Презентация - «Лирическая дерзость» А.А. Фета

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

«Лирическая дерзость» А.А.Фета
Как беден наш язык! – Хочу и не могу. – Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною…

Слайд 2

Взгляд на сущность искусства
Писатель-реалист И.С. Тургенев считал, что к поэзии, как и вообще ко всему, надо подходить с точки зрения «разума».
Поэт-романтик А.А.Фет противопоставлял «разуму» «бессознательный инстинкт» (т.е. вдохновение), пружины которого от нас скрыты.

Слайд 3

Импрессионизм поэтики А.Фета
Он стремился запечатлеть не сами движения любовного чувства и природы, а впечатления от этих движений. Его стихи создавали настроение, как картины импрессионистов. Основной прием - психологический параллелизм.

Слайд 4

« …до судороги не понимаю», - писал И.С. Тургенев об импрессионистской манере письма А.А.Фета. А что такое «ИМПРЕССИОНИЗМ»?

Слайд 5

Всё началось в 60-е годы XIX в. В Париже. В Салоне (знаменитая выставка) были представлены картины художников, которых И.Репин назвал храбрецами, французская пресса – «бандой сумасшедших». Критика их работы назвала «мазнёй».
Клод Моне
Эдуард Мане
Эдгар Дега
Огюст Ренуар

Слайд 6

О.Ренуар. Скалы в Гернсее.1883 г.

Слайд 7

Э. Мане. Молодая девушка в саду. 1880 г.

Слайд 8

 Э.Дега «Голубые танцовщицы»

Слайд 9

С появлением в 1872 году картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» всем стало понятно , что эти художники стремились передать впечатления о жизни. От французского слова «impression» - «впечатление» направление получило название в искусстве XIX в. – первой половины XX в. – «ИМПРЕССИОНИЗМ».
К.Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872)

Слайд 10

Импрессионизм (характерные особенности)
зафиксирован момент, впечатление от увиденного; необычная композиция, расположение фигур; нечёткие, размытые линии; внесён пленэр, т.е. воздух, прозрачность, лёгкость; запечатлена вибрация воздуха и света; использованы чистые, яркие цвета.

Слайд 11

В литературе импрессионизм не сложился в направление. В литературе можно говорить о нём как о явлении или стиле того или иного поэта, писателя. Стиль Фета называют импрессионизмом в поэзии. Он первым уловил это новое веяние в искусстве и в своих стихах предвосхитил XX век удивительной игрой со словом, которой ещё не знала поэзия. А.Фет внёс в поэзию своё самоценное слово, «непонятную лирическую дерзость». (Л.Толстой)

Слайд 12

Как проявилась «лирическая дерзость» в стихотворении «Над озером лебедь в тростник протянул…»?
Над озером лебедь в тростник протянул, В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в заре утонул, Меж двух изгибаясь небес. И воздухом чистым усталая грудь Дышала отрадно. Легли Вечерние тени. – Вечерний мой путь Краснел меж деревьев вдали. А мы – мы на лодке сидели вдвоём Я смело налёг на весло,
Ты молча покорным владела рулём, Нас в лодке как в люльке несло. И детская чёлн направляла рука Туда, где, блестя чешуёй, Вдоль сонного озера быстро река Бежала змеёй золотой. Уж начали звёзды мелькать в небесах… Не помню, как бросил весло, Не помню, что пёстрый нашёптывал флаг, Куда нас потоком несло!

Слайд 13

Своеобразие пейзажных зарисовок
Необычный ракурс предметов («лебедь в тростник протянул», «в воде опрокинулся лес»); Нет чёткости изображения («в заре потонул», «меж двух изгибаясь небес»); Яркие краски, передающие вечерний колорит. Вибрация цвета («путь краснел», «блестя чешуёй», «пёстрый флаг»); Игра света и теней («вечерние тени», «начали звёзды мелькать в небесах»); вибрация воздуха ( эпитет «чуткий воздух»). Пейзажи Фета воздушны, в них много света. В литературоведении есть термин - фетовский пленэр

Слайд 14

Стремление зафиксировать «трепет жизни»
Тождество состояния природы и внутреннего мира человека («вечерние тени – «вечерний мой путь», «нас в лодке как в люльке несло», «сонное озеро» - «не помню, как бросил весло», «нас потоком несло», «воздухом чистым» «грудь дышала отрадно»); Психологический параллелизм («а мы – мы на лодке сидели…») помогает почувствовать состояние двух влюблённых как единое целое; Метафора – «быстро река бежала» напоминает о быстротечности жизни; Метафоричные эпитеты («усталая грудь», «покорный руль»); Анафора(«не помню…») придаёт напряжённость стихотворению; Безличный глагол «несло», употреблённый дважды, подчёркивает динамику; Эмоциональный настрой в конце стихотворения достигает кульминации.

Слайд 15

Что роднит лирику Фета с импрессионизмом в живописи?
Стремление передать впечатление от мимолётных явлений жизни;
Зафиксировать «трепет жизни», показать мир в его подвижности, изменчивости;
Передать тождество состояния природы и внутреннего мира человека;
Способность передать красочную прелесть природы и богатство человеческой души;
Поиск новых способов поэтической выразительности:
О, если б без слова Сказаться душой было можно!

Слайд 16

Три поэтических предмета: природа, любовь песня — тесно связаны между собой, проникая друг в друга и образуя фетовскую Вселенную красоты.

Слайд 17