Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
НЦИО
Национальный центр инноваций в образовании
ЕГЭ-2016
Комментируем сформулированную проблему текста
Слайд 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера- иллюстрации из прочитанного текста,
которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы
исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны
или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста.
Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую
очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные
наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких
бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Слайд 3
Обратите внимание!
Необходимо сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста.
(Не затронутых, не упомянутых, а поставленных!)
Ставить – перен. Выдвигать, предлагать для решения, выполнения, рассмотрения, обсуждения. С. задачу перед кем-н. С. твердые сроки. Правильно с. вопрос.
Затронуть – перен. Излагая, обратить мимоходом внимание на что-н. Затронуть проблему взаимоотношения поколений.
Упомянуть - назвать, коснуться кого-чего-н. в речи. У. о вчерашнем событии.
Слайд 4
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Баллы
Сформулированная экзаменуемым проблема
прокомментирована с опорой на исходный текст.
Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного
текста, важных для понимания проблемы.
Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы
исходного текста, в комментарии нет 3
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с
опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл 1 пример из прочитанного
текста, важный для понимания проблемы. Фактических ошибок, связанных с
пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет 2
Сформулированная экзаменуемым проблема текста прокомментирована с
опорой на исходный текст, но экзаменуемый не привёл ни одного примера
из прочитанного текста, важного для понимания проблемы, или в комментарии
допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием проблемы
исходного текста 1
Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована или
прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии
допущено более одной фактической ошибки, связанной с пониманием
исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная
экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ
текста или его фрагмента, или вместо комментария цитируется большой
фрагмент исходного текста 0
Слайд 5
Обратите внимание!
Комментарий должен осуществляться ТОЛЬКО с опорой на прочитанный текст. При этом полнота опоры на исходный текст выражается в количественном отношении. Чтобы получить высший балл по данному критерию, экзаменуемый должен привести два примера-иллюстрации из прочитанного текста.
Под иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста на основе привлеченного текстового материала.
...Проблема, содержащаяся в исходном тексте, может быть прокомментирована учеником
при обозначении проблемы;
свободно представлена в любой части сочинения.
«Учебно-методические материалы для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом»
Слайд 6
Что такое комментарий?
Комментарии – рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова.
Комментарий – 1. пояснения; 2. примечания; 3. толкование.
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник.
Независимо от того, для какой читательской категории комментарий предназначен, он не представляет собой чего-то автономного от текста… Комментарий – сателлит текста.
Рейсер С.А. Палеография и текстология нового времени.
Комментарий к сформулированной проблеме – это необходимая часть аналитико-синтетической работы, которая демонстрирует умения экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста.
Слайд 7
Приёмы логического мышления
Анализ - это прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны.
Синтез - соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта как единого целого.
Слайд 8
Специфика сочинений-рассуждений с элементами толкования смысла
Интерпретация исходного текста актуальна и как процесс, позволяющий понять замысел автора, и как результат, отраженный в сочинении в виде комментария проблемы исходного текста и формулировки выраженной в нем авторской позиции.
Предмет речи в нём – проблема, над которой размышляет автор исходного текста.
Это текст, созданный на базе другого текста путем преобразования его содержательной структуры.
Он обладает особыми функциональными характеристиками и решает специфическую коммуникативную задачу.
Слайд 9
Опора на коммуникативные умения в работе над комментарием к проблеме
Вид работы
Обучение конспектированию
Обучение реферированию
Составление аннотации
Сформированные умения
Умение фиксировать основные положения текста
Умение кратко передавать содержание текста, находить его ключевые фрагменты
Умение обобщать содержание первоисточника
Слайд 10
Примеры-иллюстрации как аргументы фактологического типа
Обращение к аргументации как логико-коммуникативному процессу, служащему обоснованию определенной точки зрения является необходимым условием подготовки ученика к написанию сочинения-рассуждения.
Аргументы фактологического типа – извлечения из интерпретируемого текста.
В процессе интерпретации текста важна именно фактологическая аргументация, так как экзаменуемому необходимо показать, что его осмысление исходного текста основано на конкретных фактах.
Обратите внимание!
Слайд 11
Аргументы в сочинениях ОГЭ по русскому языку
Задание 15.1 2 аргумента из ТЕКСТА с номерами предложений или цитатами.
Задание 15.2 2 аргумента из ТЕКСТА: номера предложений или цитирование.
Задание 15.3 2 варианта аргументов:
Один – из ТЕКСТА, а второй – из ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА.
Два аргумента из текста.
15.1
15.2
15.3
Слайд 12
От задания 15.3 ОГЭ – к комментарию проблемы на ЕГЭ
Задача экзаменуемого – показать, что он понимает значение предложенного для анализа понятия, раскрывает его ценностный смысл, выявляет те семантические оттенки, которые актуализированы в предложенном тексте.
«Учебно-методические материалы
для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом»
Распространённой ошибкой в комментировании является поверхностное прочтение исходного текста: экзаменуемый связывает лексико-грамматической связью ключевые слова исходного текста, оставив в стороне нравственную суть проблемы, ее противоречивый характер, драматическую остроту. Бедность комментария в данном случае обусловлена … недостаточностью общекультурных знаний о данной проблеме, что не позволяет увидеть эту проблему в всей ее широте. Отсутствие нужных знаний приводит к еще одной ошибке по критерию К2 – неосознанному отступлению от темы: ученик пишет не о том, о чем говорится в тексте, а о том, о чем он может написать…
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года»
Слайд 13
От задания 15.3 ОГЭ – к итоговому сочинению
ОГЭ.
Задание 15.3
ЕГЭ.
Комментарий к
проблеме
ЕГЭ.
Итоговое
сочинение
Построение целостной
ценностной картины
мира ученика на основе
освоения
нравственных понятий
(концептов)
«Авторскую картину
мира, в рамках которой
реализуется
оригинальный авторский
замысел, можно представить
в виде структурированной
совокупности концептов».
Щирова И.А., Гончарова Е.А
«Многомерность текста:
понимание и интерпретация»
Каким предстает
данный концепт в
художественной
картине мира
писателя?
Концепт - «свёрнутый
текст» (Л.Н. Мурзин);
задача ученика – творчес-
кое «развертывание»
этого текста в сочинении-
рассуждении.
Понятие «художественный
концепт» позволяет
рассмотреть в единстве
художественную картину мира
писателя в рамках
анализируемого контекста и
ценностный мир
личности читателя-школьника.
Слайд 14
(1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
(3) Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4) Что это значит — духовная жажда? (5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книги или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъемно, в этом его назначение. (14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот. (17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовем их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик)
Симон Львович Соловейчик — выдающийся российский теоретик педагогики, журналист, писатель, общественный деятель.
Слайд 15
Ключевые предложения абзацев Проблемы
1)Даже самые развитые люди…глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим…
(4) Что это значит — духовная жажда? Проблема духовности
(5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (7) Интеллигентность — не образованность, а духовность. 10) Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому… Проблема подлинного содержания духовности
(13)…Может быть бездуховным само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъемно, в этом его назначение. Проблема духовности и бездуховности в искусстве
(21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные … (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…
Проблема духовного совершенствования
Слайд 16
Формулируем проблему Формулируем проблему
В виде предложения-тезиса
Симон Соловейчик, известный писатель и педагог, размышляет над проблемой духовности и бездуховности.
2. В виде вопросительного предложения В чём заключается истинная духовность человека? Может ли быть духовным искусство? Эти вопросы, поставленные выдающимся российским теоретиком педагогики, раскрывают суть главной проблемы текста: чего жаждет человек, испытывающий духовное томление?
3. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста.
“Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте”, — пишет С.Соловейчик в своей статье, раскрывая проблему духовности и бездуховности.
Слайд 17
Работаем с текстом публицистического стиля
О чём размышляет автор?
Какова цель его размышлений?
Какими понятиями (явлениями, фактами) пользуется автор в ходе рассуждения?
На какие предложения, значимые для раскрытия заявленной проблемы, следует обратить внимание?
Какие явления, понятия, факты сопоставляет (противопоставляет, поясняет, детализирует, выделяет и т.д) автор? Какова роль этих приёмов в раскрытии аспектов сформулированной Вами проблемы?
Какие тезисы (суждения) автор выдвигает и аргументирует?
Какими примерами-иллюстрациями из текста можно подтвердить наличие сформулированной Вами проблемы?
Слайд 18
Духовность
образованность,
культура поведения,
работоспособность,
доброта,
соблюдение моральных законов,
способность любить и надеяться
?
«не мучается душа»
не
Работа с опорным конспектом
Вопросы
1-2 абзацы
“Что это значит — духовная жажда?”
Слайд 19
Искусство
(театр, книги, музеи, выставки…)
бездуховность
нет стремления к правде и добру
есть стремление к правде и добру
духовность
развлечение, способ
убить время
собеседник, союзник, поддержка духа, укрепление веры в добро, правду, красоту
2 абзац
Может ли искусство быть бездуховным?
Слайд 20
Работа с опорным конспектом
3 абзац
Можно ли считать духовным доброго и работящего человека?
Если безмятежна душа человека и он не стремится выйти за круг бытовых проблем, то нельзя.
Слайд 21
Желания (стремления)
бесконечные
конечные
Осуществимы во времени:
приобрести,
получить,
достичь,
стать…
сфера быта
«Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте...»
сфера духа; путь духовного самосовершенствования
4 абзац
“Чего жаждет человек, когда у него духовное томление?
Слайд 22
Три начала духовности
Познавательное Нравственное Эстетическое
Поиск правды, познание и осознание мира
Творение добра, стремление к бескорыстной помощи
Осознание и восприятие красоты (прекрасного)
Накопленные знания впоследствии ложатся в основу духовных ценностей.
Компонент, без которого духовность немыслима. Благодаря
нравственности жизнь приобретает смысл и ценность, осознанием чего и является духовность.
Способом удовлетворения потребностей «высшего» порядка являются искусство, культура. Эстетическая способность человека является проявлением духовного потенциала.
Духовность является мотивирующей силой в жизни человека.
«Все труды человека для рта его, а душа его не насыщается»
(Библия, Екклесиаст 6:7)
Слайд 23
Абзац. Тематическое предложение в абзаце
Тематическое предложение абзаца выделяет предмет речи и очерчивает границы темы в абзаце. Оно содержит слово, словосочетание, часть предложения или предложение, требующие распространения, детализации путем приведения
подробностей,
примеров,
указания причины,
следствия,
путем сопоставления, противопоставления
и т.п.
Слайд 24
Способы распространения темы или мысли в абзацах
1. Детализация.
2. Приведение примеров, подтверждающих мысль, высказанную в
тематическом предложении.
3. Сопоставление и противопоставление.
4. Объяснение тезиса, получившего отражение в ТП.
5. Причинное обоснование содержания ТП.
6. Указание на следствие из содержания ТП абзаца.
7. Определение понятий, введенных ТП.
8. Аналогия – распространение темы путем указания на аналог.
9. Выделение из событий, явлений, лиц, поступков, признаков и т.д.,
обозначенных в ТП абзаца, одного какого-нибудь с последующей его
детализацией.
10. Вопросно-ответный способ распространения ТП в абзаце.
11. Дополнение мысли, отраженной в ТП абзаца.
12. Указание на условие осуществления или истинности утверждения (отрицания), сделанного в ТП абзаца и т.д.
Слайд 25
Выделение из событий, явлений, поступков, признаков и т.д., обозначенных в тематическом предложении абзаца, одного какого-нибудь с последующей его детализацией. (1)Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
(3) Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4) Что это значит — духовная жажда?
Способ распространения мысли в 1-ом абзаце
Уже в первом абзаце очевиден замысел известного учителя и публициста С.Соловейчика: представить собственные рассуждения о том, что входит в понятия «духовность», «духовная жизнь».
Данный замысел находит своё воплощение в структуре и содержании текста, и, следовательно, ученик должен «расшифровать» его, анализируя текст.
В чём заключается истинная духовность человека? Что значит жить духовной жизнью? Эти вопросы раскрывают суть главной проблемы текста: что ищет человек, испытывающий «духовную жажду»?
Слайд 26
Определение понятий, введенных тематическим предложением (5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность — не образованность, а духовность.
(10) Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому.
Публицист приводит своё определение духовной жизни, где основной её мерой становится «собственное стремление» человека «к высокому».
Автор считает интеллигентность не уровнем образованности, а синонимом духовности, и это означает, что только богатство внутреннего мира, «стремление к высокому» делают жизнь человека одухотворённой.
Способ распространения мысли во 2-ом абзаце
Слайд 27
Способ распространения мысли во 2-ом абзаце
Вопросно- ответный способ распространения тематического предложения в абзаце . (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь.
Автор, раскрывая суть этого нравственного понятия, пытается разобраться, почему жизнь «самых тонких ценителей» искусства иногда нельзя назвать духовной.
Слайд 28
Объяснение тезиса (9) …Само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книги или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту.
Критерием духовности для С. Соловейчика является не «чтение книг, посещение театров и музеев», а стремление человека найти в искусстве подтверждение, что жизнь немыслима без «добра, правды, красоты».
Способ распространения мысли во 2-ом абзаце
Слайд 29
Способ распространения мысли во 2-ом абзаце
Сопоставление и противопоставление фактов, явлений, идей, изложенных в тематическом предложении, другим фактам, явлениям, идеям (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру, и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъемно, в этом его назначение.
Размышляя над понятием духовности, известный педагог приходит к выводу, что если искусство не отражает стремление человека к правде и добру, то оно тоже бездуховно.
Слайд 30
Способ распространения мысли в 3-ем абзаце
Причинное обоснование (14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
Причину бездуховности незлобивых и работящих людей автор видит в бездействии их душ, в нежелании подняться выше бытовых проблем.
Слайд 31
Способ распространения мысли в 4 – ом абзаце
Сопоставление и противопоставление фактов, явлений, идей, изложенных в тематическом предложении, другим фактам, явлениям, идеям (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать... (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовем их стремлениями: «священный сердца жар, к высокому стремленье»…
Автор, сопоставляя разные желания, делит их на «конечные» и «бесконечные». Вторые, в отличие от первых, по мнению публициста, неисчерпаемы, потому что превращаются в постоянное стремление «к высокому»
Слайд 32
Сформулированная проблема
Авторская позиция
Автор пытается осмыслить…
В поисках ответа на свой вопрос публицист выстраивает цепь собственных рассуждений о…
В своих рассуждениях известный писатель использует вопросно-ответную форму изложения. Он как бы беседует со своим читателем о….
Используя вопросно-ответную форму изложения, журналист вовлекает читателя в рассуждения о....
Публицист даёт точное определение (чему?)….
Автор сопоставляет (что с чем?), противопоставляет (что чему?), сравнивает (что с чем?)
Автор (писатель, публицист) называет причины, по которым…;
Публицист приводит примеры, подтверждающие мысль о том, что... и т.д.
Что делает автор исходного текста, раскрывая поставленную проблему ...?
Слайд 33
Задание 20
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Посещение театров и выставок, чтение книг - это духовная жизнь.
Назначение искусства – поддерживать дух человека, укреплять его веру в добро, правду, красоту.
Спокойствие души, культура поведения, образованность – отличительные черты духовного человека.
Синонимом духовности можно считать интеллигентность, подразумевающую не уровень образованности, а богатство внутреннего мира человека.
Духовность – это стремление к тому, что выходит за рамки обыденной жизни.
Ответ: 245
Слайд 34
Примеры-иллюстрации
Пример Иллюстрация
Пример – это факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения и для подкрепления сделанного обобщения. Иллюстрация – это факт или частный случай, подтверждающий, проясняющий высказанное положение.
Факты, приводимые до обобщения, – это, как правило, примеры. Один или немногие факты, следующие после обобщения, представляют собой иллюстрацию.
Различие между примером и иллюстрацией не всегда отчетливо. Не каждый раз удается решить, служит ли частный случай для обоснования общего положения или же такое положение излагается с опорой на подкрепляющие его частные случаи. Различие между примером и иллюстрацией не всегда отчетливо. Не каждый раз удается решить, служит ли частный случай для обоснования общего положения или же такое положение излагается с опорой на подкрепляющие его частные случаи.
Слайд 35
Примеры-иллюстрации
Это могут быть:
1) элементы явного цитирования,
2) элементы неявного цитирования (использование экзаменуемым авторских опорных слов и моделей синтаксических конструкций).
3) ссылки на номера предложений,
4) ссылка на абзацы,
5) элементы изложения.
Слайд 36
Как оформить примеры-иллюстрации?
Могут быть оформлены каждый в виде отдельного абзаца;
могут логично вытекать один из другого;
могут быть и в комментарии к проблеме, и после формулировки авторской позиции (в этом случае пример, как правило, подтверждает мнение автора и иллюстрирует, как оно находит свое выражение в тексте).
В любом случае примеры-иллюстрации должны подтверждать суждения экзаменуемого.
Слайд 37
«Человечество давно ищет вопрос на ответ: что значит жить духовной жизнью? Мнений по этому поводу много, все они разные и порой не всегда правильные. Не обошел вниманием эту сложную проблему и публицист С.Соловейчик, заметивший, что «даже самые развитые люди» считают, что духовный человек – это человек, интересующийся искусством.
Однако критерием духовности , по мнению автора текста, является не «чтение книг, посещение театров и музеев», а стремление человека найти в искусстве «собеседника, союзника», который укрепит его веру в самого себя, в нравственные идеалы. Но это происходит только тогда, когда в театрах и книгах он будет искать ответы на вечные вопросы о смысле жизни, утолять «духовную жажду». Именно поэтому публицист считает интеллигентность не уровнем образованности, а синонимом духовности, ведь только богатство внутреннего мира человека, его «стремление к высокому» делают жизнь одухотворённой.
С.Соловейчик также отмечает, что причиной бездуховности незлобивых и работящих людей может стать бездействие их душ, нежелание подняться выше бытовых проблем..»
Подробный комментарий включает несколько примеров-иллюстраций, представленных во втором и третьем абзацах в виде цитат, неявного цитирования (экзаменуемый использует авторские опорные слова и модели синтаксических конструкций), которые «вплетены» в текст сочинения.
Слайд 38
«В чём заключается истинная духовность? Над этой проблемой размышляет известный педагог С.Соловейчик.
В поисках ответа на данный вопрос автор выстраивает цепь собственных рассуждений о том, кого можно назвать духовным человеком. Публицист отмечает, что понятие духовности для многих людей связано лишь с посещением театров и чтением книг. Однако, уверяет автор, это справедливо только в том случае, если искусство помогает им поддерживать «собственный дух», если в нём люди ищут ответы на «вечные» вопросы.
С.Соловейчик считает, что духовность - это путь духовного самосовершенствования, «бесконечное стремление» творить добро, искать правду, испытывать «голод по красоте…»
В данном фрагменте сочинения комментарий включает несколько примеров-иллюстраций: первые два представлены во втором абзаце в виде цитаты и ссылки на информацию, содержащуюся в исходном тексте, третий и четвёртый следуют сразу после формулировки позиции автора в третьем абзаце и иллюстрируют , как она находит свое выражение в тексте.
Слайд 39
«Часто ли мы задумываемся о смысле такого понятия, как духовность? Скорее всего, нет. Почему? Видимо, потому, что не томит нас, как пушкинского лирического героя «Пророка», «духовная жажда». А вот известного педагога С.Соловейчика эта проблема заинтересовала, и он рассматривает в своей статье вопрос, что же считать подлинной духовностью.
Размышляя над сутью этого понятия, он проанализировал те явления, которые ошибочно принимают за духовность. Её, убеждён публицист, нужно отличать от культуры поведения и образованности, соблюдения моральных законов и желания трудиться (предложения 5-6, 14-16) .
Критерием духовной жизни для С.Соловейчика является не чтение книг и посещение театров, а то , что человека к этому побуждает: «его собственное стремление к высокому»…
Экзаменуемый, комментируя проблему, приводит во втором абзаце два примера-иллюстрации к высказанному утверждению о ложном понимании духовности (указывая при этом номера предложений). Третий пример – цитата в третьем абзаце - иллюстрирует представление автора о том, что считать критерием духовности.
Слайд 40
Работаем с текстом
художественного стиля
Слайд 42
Общее
Абстрактные
идеи
Автор - художественный текст
Частное
Восприятие читателя - в обратном направлении:
От конкретных
ситуаций
к
поставленной (-ым)
проблеме (-ам)
Слайд 43
Информативность как признак текста
Текст содержит информацию
О каких-либо фактах, событиях, людях
О способах авторского воздействия на читательское восприятие
Об авторе (отношение к поднятым проблемам)
О цели его создания (кому предназначен текст, чего хотел достичь автор, на какие вопросы ответить и т.д.)
Слайд 44
Обратите внимание!
Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста, так как она неодинакова по значимости и способу выражения.
Слайд 45
Виды информации в тексте
Виды информации в тексте Что содержит информация Роль данной информации
Фактуальная События, факты, герои, время и место действия, движение сюжета и т.п. Позволяет увидеть внешнюю сторону текста. Автор отбирает эту информацию и использует, чтобы передать то, что его волнует, изложить свои мысли.
Концептуальная Замысел автора, его позицию, систему взглядов, подход к фактам. Служит объединяющим началом текста, создает текст как единое целое.
Это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет.
Подтекстовая Скрытая, дополнительная информация, смысл которой содержится в отдельных словах, предложениях, фрагментах текста и становится понятным лишь в процессе переработки и анализа фактуальной и контекстуальной информации. Может основательно изменить истолкование текста, позволяет иначе, по-новому увидеть и понять его концептуальную информацию либо непосредственно, либо через фактуальную информацию.
Слайд 46
Взаимодействие разных видов информации
Факты
События
Герои
Место действия
фактуальная
концептуальная
КИ предполагает различные
варианты истолкований,
т.к. не всегда чётко и ясно
выражена словами.
Воспроизведение в
комментарии
ТОЛЬКО фактов из
текста – это ПЕРЕСКАЗ!
Слайд 47
(1)Я успел выкопать окопчик только по колено, как вдруг оглушительный хлопок
возле самого уха, как будто щелкнули пастушьим кнутом. (2)Этот звук мне был уже
знаком: разрывная пуля. (3)И медленное падение срезанной ветки тальника —
подтверждение моей догадки, хотя никакого выстрела я и не слышал. (4)Снайпер
притаился за озером и стрелял издалека. (5)В воображении я увидел себя глазами
снайпера в перекрестье оптического прицела и почувствовал всю свою беззащитность,
беспомощность перед этим черным крестиком, упавшим на мои семнадцать прожитых
лет черной тенью намогильного креста. (6)Я ощущал этот крестик на своей коже, как
будто холодное дуло карабина уперлось в мое тело. (7)Я физически ощущал эту
маленькую точку, как бы уже очерченную краснотой от вдавленного в живую плоть
металла, эту зудящую точку, куда должна войти раскаленная разрывная пуля…
(8)Опять я не услышал выстрела. (9)Пуля на этот раз шлепнулась рядом в землю,
разорвалась, и меня обдало ошметками влажного перегноя. (10)Тут я понял: третий раз
он не промажет. (11)Стрелять было бесполезно — я не видел противника, а в окопчике
мог спрятать лишь ноги. (12)Оставалось только бежать. (13)Куда? (14)Я оглянулся.
(15)В ста шагах от меня темнела распахнутая дверь бани. (16)Спасительный выход из
смерти, манящая лазейка в жизнь. (17)И я побежал.
(18)Баня стояла чуть в стороне от кустика, и я бежал под небольшим углом по
отношению к предполагаемому полету пули. (19)По ходу моего бега снайпер перемещал
перекрестье оптического прицела, стараясь удержать его на моей спине, чуть пониже
левой лопатки… (20)Стояла задумчивая тишина белой ночи, или уже наступило туманное
утро, умиротворяюще кричал где-то коростель — и меня убивали..
(21)Снайпер понял наконец, что я бегу к бане, взял в перекрестье темнеющий дверной
проем, как раз середину, на уровне моей поясницы. (22)Я бежал. (23)Убегал от пули, но
бежал под выстрел. (24)Бежал, чувствуя себя трепетной свечой на ветру, хрупким
сосудом, полным горячей крови, живой плотью, боящейся увечья, боли, смерти… (25)Еще
шаг, еще рывок… (26)Вот уже рядом распахнутая дверь предбанника. (27)Рывок — и я в
дверном проеме. (28)И раздался хлопок разрывной пули, такой оглушительный, словно
стреляли в упор, и я, продырявленный насквозь, с разорванными в клочья
внутренностями, как подкошенный упал лицом вниз. (29)И как бы все еще продолжая бег по
инерции, в порыве этого яростного бега, на животе прополз через предбанник в баню.
Слайд 48
(30)Первым делом я ощупал рану. (31)Раны не было, крови не было. (32)Промазал! (33)Чуть-чуть запоздал, чуть замешкал, рука дрогнула… (34)Во что ж попал тогда? (35)Я привстал, чтобы отодвинуться дальше от двери, и разбитый в щепки приклад автомата поволокся по полу на ремне. (36)Когда я бежал, автомат держал в правой руке, прижав к боку, как раз на уровне поясницы. (37)Что, если бы он взял чуть-чуть левее?!
(38)Потом всю жизнь сидело во мне это «что, если бы…», всю жизнь я снова и снова переживал момент выстрела, хлопка разрывной пули, как бы заново переигрывая событие и поправляя ошибку снайпера.(39)Чуть-чуть левее… (40)Пуля попадает мне в спину и, разорвав внутренности, отдельными осколками выходит спереди. (41)Я падаю и сгоряча заползаю в баню, хватаюсь за рану и, увидев кровь, понимая, чувствуя, что это мой конец, но все же на что-то еще надеясь, в страшной жажде жизни, начинаю метаться, стонать, звать на помощь… (42)И, корчась на полу, пачкаясь в луже собственной крови, умираю в банном затхлом сумраке… (43)Снайпер, вероятно, не сомневался в этом. (44)Наверное, довольно улыбнулся и закурил сигарету. (45)Какой я у него был по счету, убитый метким выстрелом русский солдат, — десятый, двадцатый?..
(46)А я вот живу. (47)И всю жизнь бегу, бегу, ощущая на спине черную тень крестика, бегу через годы к черному проему банной двери, убегаю от смерти или бегу туда, где ждет меня неотвратимый выстрел. (48) «А что, если он возьмет чуть-чуть левее!» (49)И звучит, звучит в душе моей трагически-торжественное чувство войны…
(По А.Ю.Генатулину («Сто шагов на войне»)
А.Ю.Генатулин - русский писатель ХХ века. Основные темы его произведений: Великая Отечественная война, жизнь современников писателя. В 2008 году ему присуждена Литературная премия имени Сергея Аксакова.
Слайд 49
Обратите внимание!
Это важно!
Слайд 50
Автор и рассказчик в художественном тексте
Автор Рассказчик
Создатель художественного произведения, в котором отражается его мировоззрение и реализуется индивидуальный авторский стиль. Один из персонажей произведения, от имени которого ведется повествование о судьбе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.
Реализует собственный творческий замысел, разрабатывая фабулу, выстраивая сюжет, соединяя фрагменты текста в единое композиционное целое. Принимает участие в событиях и повествует о них.
Только повествует о событиях
Может выражать авторскую позицию по отношению к описываемым событиям
Образ Р. возникает при персонифицированном повествовании от первого лица. Подобное повествование - один из способов реализации авторской позиции в художественном тексте. Образ Р. является важным средством композиционной организации текста. Образ Р. возникает при персонифицированном повествовании от первого лица. Подобное повествование - один из способов реализации авторской позиции в художественном тексте. Образ Р. является важным средством композиционной организации текста.
А
Р
Слайд 51
Формулировка проблемы и комментарий к ней
Как раскрывает автор текста данную проблему?
(Способы выражения авторского отношения к изображаемому)
Осмысление: что, кто, где, когда и др.
отправные точки для формулировки проблемы
1
2
3
Слайд 52
Что стало предметом изображения в данном тексте? Эпизод из военной жизни героя
Кто является героем событий? Семнадцатилетний солдат
В какой ситуации показан герой? Экстремальная, пограничная ситуация: жизнь-смерть
Как показан герой? Через испытание страхом и жаждой жизни
Осмысление: что, кто, где, когда и др.
1
Зачем автор избирает такой способ изображения? Показать психологию поведения человека в смертельной опасности
Слайд 53
Испытание страхом и жаждой жизни как отправные точки повествования. Проблемы, поставленные автором
проблема влияния страха на поведение человека в сложнейшей жизненной ситуации;
проблема мобилизующего свойства страха;
проблема активизирующей роли страха в экстремальных ситуациях;
проблема страха как мощного катализатора физических и духовных сил человека и т.п.
проблема осознания ценности жизни;
проблема влияния чувства самосохранения на поведение человека в смертельно опасной ситуации;
проблема стремления к жизни;
проблема любви к жизни;
проблема борьбы за жизнь и т.п.
Анализ:
аспекты душевного состояния героя,
оказавшего в смертельной опасности
Слайд 54
Испытание страхом и жаждой жизни как отправные точки повествования
Смерть Жизнь
Снайпер, разрывные пули – окопчик по колено Баня в ста шагах: «спасительный выход из смерти, манящая лазейка в жизнь».
Способ выжить – спастись бегством, укрыться в бане Способ выжить – спастись бегством, укрыться в бане
Атмосфера страха в ощущениях и эмоциях героя (примеры-иллюстрации):
цитирование: «Бежал, чувствуя себя трепетной свечой на ветру, хрупким сосудом,..живой плотью, боящейся увечья, боли, смерти».
ссылки на номера предложений: предложения 5-7, 24,28
указание номера (-ов) абзаца (-ев): абзац 4
неявное цитирование (использование экзаменуемым авторских опорных слов и моделей синтаксических конструкций): «Страх смерти обострил все эмоции героя, заставив его буквально почувствовать на спине место, куда войдёт разрывная пуля…»
Слайд 55
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Как раскрывает автор данную проблему?
(Способы выражения авторского отношения к изображаемому) :
композиция,
конфликт,
ключевые слова,
роль деталей и т.д.
Осмысление: что, где, когда?
Отправные точки для формулировки проблемы
1
2
3
Слайд 56
Каковы композиционные особенности текста?
Ретроспектива как желание автора переключить внимание читателя с внешней стороны происходящего на его глубинный смысл;
действие уплотнено во времени (считанные минуты) и пространстве (окопчик – баня);
приёмы сопоставления и противопоставления и т.д
Слайд 57
Повествование от первого лица
Рассказчик раскрывает сюжет, становится персонажем собственной истории;
это способ прямой передачи глубоко внутренних эмоций и мыслей рассказчика;
всё происходящее преломляется через сознание и восприятие рассказчика;
рассказчик не только наблюдает и оценивает, но и действует;
он рассказывает не только о других, но и о себе;
делится своими впечатлениями и оценками и т.д.
Я
Слайд 58
Основные приёмы психологизма как способа создания внутреннего мира персонажа
Повествование от первого лица создает иллюзию правдоподобия психологической картины, поскольку о себе человек рассказывает сам. «Я» повествователя выступает не только как субъект речи, но и как объект самоописания и самоизображения.
воспоминания герой выделяет важные моменты жизни и заново осмысливает жизненные явления и процессы абзац 1,2,4
предложения 38-49
самоанализ прямое называние чувств и переживаний, происходящих в душе героя «почувствовал всю свою беззащитность, беспомощность», «чувствуя себя трепетной свечой на ветру, хрупким сосудом, полным горячей крови, живой плотью, боящейся увечья, боли, смерти» и т.д.
внутренний монолог а)используется для изображения мыслей героя по поводу его эмоционального состояния;
б) эмоциональное состояние героя передается во внутреннем монологе с помощью особенностей построения внутренней речи. Предложения 33-34, 37, 39-42,
«Что, если бы он взял чуть-чуть левее?!» «Чуть-чуть левее…» «А что, если он возьмёт чуть-чуть левее!»
воображение раскрываются новые психологические состояния героя через представляемые им образы. «Я, продырявленный насквозь, с разорванными в клочья внутренностями, как подкошенный упал лицом вниз»; «Пуля попадает мне в спину и, разорвав внутренности, отдельными осколками выходит спереди. Я падаю и сгоряча заползаю в баню, хватаюсь за рану и, увидев кровь, понимая, чувствуя, что это мой конец, но все же на что-то еще надеясь, в страшной жажде жизни, начинаю метаться, стонать, звать на помощь…И, корчась на полу, пачкаясь в луже собственной крови, умираю в банном затхлом сумраке…»
предл.40-42
Слайд 59
Конфликт как основа произведения
Конфликт - это противоречие, которое оказывается движущей силой, пружиной сюжета в литературном произведении; это столкновение интересов, чувств, характеров героев, разность их убеждений и чувств.
Без конфликта нет произведения!
Виды конфликтов: - человек против человека; - человек против природы;
- человек против обстоятельств; - человек против общества; - человек против самого себя и т.д.
Слайд 60
Конфликт: человек против человека
В рассказе страх, возникающий в смертельно опасной ситуации, становится сюжетообразующим мотивом. Он определяет развитие художественной коллизии, т.к. руководит поведением героя, меняющим ход дальнейших событий.
Слайд 61
Работаем с текстом. Ключевые слова
100 шагов до спасительной двери
Я побежал (17), я бежал (18), по ходу бега (19) бегу к бане (21), я бежал (22), убегал от пули, но бежал под выстрел (23), бежал (24), ещё шаг, ещё рывок (25), рывок (27), продолжая бег..., в порыве яростного бега (29)
Мотивация выживания в обстановке страха смерти и боли является мощнейшим стимулом к спасению
(46)А я вот живу. (47)И всю жизнь бегу, бегу, ощущая на спине черную тень крестика, бегу через годы к черному проему банной двери, убегаю от смерти или бегу туда, где ждет меня неотвратимый выстрел. (48) «А что, если он возьмет чуть-чуть левее!» (49)И звучит, звучит в душе моей трагически-торжественное чувство войны…
Страх смерти остаётся на подсознательном уровне, не преодолевается и не контролируется сознанием и волей человека. Он становится основным источником жажды жизни, стремления выжить.
Слайд 62
Контраст как композиционный приём
Жизнь Смерть
семнадцать прожитых лет чёрный крестик перекрестья оптического прицела - черная тень намогильного креста
задумчивая тишина белой ночи, туманное утро, умиротворяющий крик коростеля «меня убивали»
убегал от пули, яростный бег, страшная жажда жизни бежал под выстрел
дверной проем хлопок разрывной пули
«В рассказе два времени – прошлое и настоящее. И в настоящем, как будто всплывающем из прошлого, самое главное - парадоксальное сочетание «я умираю» и «я живу». Это как будто бесконечный зацикленный диалог рассказчика с самим собой, который он раз за разом восстанавливает в памяти».
«Рассказчик пишет, что всю жизнь убегает от смерти или бежит к ней, и главное тут – движение как противопоставление самой смерти. Предложение 47 раскрывает смысл предыдущего предложения и всего того, что герой имеет в виду, говоря «я живу». Это не размеренная обычная жизнь, это бесконечный «яростный» бег через годы от смерти к жизни».
Слайд 63
Деталь в художественном тексте (предметная, цветовая)
Я увидел себя глазами снайпера в перекрестье оптического прицела...
...Почувствовал всю свою беззащитность, беспомощность перед этим черным крестиком, упавшим на мои семнадцать прожитых лет черной тенью намогильного креста.
...Ощущал этот крестик на своей коже, как будто холодное дуло карабина уперлось в мое тело.
По ходу моего бега снайпер перемещал перекрестье оптического прицела, стараясь удержать его на моей спине, чуть пониже левой лопатки…
Снайпер понял наконец, что я бегу к бане, взял в перекрестье темнеющий дверной проем, как раз середину, на уровне моей поясницы.
...Всю жизнь бегу, бегу, ощущая на спине черную тень крестика...
Художественная деталь позволяет показать психологическое состояние рассказчика, понять мотивацию его действий.
Страх
делает героя беззащитным и беспомощным, вызывает жалость к себе (5);
обостряет все чувства и ощущения (6-7);
не оставляет никакого выбора, кроме стремления убежать от смерти (12);
вызывает отчаяние (23), ярость (29);
остаётся на всю жизнь (47).
Слайд 64
Роль художественной детали
Страх мысленно пережитое умирание страх
стремление убежать от смерти, жить
...В рассказе А.Генатулина действие предельно сжато в пространстве («окопчик», в ста шагах – баня), да и события на грани жизни и смерти уплотнены до нескольких секунд, однако осязаемый накал чувств и эмоций таков, что потом он не отпускает рассказчика всю жизнь. Страх заставил героя буквально умереть: молоденький солдатик довольно натуралистично представил свою гибель: «продырявленный насквозь, с разорванными в клочья внутренностями». В предложениях 40-42 эта воображаемая сцена смерти обрастает жуткими деталями, и ужас пережитого рассказчик не может забыть даже спустя много лет. Однако страх не только приблизил героя к явственному пониманию собственной смертности, но и породил «страшную жажду жизни». Несомненно, герой так остро чувствует жизнь, потому что знает, что такое смерть.
Слайд 65
Устанавливаем связи в микротемах текста
Слайд 66
Работа над осознанием микротем предполагает установление связи между ними по определенным функционально-смысловым моделям:
1) предмет – его признак;
2) предмет – оценка предмета;
3) события – их причины;
4) события – их следствия;
5) персонаж – его действия;
6) персонаж – его интересы / увлечения;
7) персонаж – его взаимоотношения с окружающими;
8) персонаж – события его жизни;
9) явление – его эпоха;
10) явление – его оценка.
Слайд 67
Событие - следствие Событие - следствие
Абзац Комментарий
(1)Я успел выкопать окопчик только по колено, как вдруг оглушительный хлопок возле самого уха, как будто щелкнули пастушьим кнутом. (2)Этот звук мне был уже знаком: разрывная пуля…(5)В воображении я увидел себя глазами снайпера в перекрестье оптического прицела и почувствовал всю свою беззащитность, беспомощность перед этим черным крестиком, упавшим на мои семнадцать прожитых лет черной тенью намогильного креста.
(6)Я ощущал этот крестик на своей коже, как будто холодное дуло карабина уперлось в мое тело. (7)Я физически ощущал эту маленькую точку, как бы уже очерченную краснотой от вдавленного в живую плоть металла, эту зудящую точку, куда должна войти раскаленная разрывная пуля…
Писатель исследует эмоции и переживания семнадцатилетнего солдата, оказавшегося на краю смерти, – в «перекрестье оптического прицела» снайперской винтовки.
Герой физически испытывает страх: он чувствует «холодное дуло карабина», упёршееся в его тело, ощущает зудящую точку, куда войдёт пуля, и эти переживания заставляют его почувствовать собственную «беззащитность и беспомощность».
Слайд 68
Персонаж – его действия Персонаж – его действия
Абзац Комментарий
(11)Стрелять было бесполезно — я не видел противника, а в окопчике мог спрятать лишь ноги. (12)Оставалось только бежать. ….(17)И я побежал…(18)Баня стояла чуть в стороне от кустика, и я бежал под небольшим углом по отношению к предполагаемому полету пули. (19)По ходу моего бега снайпер перемещал перекрестье оптического прицела, стараясь удержать его на моей спине, чуть пониже левой лопатки… (20)Стояла задумчивая тишина белой ночи, или уже наступило туманное
утро, умиротворяюще кричал где-то коростель — и меня убивали..
(22)Я бежал. (23)Убегал от пули, но
бежал под выстрел. (24)Бежал, чувствуя себя трепетной свечой на ветру, хрупким сосудом, полным горячей крови, живой плотью, боящейся увечья, боли, смерти… (25)Еще шаг, еще рывок… (26)Вот уже рядом распахнутая дверь предбанника. (27)Рывок — и я в дверном проеме.
Ощущая себя «трепетной свечой на ветру, хрупким сосудом, полным горячей крови» и чувствуя, что жизнь его висит на волоске, рассказчик тем не менее мобилизует все свои душевные и физические силы: «Я бежал. Убегал от пули...». «Сто шагов» до распахнутой двери бани стали для него бесконечным бегом в жизнь (предл. 25-27), которую даже в ожидании близкой смерти герой чувствует особенно остро (предл.20).
Слайд 69
Событие - следствие Событие - следствие
Абзац Комментарий
(28)И раздался хлопок разрывной пули, такой оглушительный, словно стреляли в упор, и я, продырявленный насквозь, с разорванными в клочья внутренностями, как подкошенный упал лицом вниз. (29)И как бы все еще продолжая бег по инерции, в порыве этого яростного бега, на животе прополз через предбанник в баню.(30)Первым делом я ощупал рану. (31)Раны не было, крови не было. (32)Промазал! …(37)Что, если бы он взял чуть-чуть левее?!...
(38)Потом всю жизнь сидело во мне это «что, если бы…», всю жизнь я снова и снова переживал момент выстрела, хлопка разрывной пули, как бы заново переигрывая событие и поправляя ошибку снайпера.(39)Чуть-чуть левее… (40)Пуля попадает мне в спину и, разорвав внутренности, отдельными осколками выходит спереди. (41)Я падаю и сгоряча заползаю в баню, хватаюсь за рану и, увидев кровь, понимая, чувствуя, что это мой конец, но все же на что-то еще надеясь, в страшной жажде жизни, начинаю метаться, стонать, звать на помощь… (42)И, корчась на полу, пачкаясь в луже собственной крови, умираю в банном затхлом сумраке…
Детальное описание последствий выстрела, которые представляет рассказчик в предложениях 28, 40 и 42, помогает читателю понять, что юноша не раз видел смерть в самом страшном её образе, и поэтому главное в поведении героя – движение, действие, попытка убежать от неминуемой гибели.
Слайд 70
Событие - оценка Событие - оценка
Абзац Комментарий
(42)И, корчась на полу, пачкаясь в луже собственной крови, умираю в банном затхлом сумраке…
(46)А я вот живу. (47)И всю жизнь бегу, бегу, ощущая на спине черную тень крестика, бегу через годы к черному проему банной двери, убегаю от смерти или бегу туда, где ждет меня неотвратимый выстрел. (48) «А что, если он возьмет чуть-чуть левее!» (49)И звучит, звучит в душе моей трагически-торжественное чувство войны…
Рассказчик чудом избежал гибели, и именно поэтому запоздалый смертельный ужас «что, если бы...» заставляет его мчаться через годы к спасительному «чёрному проёму банной двери».
Осознание ценности жизни стало для героя более полным через переживание и осмысление смерти.
Слайд 71
От анализа – к синтезу
«...Если близорукие критики думают, что я хотел описывать только то, что мне нравится, как обедает Облонский и какие плечи у Карениной, то они ошибаются. Во всем, почти во всем, что я писал, мною руководила
потребность собрания мыслей, сцепленных между собой для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл… когда берется одна и без того сцепления, в котором она находится… нужны люди, которые показали бы бессмыслицу отыскивания отдельных мыслей в художественном произведении и постоянно бы руководили читателем в том бесчисленном лабиринте сцеплений, в котором состоит сущность искусства, и по тем законам, которые служат основанием этих сцеплений».
Л.Н.Толстой об идее романа «Анна Каренина»
вычленяемые, т. е. анализи
Вычленяемые, т.е. анализируемые элементы текста должны описываться в их системных связях. Каждый элемент в структуре текста должен вести от анализа к синтезу, т. е. к пониманию целостного текстового смысла.
Слайд 72
Комментируем только сформулированную проблему с опорой на исходный текст!
Приводимые примеры-иллюстрации должны иметь прямое отношение к сформулированной проблеме!
Не пересказываем текст, избегаем чрезмерного цитирования!
Следим за связностью и логичностью изложения!
Поставленная проблема
Аспект 1 ________ + пример 1
Аспект 2 ________ + пример 2
СХЕМА РАБОТЫ: комментарий
Слайд 73
Основные требования к цитированию
Назначение цитаты — подтвердить сказанное, но не повторять его.
У цитат, важных для понимания проблемы исходного текста, должен быть акцент на её аспекты.
Неточность цитирования или искажение цитаты приводят к фактическим ошибкам.
Включая цитату в предложение, необходимо следить за тем, чтобы она была грамматически связана с ним.
Если в цитате есть местоимение, должно быть понятно, какое слово оно заменяет.
Обратите
внимание!
Слайд 74
Назначение цитаты — подтвердить сказанное, но не повторять его
Автор показывает, как в
сложившейся ситуации ожидание
неминуемой гибели заставило
семнадцатилетнего солдата
почувствовать «беззащитность,
беспомощность».
А.Генатулин образно и точно передал осознание рассказчиком непрочности, кратковременности его короткой жизни: убегая от
пули, герой чувствует себя
«трепетной свечой на ветру,
хрупким сосудом, полным горячей крови».
Рассказчик, понимая, что
находится на мушке снайпера,
чувствует себя беспомощным
и беззащитным: «я почувствовал
всю свою беззащитность,
беспомощность».
Герой представляет себя свечой, которая может мгновенно погаснуть, и стеклянным сосудом, который может разбиться в любую секунду: «Я ощущал себя трепетной свечой на ветру, хрупким сосудом, полным горячей крови».
Слайд 75
Пишем
комментарий
Слайд 76
«Известно, что физический страх – это естественный инстинкт самосохранения. Как же влияет это чувство на поведение человека в смертельной опасности? Эта необычная проблема находится в центре внимания автора текста.
Писатель исследует эмоции и переживания семнадцатилетнего солдата, оказавшегося на краю смерти – в «перекрестье оптического прицела» снайперской винтовки. Герой физически испытывает страх: он чувствует «холодное дуло карабина», упёршееся в его тело, ощущает зудящую точку, куда войдёт пуля, и эти переживания заставляют его почувствовать собственную «беззащитность и беспомощность».
Детальное описание последствий выстрела, которые представляет рассказчик в предложениях 28, 40 и 42, помогает читателю понять, что юноша не раз видел смерть в самом страшном её образе, и поэтому главное в поведении героя – движение, действие, попытка убежать от неминуемой гибели.
Автор подчёркивает, что именно страх породил в солдате жажду жизни, стремление спастись, ускользнуть в «манящую лазейку в жизнь...».
Экзаменуемый, ссылаясь на исходный текст (в виде цитат, цифровых ссылок, элементов изложения), прослеживает ход авторской мысли от формулировки проблемы к основному выводу.
В комментарии выделены ключевые аспекты проблемы:
эмоции и чувства солдата , рождённые смертельным страхом, – 2 абзац;
ужас ожидания смерти, заставляющий спасаться от неё, - 3 абзац.
Слайд 77
«Проблема осознания ценности жизни находится в центре внимания автора предложенного к анализу текста.
В нём А.Генатулин описывает чувства и ощущения совсем юного солдата, который, чтобы спастись от пули снайпера, делает отчаянный рывок из своего маленького окопчика в находящуюся неподалеку от него баню. В минуты смертельной опасности жажда жизни просыпается в герое с огромной силой.
Ощущая себя «трепетной свечой на ветру, хрупким сосудом, полным горячей крови» и чувствуя, что жизнь его висит на волоске, рассказчик тем не менее мобилизует все свои душевные и физические силы: «Я бежал. Убегал от пули...». «Сто шагов» до распахнутой двери бани стали для него бесконечным бегом в жизнь (предложения 25-27), которую даже в ожидании близкой смерти герой чувствует особенно остро (предложение 20).
Он чудом избежал гибели, и именно поэтому запоздалый смертельный ужас «что, если бы...» заставляет его мчаться через годы к «чёрному проёму банной двери».
Следовательно, осознание ценности жизни, по мнению автора, становится более полным через переживание и осмысление смерти».
Экзаменуемый также прослеживает ход авторской мысли от формулировки проблемы к идее текста.
В комментарии выделены ключевые аспекты проблемы:
осознание хрупкости человеческой жизни - 3 абзац;
жажда жизни, осмысление её ценности – 4 абзац.
Примеры-иллюстрации вплетаются в комментарий в виде цитат, ссылок на номера предложений.
Слайд 79
Спасибо
за внимание!
Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО, Москва
Слайд 80
Литература
Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий
по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года.- ФИПИ
И. А. Щирова, Е. А. Гончарова Многомерность текста: понимание и интерпретация: СПб., 2007
Березина Л.Н. Обучение школьников интерпретации текста в процессе работы над сочинением по русскому языку : Саранск, 2014
Громов И.А. Формирование речеведческой культуры: абзац как основная единица речеведения.
Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: М., 1988.
Белова Н.А. Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе: Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2008.
Шавалеева В.Д. Автобиографизм «лейтенантской прозы» и творчество А. Хакимова и А.Генатулина: Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008, №86