Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Проблема текста
Готовимся к ЕГЭ
Презентация выполнена
учителем русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №3» г.Саров
Васьковой Ольгой Валерьевной
Слайд 2
Определение
Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения.
Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.
Слайд 3
Пояснение
Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Что такое счастье?», «В чем смысл жизни?».
Проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.
Слайд 4
Категории (виды) проблем
Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.
Социальные проблемы касаются устройства жизни общества.
Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.
Слайд 5
Алгоритм выполнения
1. Проанализируйте поступки, отношения, речь героев.
1. Выявите основную мысль текста.
2. Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях.
2. Запишите ее в виде законченного предложения.
3.Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм.
3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.
4. Сформулируйте проблему, используя выделенные ключевые слова.
Слайд 7
Как сформулировать проблему?
Слайд 8
Как сформулировать проблему?
Определяя проблему следует помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором.
Сформулировать проблему следует так, чтобы она охватывала не только случай, рассматриваемый в тексте, но и многие подобные ситуации.
Слайд 9
Как сформулировать проблему?
Если сформулировать проблему не удаётся, подумайте о следующем:
Основная мысль текста – это ответ на некоторый вопрос, над которым размышлял автор. На какой вопрос отвечает автор своим текстом?
ЭТОТ ВОПРОС И ЕСТЬ ПРОБЛЕМА!
Слайд 10
Употребление слова ПРОБЛЕМА в контексте
ПРОБЛЕМА чего: войны, мира, экономики, образования, воспитания.
ПРОБЛЕМА сложная , трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, нравственно-этическая.
Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, значение, важность, сложность какой-либо ПРОБЛЕМЫ.
Точка зрения на какую-либо ПРОБЛЕМУ.
Коснуться какой-либо ПРОБЛЕМЫ.
Уделить внимание какой-либо ПРОБЛЕМЕ.
Над какой-либо ПРОБЛЕМОЙ думать, работать.
Какая-либо ПРОБЛЕМА возникает, встаёт, представляет интерес, заслуживает внимания, ждёт решения.
Слайд 14
Ещё раз о проблеме…
ТЕМА – то, о чем говорится в тексте.
ПРОБЛЕМА – это основной вопрос,
который рассматривает автор в этом тексте.
Например: Тема – чтение книг. Проблема – потеря интереса к чтению художественной литературы.
Проблема словно «вытекает» из темы!
Слайд 15
АНАЛИЗИРУЕМ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ БУДУЩЕЙ РАБОТЫ
К1. Формулировка проблем исходного текста.
Баллы по этому критерию ставятся, если:
Вы правильно поняли проблематику текста и не допустили фактические ошибки при формулировании одной из проблем.
Вы сформулировали проблему предельно четко и понятно. (Иногда экзаменуемые расширяют или сужают проблему.)
Слайд 16
Попробуем сформулировать проблемы исходного текста
Время, очевидно, идёт быстрее, чем человеку кажется.
Заметьте: если вы спросите у кого бы то ни было, сколько времени идти до такого-то места, никогда вам не скажут больше, а скажут меньше. Если вам скажут, что идти туда минут двадцать пять, значит, знайте, что на самом деле вы затратите на дорогу не меньше сорока.
Но ещё более это заметно на другом. «Я приду через пять минут», -- говорит человек. Будьте уверены, что он придёт в лучшем случае через 15, хотя, когда он говорил, ему казалось, что он придёт именно через пять.
Всегда кажется, что времени у нас больше, чем на самом деле, и что идёт оно медленнее, чем нам кажется.
(В. Солоухин)
Слайд 17
Типовые конструкции
Автор поднимает проблему…
Автор затрагивает очень важную проблему…
Автора текста волнует проблема…
Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..
Текст … заставил меня задуматься над проблемой…
Неверно выделенная проблема
ставит под удар все сочинение
(1-2 предложения)
Слайд 18
ПРОВЕРЯЕМ:
Понята ли тема и проблематика исходного текста?
Сформулирована ли одна из проблем исходного текста?
Нет ли фактических ошибок при формулировании проблемы?
Удачна ли формулировка?
Понятна ли формулировка для читателя?
Слайд 19
ПРОВЕРЯЕМ:
Формулировки проблем
Точная.Узкая.Широкая
Восприятие времени человеком.Почему люди опаздывают.Человек и время
Из таблицы видно, что при формулировании проблем текста В. Солоухина можно допустить ошибку: сузить или расширить формулировку проблемы.
Рассуждение автора посвящено вопросу восприятия времени человеком (см. предложения первое и последнее), а не причинам опоздания людей (об этом говорится в тексте, но лишь для иллюстрации тезиса, заявленного в первом предложении).
Слайд 21
Самостоятельная работа
Прочитайте текст, вычлените проблему, поднимаемую автором.
В автомобиле вдруг закипела вода. Если бы я прозевал, мотор вышел бы из строя, потому что расплавились бы подшипники. Я остановил автомобиль, поднял капот и вскоре нашёл, что ослаб хомутик, обжимающий резиновую трубку. Большая часть воды из-за этого утекла, а её остатки закипели. Плоскогубцами я затянул хомутик, налил новой воды и поехал дальше. Неисправность оказалась пустяковой, хотя она и могла привести к гибели мотора.
Вероятно, иногда внутри нас возникают ещё более незначительные неисправности, но мы погибаем от них, потому что нельзя было «открыть капот и подтянуть плоскогубцами».
(В. Солоухин)
Слайд 22
(1) Недопустимо называть эрзац-культуру, заменители, суррогаты искусством. (2) Кесарю кесарево, классика вечна, а всякий эрзац - не более чем удовлетворение искалеченного вкуса. (3) Это как дождь в жару: прошёл - всё мгновенно высохло, а потом никто и не догадается, что моросило.
(4) Вы ведь спрашиваете в магазине, рассматривая изящную сумку или красивые ботинки: «Что это - кожа или заменитель?» (5) Так и здесь: на всю продукцию безумного конвейера певцов под «фанеру» и сериалов для узколобых надо ставить маркировку «эрзац» с разъяснением: «Смотреть, если хочешь стать дебилом».
(6) Классика тем и неповторима, что спустя эпохи ты в ней улавливаешь созвучие времени, в котором живёшь. (7) И не стоит её обвешивать модернистскими блёстками. (8) Не надо Городничего в «Ревизоре» одевать в костюм десантника, полагая, что этим вы осовременили Гоголя. (9) Это свидетельство не прорыва, а полной режиссёрской беспомощности. (10) Чем быстрее мы опомнимся, восстановим значимость всего истинного, по-настоящему талантливого, непреходящего, классического, тем больше у нас будет шансов отстоять духовность России. (11) Оболваненная нация никогда не совершит прорыва.
(По О. Попцову.)
ответ
Слайд 23
Самостоятельная работа
Прочитайте текст, вычлените проблему, поднимаемую автором.