Презентация - История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского
Распечатать
  • Уникальность: 99%
  • Слайдов: 60
  • Просмотров: 226
  • Скачиваний: 73
  • Размер: 5.78 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 1
История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского

Слайд 2

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 2
Цели урока
- Анализ первой части романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». - Работа с художественным текстом (анализ эпизода).

Слайд 3

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 3
Цели урока
- Цели: познакомить учащихся с историей создания «Преступления и наказания» и отзывами о нем критиков; сформировать представление о жанре произведения, особенностях композиции, сюжета, главного конфликта; путем анализа глав из части I романа показать необычность изображения Достоевским города Петербурга; определить, какое влияние оказывал город на героев романа, на их мысли, чувства, поступки.

Слайд 4

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 4
- Эпиграф к уроку: Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех… Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти… Ф. М. Достоевский (из письма брату Михаилу 9 октября 1859 г.)

Слайд 5

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 5
История создания романа «Преступление и наказание» Замысел «Преступления и наказания» вынашивался писателем шесть лет! во время заграничной поездки Достоевский приступил к написанию романа, который сначала хотел назвать «Пьяненькие», а в центре изобразить драматическую историю семьи Мармеладовых, но замысел изменился. В сентябре 1865 года Ф. М. Достоевский изложил программу своего произведения, его главную идею в письме к издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову: «Это – психологический отчет одного преступления. Действие современное…

Слайд 6

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 6
Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты! Старуха глупа, глуха, больна, жадна. «Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, жившую в уезде, избавить сестру… и потом всю жизнь быть честным… Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце... Законы правды и человеческая природа взяли свое… Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело» [2. С. 116].

Слайд 7

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 7
Таков первоначальный замысел романа. Постепенно он «разрастался», охватывая более широкий круг проблем. По мнению большинства литературоведов, «Преступление и наказание» (1866) – социально-психологический роман, в котором автор исследует внутренний мир отдельного героя, а также психологию, характерную для разных социальных групп: униженного и оскорбленного городского люда, преуспевающих торговцев, обездоленных крестьян, мелких служащих. Писатель высказывает резко противоположные суждения, исключающие друг друга точки зрения, сталкивает характеры, воплощающие разные идейные принципы. В основе драматического конфликта романа – «внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой» (Ю. В. Лебедев) [13].

Слайд 8

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 8
В центре произведения Достоевского – преступление, идеологическое убийство. Таким образом, «Преступление и наказание» – роман об «идейном убийце» Раскольникове. Писатель прослеживает «психологический процесс преступления». О композиции романа. Литературоведы отмечают двучастность структуры произведения. Часть I – подготовка и совершение преступления. Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова. Главы внутри каждой части располагаются по степени напряженности страданий (Ю. В. Лебедев) [13]. Композиция постепенно осложняется новыми сюжетными линиями.

Слайд 9

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 9
Книга Достоевского – «суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности» . Поиски выхода из страшного мира наживы и расчета в мир правды – основная идея романа. А. А. Фадеев о произведении Ф. М. Достоевского: «Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, – весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности…»

Слайд 10

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 10
9 октября 1859 г. Задумал на каторге. «Преступление и наказание», первоначально представлявшееся автору в форме исповеди, вытекает из духовного опыта каторги. Именно там писатель впервые столкнулся с «сильными личностями», стоящими вне морального закона. 9 октября 1859 года Достоевский писал брату: «В декабре я начну роман... Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения»... Июль 1865 г. Начат в Висбадене. «Вынашивание» замысла продолжалось шесть лет. В конце июля 1865 года Достоевский выехал за границу. Денежная драма, начавшаяся в России, приняла катастрофические размеры. Жизненные тупики, которые возникали на пути героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя.

Слайд 11

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 11
В маленькой комнате, без денег, без еды и без света, «в самом тягостном положении» и «в совершенном отчаянии» Достоевский приступил к работе над своим совершеннейшим созданием - романом «Преступление и наказание». Великий романист писал друзьям отчаянные письма: «Сижу в отеле, кругом, должен, денег ни гроша... Все сердце мое с кровью положится в этот роман». Идею романа Достоевский излагает в письме к издателю М.Н.Каткову: «Это - психологический отчет одного преступления». 1866 год. Закончен в Петербурге. В Петербурге Достоевский продолжает усиленно работать, опираясь на свои наблюдения нравственных последствий повсеместного обнищания, роста преступности и народного пьянства, разгула капиталистического хищничества.

Слайд 12

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 12
«Одним словом, я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность», - писал Достоевский. Конфликт романа составляет психологическая тайна: Почему убил? Какие идеи привели к убийству? Виноват ли преступник? хищничества.

Слайд 13

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 13

Слайд 14

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 14

Слайд 15

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 15

Слайд 16

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 16
«Преступление и наказание» иногда называют «петербургским романом». Вопросы: 1. Расскажите о Раскольникове. Почему писатель дал главному герою такую фамилию? (Исследователи обращают внимание на возможность двойственного толкования фамилии Раскольникова: «Одно – исходит из толкования семантической части, как раскол – раздвоение, другое – выдвигает связь корня с расколом – раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством»[11. С. 215].)

Слайд 17

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 17
Часть 1
Глава 1: знакомство с героем, со старухой-процентщицей, Глава 2: распивочная, знакомство с Мармеладовым и его семьей Глава 3: письмо от матери Глава 4: встреча с пьяной девушкой, Разумихин Глава 5: сон Раскольникова (пьяный Миколка убивает лошадь), Лизавета - Глава 6: история Лизаветы, разговор студента и офицера, подготовка к преступлению Глава 7: убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы

Слайд 18

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 18

Слайд 19

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 19

Слайд 20

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 20
Часть первая I Роман начинается описанием каморки Родиона Раскольникова Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.

Слайд 21

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 21

Слайд 22

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 22
Часть первая I Каморка Раскольникова — это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек. Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его.

Слайд 23

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 23
Часть первая (кратко содержание) Глава I. Бедный петербургский студент Родион Раскольников приносит заклад к жадной и злой старухе-процентщице Алёне Ивановне. (См. полный текст диалога Раскольникова со старухой.) Этот его визит к ней – проба, какому-то намеченному предприятию (какому именно, Достоевский пока не объясняет). Выйдя от процентщицы на улицу, Раскольников вдруг восклицает: «Какой ужас мог прийти мне в голову!», и заходит в соседнюю распивочную. (См. подробнее.) (См. Внешность Раскольникова, Образ Раскольникова, Характеристика Раскольникова, Внешность старухи-процентщицы, Раскольников и процентщица.)

Слайд 24

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 24
Часть первая I 2. Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников? (Ч. I, гл. 1, 2.) (Можно выделить основной маршрут героя. Раскольников вышел из дома – окрестности Сенной площади, побывал в одной из беднейших квартир города, в семье Мармеладовых; Раскольников на К-ом бульваре, затем по мосту, вид на «другой» Петербург, снова на Сенной. Дом, в котором живет герой; комната-каморка.)

Слайд 25

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 25

Слайд 26

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 26
Петербург Достоевского. «Преступление и наказание» иногда называют «петербургским романом». Достоевский, как и герой романа, любил этот город горькой и мучительной любовью и по-своему воспринимал его. Существует выражение «Петербург Достоевского». Это мрачный, больной, сырой и все-таки прекрасный город. Безотраден, сумрачен городской пейзаж в романе, хотя время действия — лето и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка мы смотрим на летний Петербург. Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в романе лишь как контраст к такому безотрадному изображению. Голодный юноша чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин.

Слайд 27

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 27
Петербург Достоевского. во времена Достоевского Санкт-Петербург являлся столицей Российской Империи. В 1860-е годы обстановка в Петербурге была не вполне благополучной: уровень преступности возрастал, увеличивалось количество бедного населения (как например, семья Мармеладовых), появлялось все больше женщин "непристойного поведения" (как Соня Мармеладова) и алкоголиков (Мармеладов). На фоне нищеты активно развивалась деятельность ростовщиков (процентщиков), которые давали деньги под залог имущества (как например, старуха-процентщица). Среди молодежи и "прогрессивного населения" набирали популярность такие явления, как нигилизм ("модное безверие" Раскольникова), социализм, коммунизм и идеи равенства полов (взгляды Лебезятникова), индивидуализм (Лужин) и т.д. Все эти новые явления нашли отражение в романе "Преступление и наказание».

Слайд 28

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 28
Часть первая I 3. Расскажите о людях, которые встречались на пути Родиона Раскольникова. Какое впечатление они на вас произвели? (От встреч с людьми остается что-то жалкое, грязное, безобразное.) 5. Где живут герои Достоевского? (Описание каморки Раскольникова (ч. I, гл. 1), комната старухи-процентщицы (ч. I, гл 3), проходная комната Мармеладовых (ч. II, гл. 2), жилище Сони (ч. IV, гл. 4).)

Слайд 29

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 29
Часть первая I 6. Прочитайте страницы, где описан пейзаж. Какова роль пейзажа? Каково значение цвета в произведении Достоевского? 7. Каковы ваши ощущения от Петербурга в описании Достоевского? 8. Кто из писателей до Достоевского изображал Петербург в своих книгах?

Слайд 30

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 30
Часть первая I 9. Чем необычен Петербург Достоевского (в отличие от изображения города в произведениях Пушкина, Гоголя)? (Петербург Достоевского – это город-гигант, поражающий своими контрастами (роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты, разодетые женщины – и трущобы, глухие дворы, доходные дома с комнатами-каморками, где теснота, грязь и вонь). О контрастах Петербурга писали Пушкин, Гоголь, Некрасов, но у Достоевского эти контрасты «особенно обострены». (Этому помогает и цветопись. Достоевский использует желтый, серый, черный (темный) цвета, помогающие показать нищету, безнадежность существования людей.)

Слайд 31

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 31
Часть первая В ужасающих картинах нищеты, надругательства над личностью, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, где человека подстерегают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Оскорбленным и униженным нет выхода. Они задыхаются в огромном городе. (Мармеладов: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»). Безысходность – лейтмотив романа.)

Слайд 32

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 32
Что мы узнаём о герое из первой главы? Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону. Но не стыд, а совсем другое чувство, похожее даже на испуг, охватило его. Да, слишком приметная шляпа... Смешная, потому и приметная... К моим лохмотьям непременно нужна фуражка, хотя бы старый блин какой-нибудь, а не этот урод. Никто таких не носит, за версту заметят, запомнят... главное, потом запомнят, ан и улика. Тут нужно быть как можно неприметнее...

Слайд 33

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 33
Что мы узнаём о герое из первой главы? Он беден. «…он был задавлен бедностью». «Вышел из своей каморки»(шкаф, гроб). Состояние. «…он был в раздражительном и напряженном состоянии…», бормотал что-то про себя. Детали. Шляпа («слишком приметная шляпа»- «запомнят ан и улика»). - Совершает какую-то пробу.

Слайд 34

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 34

Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять, каким образом они вытекают одно из другого, стараюсь объяснить себе, насколько они находятся в зависимости от общих условий жизни. Д.Н.Писарев

Слайд 35

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 35
Повторение пройденного
Опишите петербургские трущобы - будничные кошмары; - описание «дворов-колодцев», домов, комнат- «гробов».

Слайд 36

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 36
Опишите Алену Ивановну. Портрет. «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками…» Род занятий. Какой вывод делает Раскольников после посещения процентщицы? «Как все отвратительно! На какую грязь способно, однако, мое сердце!»

Слайд 37

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 37

Слайд 38

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 38
Что добавляет встреча с Мармеладовым к образу Родиона? Какой вывод делает Раскольников после встречи с Мармеладовым? «Ко всему-то подлец-человек привыкает»

Слайд 39

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 39
Какое впечатление производит письмо матери на героя? «Письмо дрожало в руках его!», «…ты один у нас…» К какому итогу приходит Родион? «Не хочу я вашей жертвы…Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!»

Слайд 40

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 40

Слайд 41

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 41
Часть 1глава 2
Там с Родионом заводит разговор опустившийся пьяница Мармеладов. (См. Характеристика Мармеладова, Внешность Мармеладова.) Он рассказывает историю о том, как безденежье довело его семью до страшной бедности. Старшей дочери, Соне, чтобы спасти родственников от голода, пришлось даже пойти на панель и торговать собой. (См. полный текст Монолога Мармеладова.) Раскольников отводит Мармеладова домой, где видит его больную и нервную жену, Катерину Ивановну, её маленьких детей – и оставляет им милостыню из своих последних денег. (См. подробнее.)

Слайд 42

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 42

Слайд 43

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 43
Часть 1глава 3
На следующий день утром голодного Раскольникова кормит из жалости служанка Настасья. Она отдаёт письмо, пришедшее от его матери. В письме сообщается, что сестра Родиона, Дуня с целью помочь брату-студенту пошла в гувернантки к соседнему помещику Свидригайлову, а он попытался соблазнить её. (См. Образ Свидригайлова.) Затем к Дуне посватался скупой тяжебщик (адвокат) Лужин, который решил взять за себя бедную девушку, чтобы она всю жизнь считала его своим благодетелем. (См. подробнее.) (См. полный текст письма матери Раскольникову.)

Слайд 44

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 44

Слайд 45

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 45
Часть 1глава 4
Расстроенный бедами Дуни и матери, Раскольников идёт скитаться по улице. Он думает, как жить дальше: «смириться с жалкой, постыдной участью или побыстрее решиться на что-то смелое?» На бульваре он случайно видит, как рaзвратный фат бесстыдно преследует пьяную девушку, и эта сцена вновь напоминает ему о Дуне и Свидригайлове. Раскольников вначале пытается защитить девушку, но подавляет в себе это первое душевное движение, вспомнив свою новую теорию о «праве сильного». (См. подробнее.) (См. Идея Раскольникова о праве сильной личности. См. полный текст отрывка «Встреча Раскольникова с пьяной девушкой».)

Слайд 46

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 46
Часть 1глава 5
Ослабев от переживаний и голода, Раскольников засыпает на Островах под кустом и видит трагичный сон о забитой кляче. Проснувшись, он восклицает: «Неужели ж я в самом деле возьму топор и стану бить по голове?» Однако по пути домой он вдруг слышит, как на Сенной площади какой-то мещанин приглашает к себе домой на завтрашний вечер сестру старухи-процентщицы Лизавету. Это означает, что Алена Ивановна останется дома одна. Неожиданная новость кажется Раскольникову знаком судьбы. (См. подробнее.)

Слайд 47

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 47
Часть 1глава 5
Ослабев от переживаний и голода, Раскольников засыпает на Островах под кустом и видит трагичный сон о забитой кляче. В чем смысл сна Раскольникова о лошади? Сон отражает двойственность натуры Раскольникова (как и любого человека): во сне молодой человек испытывает жалость к лошади, к животному, но при этом в реальной жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не испытывает. Во сне о лошади мы видим, что молодой человек все-таки способен сострадать, что у него есть сердце: "В сне о лошади сосредоточено все сострадание Раскольникова, вся его боль и ужас перед мировым злом. Миколка бьет клячу по глазам оглоблей, приканчивает ее ломом. Герой видит себя ребенком...»

Слайд 48

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 48
Часть 1глава 5
Будучи ребенком, Раскольников видел своими глазами, как совершается жестокое убийство беззащитного животного. Молодой человек не хочет быть таким же безжалостным убийцей, как тот мужик Миколка из его кошмарного сна. Увидев эту печальную картину во сне, Раскольников отрекается от своего плана убийства и своей теории. Сон о лошади пробуждает в нем человечность и милосердие:

Слайд 49

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 49
Часть 1глава 5
В детстве Раскольников был религиозным ребенком и ходил с родителями в церковь (об этом упоминает его мать Пульхерия Александровна), но, повзрослев, он начал сомневаться в вере. По мнению Мочульского, сон о лошади воскрешает в "неверующем" Раскольникове веру с Бога: "Сон о детстве воскрешает детскую веру, и безбожник обращается к Господу. Он рос в религиозной семье..." (К .В. Мочульский) По словам Мочульского, после сна о лошади запутавшийся в жизни Раскольников вдруг освобождается от своих страшных планов и идей (к сожалению, это временно):

Слайд 50

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 50
Часть 1глава 5
Сон о лошади не помогает Раскольникову полностью вернуть былую человечность: молодой человек уже находится под магнетизмом своей теории. Даже душераздирающий сон про несчастную лошадку не спасает его от страшного шага, от преступления: "... победа добра не прочна. Идея уже проникла в подсознание и, после последней вспышки бунта, становится движущей силой, роком. Герой не управляет своей жизнью — он влеком; таинственные случаи неуклонно ведут убийцу к жертве. Случайно попадает он на Сенную и случайно узнает, что завтра в семь часов старуха будет одна...»

Слайд 51

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 51
Анализ сна Раскольникова
Родион Раскольников погружается в мир своего детства. Каким открывается перед нами душевный мир семилетнего ребёнка? Какие события происходят в эпизоде? Что необычного находим у кабака? О чём говорит этот сон? Почему именно такой сон, по замыслу Достоевского, приснился Раскольникову?

Слайд 52

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 52
Часть 1глава 5
Накануне преступления Раскольникову снится сон о лошади, которую забивают до смерти кнутом. Судя по всему, будучи маленьким мальчиком, Раскольников вживую видел убийство лошади и это воспоминание сохранилось в его голове. Этот сон как будто напоминает Раскольникову о том, что он способен чувствовать жалость и сострадание к живому существу: «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, еще в их городке…» «…в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка…» «…Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…» Сон отражает двойственность натуры Раскольникова (как и любого человека). Во сне Раскольников испытывает жалось к лошадке, к животному. Но при этом в реальной жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не испытывает.

Слайд 53

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 53

Слайд 54

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 54
Часть 1глава 6
Он вспоминает, что по такому же странному совпадению, случайно слышал недавно в одном трактире разговор двух бильярдистов. (См. полный текст разговора офицера со студентом.) Один из них уверял: нет никакого греха в том, чтобы «убить вредную старуху Алёну и забрать её деньги, если потом загладить это крошечное преступление тысячами сделанных на эти средства добрых дел». Раскольникова поразило тогда полное сходство этих мыслей с его собственными. (См. Теория Раскольникова, Крушение теории Раскольникова, В чём ошибочность теории Раскольникова?) На следующий день он долго и тревожно спит, просыпается поздно вечером – и в возбуждении от того, что удобное время уходит, незаметно берёт в каморке дворника топор и торопится на преступление. (См. подробнее.)

Слайд 55

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 55
Часть 1глава 6
Сон Раскольникова об Африке — текст, эпизод, фрагмент, отрывок (часть 1 глава VI) Он съел немного, без аппетита, ложки три-четыре, как бы машинально. Голова болела меньше. Пообедав, протянулся он опять на диван, но заснуть уже не мог, а лежал без движения, ничком, уткнув лицо в подушку. Ему всё грезилось, и всё странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают. Он же всё пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку…

Слайд 56

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 56
Часть 1глава 6
Вдруг он ясно услышал, что бьют часы. Он вздрогнул, очнулся, приподнял голову, посмотрел в окно, сообразил время и вдруг вскочил, совершенно опомнившись, как будто кто его сорвал с дивана. На цыпочках подошел он к двери, приотворил ее тихонько и стал прислушиваться вниз на лестницу. Сердце его страшно билось. Но на лестнице было всё тихо, точно все спали… Дико и чудно показалось ему, что он мог проспать в таком забытьи со вчерашнего дня и ничего еще не сделал, ничего не приготовил…

Слайд 57

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 57
Часть 1глава 6
Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В этом сне герой видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок: «Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…» Этот сон представляет собой полный контраст с реальной жизнью Раскольникова — жалкой, бесцветной и серой.

Слайд 58

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 58
Часть 1глава 6
Сон об Африке снится Раскольникову накануне преступления, когда герой находится в болезненном состоянии. В этом сне Раскольников видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок. «...Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…” Этот сон представляет собой полный контраст реальной жизни Раскольникова - жалкой, бесцветной и серой.

Слайд 59

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 59
Часть 1глава 7
Войдя в квартиру процентщицы, Раскольников отдаёт ей «заклад», и когда она отворачивается, убивает её ударом топора по голове. Он бежит в спальню искать деньги и ценности, но вдруг слышит шорох в комнате, где лежит старуха. Родион бросается туда – и видит вернувшую Лизавету. Он убивает топором и её. (См. текст сцены убийства.) Но по лестнице в подъезде кто-то подходит к квартирной двери и начинает звонить. Вскоре подходит ещё один гость и замечает, что дверь заперта изнутри – почему же её не открывают?! Двое звонивших бегут вниз за дворником. Раскольников выскальзывает на лестницу и слышит: навстречу ему уже идут! Но квартира этажом ниже, где до этого красили рабочие, теперь оказывается пустой. Убийца юркает туда, дожидается, пока шедшие навстречу поднимаются выше, скрывается незамеченным и, придя домой, забывается во сне, похожем на бред. (См. подробнее.)

Слайд 60

История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевского, слайд 60
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.