Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Лирическая дерзость» А.А.Фета
Как беден наш язык! – Хочу и не могу. –
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною…
Слайд 2
Взгляд на сущность искусства
Писатель-реалист И.С. Тургенев считал, что к поэзии, как и вообще ко всему, надо подходить с точки зрения «разума».
Поэт-романтик А.А.Фет противопоставлял «разуму» «бессознательный инстинкт» (т.е. вдохновение), пружины которого от нас скрыты.
Слайд 3
Импрессионизм поэтики А.Фета
Он стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений.
Его стихи создавали настроение,
как картины импрессионистов.
Основной прием - психологический параллелизм.
Слайд 4
« …до судороги не понимаю», - писал И.С. Тургенев
об импрессионистской манере письма А.А.Фета.
А что такое «ИМПРЕССИОНИЗМ»?
Слайд 5
Всё началось в 60-е годы XIX в. В Париже. В Салоне (знаменитая выставка) были представлены картины художников, которых И.Репин назвал храбрецами, французская пресса – «бандой сумасшедших». Критика их работы назвала «мазнёй».
Клод Моне
Эдуард Мане
Эдгар Дега
Огюст Ренуар
Слайд 6
О.Ренуар. Скалы в Гернсее.1883 г.
Слайд 7
Э. Мане. Молодая девушка в саду. 1880 г.
Слайд 8
Э.Дега «Голубые танцовщицы»
Слайд 9
С появлением в 1872 году картины Клода Моне «Впечатление.
Восход солнца»
всем стало понятно ,
что эти художники стремились передать впечатления о жизни.
От французского слова «impression» - «впечатление» направление получило название в искусстве
XIX в. – первой половины XX в. –
«ИМПРЕССИОНИЗМ».
К.Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872)
Слайд 10
Импрессионизм (характерные особенности)
зафиксирован момент, впечатление от увиденного;
необычная композиция, расположение фигур;
нечёткие, размытые линии;
внесён пленэр, т.е. воздух, прозрачность, лёгкость;
запечатлена вибрация воздуха и света;
использованы чистые, яркие цвета.
Слайд 11
В литературе импрессионизм не сложился в направление.
В литературе можно говорить о нём как о явлении или стиле того или иного поэта, писателя.
Стиль Фета называют импрессионизмом в поэзии. Он первым уловил это новое веяние в искусстве и в своих стихах предвосхитил
XX век удивительной игрой со словом, которой ещё не знала поэзия.
А.Фет внёс в поэзию своё самоценное слово, «непонятную лирическую дерзость». (Л.Толстой)
Слайд 12
Как проявилась «лирическая дерзость» в стихотворении «Над озером лебедь в тростник протянул…»?
Над озером лебедь в тростник протянул,
В воде опрокинулся лес,
Зубцами вершин он в заре утонул,
Меж двух изгибаясь небес.
И воздухом чистым усталая грудь
Дышала отрадно. Легли
Вечерние тени. – Вечерний мой путь
Краснел меж деревьев вдали.
А мы – мы на лодке сидели вдвоём
Я смело налёг на весло,
Ты молча покорным владела рулём,
Нас в лодке как в люльке несло.
И детская чёлн направляла рука
Туда, где, блестя чешуёй,
Вдоль сонного озера быстро река
Бежала змеёй золотой.
Уж начали звёзды мелькать в небесах…
Не помню, как бросил весло,
Не помню, что пёстрый нашёптывал флаг,
Куда нас потоком несло!
Слайд 13
Своеобразие пейзажных зарисовок
Необычный ракурс предметов («лебедь в тростник протянул», «в воде опрокинулся лес»);
Нет чёткости изображения («в заре потонул», «меж двух изгибаясь небес»);
Яркие краски, передающие вечерний колорит. Вибрация цвета («путь краснел», «блестя чешуёй», «пёстрый флаг»);
Игра света и теней («вечерние тени», «начали звёзды мелькать в небесах»);
вибрация воздуха ( эпитет «чуткий воздух»).
Пейзажи Фета воздушны, в них много света.
В литературоведении есть термин -
фетовский пленэр
Слайд 14
Стремление зафиксировать «трепет жизни»
Тождество состояния природы и внутреннего мира человека («вечерние тени – «вечерний мой путь», «нас в лодке как в люльке несло», «сонное озеро» - «не помню, как бросил весло», «нас потоком несло», «воздухом чистым» «грудь дышала отрадно»);
Психологический параллелизм («а мы – мы на лодке сидели…») помогает почувствовать состояние двух влюблённых как единое целое;
Метафора – «быстро река бежала» напоминает о быстротечности жизни;
Метафоричные эпитеты («усталая грудь», «покорный руль»);
Анафора(«не помню…») придаёт напряжённость стихотворению;
Безличный глагол «несло», употреблённый дважды, подчёркивает динамику;
Эмоциональный настрой в конце стихотворения достигает кульминации.
Слайд 15
Что роднит лирику Фета с импрессионизмом
в живописи?
Стремление передать впечатление от мимолётных явлений жизни;
Зафиксировать «трепет жизни», показать мир в его подвижности, изменчивости;
Передать тождество состояния природы и внутреннего мира человека;
Способность передать красочную прелесть природы и богатство человеческой души;
Поиск новых способов поэтической выразительности:
О, если б без слова
Сказаться душой было можно!
Слайд 16
Три поэтических предмета:
природа,
любовь
песня —
тесно связаны между собой, проникая друг в друга и образуя фетовскую
Вселенную
красоты.