Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Образ «идеального» города в классицистических ансамблях Парижа и Петербурга
Жак Анж Габриэль. Площадь Людовика XV в Париже.
Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге.
Андреян Захаров. Адмиралтейство в Петербурге.
Слайд 2
ПРОСВЕЩЕНИЕ
Движущей силой исторического процесса просветители считали борьбу разума и суеверий.
Общественному благополучию, по их мнению, препятствовали невежество, суеверия, предрассудки, порожденные феодальными порядками и духовной диктатурой церкви.
Слайд 3
ПРОСВЕЩЕНИЕ
Ключевым принципом политической программы просветителей являлся закон, который как бы автоматически предполагал наличие Свободы, Равенства, Братства. Свободу просветители понимали как добровольное подчинение закону.
Равенство – как равное право перед законом каждой личности от пастуха до короля. Братство имело сугубо эмоциональное звучание.
Слайд 4
Франсуа-Мари Аруэ де Вольтер (1694-1778)
Слайд 5
Новые социальные идеи, новая мораль, новая эстетика.
Дени Дидро (1713-1784)
Жан Жак Руссо (1712-1778)
Шарль Луи Монтескье
(1689-1755)
Слайд 6
Основные идеи просветителей
Просветители Страна Основные идеи
Вольтер Франция Противник деспотизма и феодальных порядков;
Свобода, равенство, собственность.
За реформы, проводимые королем.
Идеал короля – философ
Сторонник просвещенной монархии.
Был противником религии, но признавал ее необходимость для народа.
Дидро
Руссо
Монтескье
Локк
Спиноза
Слайд 7
Общество подчинилось влиянию третьего сословия – буржуазии, ставшей во второй половине XVIII века самой могущественной силой Франции.
Слайд 8
Воплощением новых ценностей – естественности, простоты и ясности – стала классицистическая архитектура.
Буржуазия объявила себя носителем добродетелей, полезных для нации: умения подчинить свои желания общему благу, чувства долга, патриотизма.
Слайд 9
Неоклассицизм
Преодоление хаотичной городской застройки;
Создание ансамблей, рассчитанных на свободный обзор;
Простор площадей открывает перспективы городских кварталов.
Слайд 10
Церковь Св.Магдалины (Мадлен). Париж. 1764 г.
Слайд 11
Собор Св. Женевьевы /Пантеон/ арх. Жак Жерми Суффло (1758-1789 гг.)
Слайд 12
Пантеон арх. Жак Жерми Суффло (1758-1789 гг.)
Слайд 13
Пьеро делла Франческа «Идеальный город»
Итальянский живописец ( 1415 – 1492)
Слайд 14
Итальянские архитекторы разрабатывали модели идеальных городов, представлявших в плане правильные круги , квадраты, а также город в форме звезды. От расположенных в форме многоугольника бастионов к зданию в центре города вели радиальные улицы. Это была, по меньшей мере, основная схема планировки города. В центре города стоит башня или он остается свободным от застройки. Прокладывались прямые широкие улицы, соединяющие важные элементы городского ансамбля, создавались новые площади, перестраивались старые, а позднее появились парки и дворцовые ансамбли регулярной структурой.
Концепция «идеального города»
Слайд 15
Город Пальманова (Италия)
Слайд 16
Соблюдение симметрии.
Наличие плана с выделением центральной оси.
В качестве декора – колонны, аркады, арки, портики.
Важная составляющая - соборный купол. Его сфера – отображение Вселенной.
Ядро города – площадь как символ мира.
Урбанистическая теория Л.Б. Альберти
Слайд 17
Стиль «Габриэль»
Характерным для «стиля Габриэль» было изящное сочетание прямых и округлых линий. Этот стиль еще не порывал с рококо, а лишь вводил его формы в более спокойное, рациональное русло.
То же сочетание просторных плоскостей и округлых форм было положено в основу проекта знаменитой площади Согласия в Париже.
Слайд 19
Площадь Согласия в Париже. арх. Жак Анж Габриэль
Слайд 20
Площадь Согласия в Париже. арх. Жак Анж Габриэль
Слайд 21
Площадь Согласия в Париже. арх. Жак Анж Габриэль
Слайд 22
Площадь Согласия в Париже. арх. Жак Анж Габриэль
Слайд 23
Площадь Согласия в Париже. арх. Жак Анж Габриэль
Слайд 24
Площадь Согласия в Париже. арх. Жак Анж Габриэль
Слайд 25
Площадь Согласия в Париже. арх. Жак Анж Габриэль
Слайд 26
Площадь Согласия и площадь Звезды
Аэрофотосъемка
Слайд 27
Русское искусство развивалось аналогично французскому.
«Невский трезубец»
Слайд 28
В его основу легли идеи просветителей с призывами к природной простоте и естественности, были созвучны эстетике классицизма.
Панорама Университетской набережной
Слайд 29
Новая художественная система была основана на наследии античности и Ренессанса. Она отличалась рационализмом, упорядоченностью, ясной гармонией, простотой, монументальностью.
Слайд 30
Русский абсолютизм стал отражением порядка, дисциплины, регламентации всех форм политической и общественной жизни, подчинения ее государственным интересам.
Слайд 31
Пафос простоты и линейности ощутим в сооружениях архитектора «екатерининского классицизма» Джакомо Кваренги (1744-1817 гг.)
Слайд 32
Сооружения Джакомо Кваренги:
Дом Салтыкова;
«Серебряные ряды»;
Коллегия иностранных дел;
Круглый рынок;
Колокольня Владимирской церкви;
Юсуповский дворец (наб. Фонтанки);
Мальтийская капелла;
Эрмитажный театр;
Ассигнационный банк;
Академия наук;
Конногвардейский манеж;
Екатерининский институт;
Смольный институт.
Слайд 33
Архитектор А. Захаров подчинил отдельное сооружение художественно-образному единству ансамбля и города в целом.
Мощь ансамблей зазвучала в эпоху «александровского классицизма».
Слайд 34
Перестройка Адмиралтейства ознаменовала собой начало работ по упорядочению ансамблей Петербурга.
Слайд 35
Домашнее задание:
Сопоставьте образ «идеального» города эпохи Ренессанса и классицистические ансамбли Парижа и Петербурга. В чем состоит различие между ними?
Свои выводы оформите в таблице.
Город эпохи Ренессанса Париж Санкт-Петербург