкие согласные).
Слайд 10
Твёрдые: [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х].
Мягкие: [б`], [в`], [г`], [д`], [з`], [к`], [л`], [м`], [н`], [п`], [р`], [с`], [т`], [ф`], [х`].
Согласные парные по твёрдости / мягкости
Согласные непарные твёрдые: [Ж], [Ш], [Ц]. Согласные непарные мягкие: [Ч`], [Щ`], [Й`].
Слайд 11
Звонкие: [б], [б`], [в], [в`], [г], [г`], [д], [д`], [ж], [з], [з`].
Глухие: [п], [п`], [ф], [ф`], [к`], [к], [т], [т`], [ш], [с], [с`].
Согласные парные по звонкости / глухости
Согласные звонкие непарные:
[й], [л], [л`], [м], [м`], [н], [н`], [р], [р`]. Согласные глухие непарные:
[х], [х`], [ц], [ч`], [ш`].
Слайд 12
Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением: плуг [к], сыроежка [ш], сказка [с]. Глухой согласный перед звонким согласным ( кроме л, м, н, р, в, й ) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением: косьба [з`], молотьба [д`]. Сильной позицией для согласных звуков является позиция пред гласными, а также перед согласными ( л, м, н, р, в, й ). Перед звонкими и глухими — позиция слабая. ловкость [ф] – ловок [в], косьба [з`] – косить [с`].
Слайд 13
Задание . Прочитайте текст. Вслушайтесь в его звуковое оформление. Найдите гласные и согласные, которые автор использовал как средство выразительности.
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев)
Слайд 14
Если гласные «даны для пенья» (С.Маршак), то согласные – «шелестят, шипят, скрипят, жужжат». Это свойство согласных звуков: передавать звуки окружающего мира – используют поэты и писатели для образной передачи явлений природы: шума леса, плеска воды, раскатов грома…
Слайд 15
Подведение итогов.
Над какой темой мы сегодня работали?
Чем отличается образование гласных и согласных звуков?
Какое значение имеют повторы
гласных и согласных в тексте?
Что вам понравилось на уроке?
Что не понравилось?