Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Составитель:
Щупачко Н.С.,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ РК «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 23»
г. Петрозаводск
Слайд 2
Ф.М. Достоевский
«…Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною. Еще с детства, почти затерянный, заброшенный… я как-то всё боялся его».
Слайд 3
«Люблю тебя, Петра творенье!»
М.В. Ломоносов
Г.Р. Державин
Ин. Анненский
А.С. Пушкин
А.А. Ахматова
А. Блок
Б. Пастернак
В. Брюсов
О. Бергольц
Слайд 4
Петербург XVIII-XXI вв.
Слайд 5
Историческая справка
Город, основанный Петром Великим в 1703 году, был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении.
Петербург создавался по единому плану.
На левом берегу Невы 5 ноября 1704 года Петр I заложил Адмиралтейскую судостроительную верфь. По чертежам Петра строилась не только верфь, но и "Адмиралтейский дом", которому была придана форма "покоя", то есть широкой буквы "П", раскрытой в сторону Невы.
Слайд 6
Уже в первые годы сложился композиционный центр Петербурга - Петропавловская крепость и Адмиралтейство
Слайд 7
Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности.
Слайд 8
Дворцовая площадь- исторический центр Санкт-Петербурга, откуда берет свое начало главная улица города- Невский проспект. В центре находится Александринский столб, построенный архитектором Фальконе.
Слайд 9
Дворцовый мост соединяет Дворцовую площадь с Васильевским островом, выводя нас на знаменитую стрелку Васильевского острова, которая раньше была пристанью.
Слайд 10
Собор возвели на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. Это дало храму название – «Спас на крови»
Слайд 11
Екатерининский дворец также ярко свидетельствует о расцвете барокко в архитектуре Петербурга XVIII века.
Слайд 12
Петербург Достоевского
Слайд 13
Важное место в романе занимает описание Сенной площади
Слайд 14
Столярный переулок, где жил сам писатель, в двух шагах от Сенной площади
Слайд 15
Кокушкин мост через Екатерининский канал
Слайд 17
Улица Гороховая невероятно «литературна» . В русской классике. Дом № 41 известен как «Дом Рогожина», где жил герой романа Ф.М. Достоевского. Илья Ильич Обломов из романа И.А. Гончарова , Вера Павловна из романа Н.Г. Чернышевского, героиня рассказа А.И. Куприна, - все они жили на улице Гороховой.
Слайд 19
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня… и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. Нестерпимая же вонь из распивочных… и пьяные… довершили отвратительный и грустный колорит картины». (ч. 1, гл. 1)
«Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он (Раскольников) этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице». (ч. 2, гл. 6)
Слайд 20
«Он (Раскольников) бродил по набережной Екатерининского канала уже с полчаса... везде люди так и кишат… Выходя с В-ого проспекта на площадь, он вдруг увидел налево вход во двор, обставленный совершенно глухими стенами». (ч. 2, гл.2)
«Он (Раскольников) подошел к окну, поднялся на цыпочки и долго, с видом чрезвычайного внимания, высматривал во дворе. Но двор был пуст… Налево… виднелись кой-где отворенные окна; на подоконниках стояли горшочки с жиденькою геранью. За окнами было вывешено белье». (ч. 5, гл. 5)
Слайд 21
Интерьер в романе
Слайд 22
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными… обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко..» (ч. 1, гл. 3) - комната Раскольникова.
«Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней…. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать… Комната была проходная..» (ч. 1, гл. 2)- комната Мармеладовых.
«Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось…» (ч. 4 гл. 4).
Слайд 23
«Небольшая комната… с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была… освещена заходящим солнцем…. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева.. состояла из круглого стола овальной формы… стульев по стенам да двух двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках….» (ч. 1, гл. 1)- комната старухи-процентщицы.
«Стояли крошечные огурцы, черные сухари, резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным». (ч. 1, гл. 2)- кабак.