Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Лингвистическая разминка
Повторим!
1. Найдите словосочетания со связью согласования, управления, примыкания.
2. Найдите нарушение в употреблении предлогов с существительными.
3. Цифровой диктант
Слайд 4
(16)… Музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку. (18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами. (по В.П.Астафьеву)
Слайд 5
Беседа по вопросам
1. Докажите, что перед вами текст.
2.Средство связи:
а) местоимение
б) однокоренные слова
в) повторяющиеся слова
г) вводные слова
д) частицы
Слайд 6
Выразительная разминка
Слайд 8
Работа в паре
Задания. Найти в тексте:
1 вариант - эпитеты и метафоры,
2 вариант - олицетворение и сравнение
Индивидуальная работа- найти в тексте эмоциональные выражения
Слайд 9
Проверка
Эпитеты -
чистая жалость
грязная изнанка
вечное небо
старая музыка
Метафоры -
купол пожара
огонь войны
Олицетворения -
музыка не плакала , звала, заставляла
ночь укрыла
Сравнения -
музыка разворачивала душу, как огонь разворачивал дома
Эмоциональные выражения -
музыка закаменела
взлеты к небу, к звезде,
растворилась в сердце
горло сдавило
горящие развалины
Слайд 10
1 вариант
Объясните значение слов:
скорбный
мрачный
2 вариант
Подберите синонимы к словам:
восторг
плакать
вечный
Слайд 11
Дифференцированная работа
1 уровень – базовый
Задание:
1. Вставить пропущенные буквы.
2. Выполнить синтаксический и пунктуационный разборы.
2 уровень – продвинутый
Задание:
1. Расставьте знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
2. Укажите виды подчинительной связи.
3 уровень – углубленный
Задание:
Слайд 12
Диалог с текстом. Компрессия мини-текста
Сжатие текста.
Это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.
Слайд 13
Исключение
вводных слов;
однородных членов предложения;
повторов;
однотипных примеров;
риторических вопросов и восклицаний;
цитат;
деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
пояснений;
рассуждений;
описаний;
слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
Слайд 14
При исключении необходимо
Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Слайд 15
Обобщение или объединение
парцеллированных предложений;
ряда предложений, связанных одной мыслью;
частей предложений;
конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
Слайд 16
Замена
однородных членов обобщающим словом;
сложного предложения – простым;
части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
прямой речи – косвенной;
части текста одним предложением;
части предложения местоимением и т.д.
Слайд 17
При замене необходимо
Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
Сформулировать получившееся предложение.
Слайд 18
1 вариант:
(16)… Музыка та же, и я вроде тот же, и горло мое сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости чистой, детской, из которой рождалась любовь к земле родной, к своим близким. (17)Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку.
Слайд 19
2 вариант:
(18)Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого-то, видимо, старая музыка не плакала, а как будто повернулась иной ко мне стороною, звуча древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они под крышу в свой дом, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало взрывами.
Слайд 20
Задания
Выделить основную и второстепенную информацию.
Письменно записать микротему.
Устно компрессировать текст.
Указать приемы компрессии.
Слайд 21
Домашнее задание
Написать сочинение-рассуждение.
Объяснить смысл фразы:
«Музыка заставляла что-то делать, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами»
Слайд 22
Рефлексия
На уроке я работал активно пассивно
Своей работой я на уроке доволен недоволен
Урок показался мне коротким длинным
Материал урока был мне понятен непонятен
Моя оценка за урок 1 2 3 4 5
Слайд 23
Спасибо за
внимание