Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881)
Роман
«Преступление и наказание»
Слайд 2
Тема урока:
ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО В РОМАНЕ «Преступление и наказание»
Слайд 3
Цель:
показать особенности изображения Петербурга Достоевским в романе «Преступление и наказание» как одну из важнейших причин конфликта между Раскольниковым и миром им отрицаемым.
Слайд 4
Эпиграфы к уроку:
О Петербург, проклятый Петербург!
Здесь, право, нельзя иметь души!
Здешняя жизнь давит меня и душит.
В.А.Жуковский
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено – бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин
Слайд 5
Проблема
Действительно ли, что Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть?»
Слайд 6
Люблю тебя, Петра творенье!
Слайд 9
Петербург Некрасова
Слайд 10
Но я знаю Петербург другим. Я знаю «желтый» Петербург, ненавистный и страшный. Это город Зинаиды Гиппиус, Иннокентия Анненского, Федора Михайловича Достоевского.
Твой остов прям, твой облик жесток
Шершавопыльный – сер гранит,
И каждый зыбкий перекрёсток
Тупым предательством дрожит.
Твое холодное кипенье
Страшней бездвижности пустынь:
Твоё дыханье – смерть и тленье,
А воды – горькая полынь.
Как уголь дни, - а ночи белы,
Из скверов тянет трупной мглой.
И свод небесный, остеклелый
Пронзен заречною стрелой.
Как прежде, вьётся змей твой медный,
Над змеем стынет медный конь,
И не сожрёт тебя победный
Всеочищающий огонь.
Нет! Ты не утонешь в тине чёрной,
Проклятый город, Божий враг!
И червь болотный, червь упорный
Изъест твой каменный костяк!
Зинаида Гиппиус
Слайд 11
Родион Раскольников
Слайд 12
Отвратительный и грустный колорит городского дня
Слайд 13
Вечерний Петербург
Слайд 14
Вид из каморки Раскольникова
Ступеньки из каморки Раскольникова
Слайд 15
Полицейский участок
Слайд 16
В.Перов «Утопленница»
Слайд 17
Комната Родиона Раскольникова
Это была крошечная клетушка, шагов шесть в длину, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг: и наконец неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникова.
Слайд 19
Кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова
Слайд 20
Дом старухи-процентщицы
Старуха-процентщица Алена Ивановна
Слайд 21
Желтизна и безличие,
Скука и смерть
В чем же твоё величие,
Город – смерч?
Ты уносишь желания,
Оставляя лишь ложь,
Ты взлелеял страдания,
Они мучат. Но всё ж
Образ ангела свят
На высоком столпе,
В нем спасенье моё,
В нем прощенье тебе.
Антонина Киселева
Петербург Достоевского
Слайд 22
Вывод:
Петербург – город контрастов. Пышность и серость. Богатство и нищета сочетаются в этом городе. Петербург – главный герой произведения, символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения.
Петербург – город многих преступлений: и уголовных и моральных; преступлений сильных над слабыми, но и слабых над собой.
Город – фон, монстр, чудовище, город одиночества, «город, в котором невозможно быть».