Презентация - Система упражнений по обучению комментарию к основной проблеме текста и аргументации собственного мнения


Нажмите для просмотра
Система упражнений по обучению комментарию к основной проблеме текста и аргументации собственного мнения
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Система упражнений по обучению комментарию к основной проблеме текста и аргументации собственного мнения
ЕГЭ

Слайд 2

Формулировка проблемы
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. (1 балл) Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов.

Слайд 3

Три блока проблем (аргументов)
Проблемы, связанные с духовным развитием человека Предметом осмысления в таких текстах выступают факторы, способствующие или препятствующие полноценной социализации человека (семья, школа, цели образования, социально-политические условия, государственная идеология, нравственные идеалы, национальные традиции, герои времени, персонажи произведений и т.д.) Человек рассматривается как объект различных политических, социальных, культурных, национальных, семейных влияний.

Слайд 4

Проблема нравственной ответственности человека. Ответственность перед личными идеалами (мечтами, целями, нравственными принципами); близкими людьми (родителями, друзьями, соратниками, членами учебного или трудового коллектива); обществом, воспринимающим те или иные воздействия социально значимой личности (учёного, политического лидера, писателя, врача, педагога, известного артиста и т.д.) родиной, которая рассматривается как историко-культурный феномен, обеспечивающий единство граждан и жизнеспособность народа. природой, воплощающей жизнь и красоту, а потому предметом рассмотрения могут быть как проблемы собственно биологического существования (человечество разрушает земную обитель), так и аспекты духовности (равнодушие к красоте приводит к духовному оскудению человека, к утрате нравственных начал, без которых существование людей невозможно).

Слайд 5

Проблемы, связанные с нравственным выбором личности Особенность текстов – отчётливо выраженная конфликтность разных, но одинаково сильных побуждений в душе человека. Предмет анализа в текстах этой группы мотивы, обусловившие принятие того или иного решения; последствия сделанного выбора; нравственная самооценка с позиций общечеловеческих ценностей. Акцент делается не столько на том, как поступает тот или иной человек, а на том, почему он так поступает. Деятельность, связанная с пониманием текста, в данном случае требует от выпускника личностной идентификации с изображённым человеком, способности к сопереживанию, напряжённому вчувствованию.

Слайд 6


К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. (2 балла) Сформулированная экзаменуемым проблема исходного текста прокомментирована, но в комментариях допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием исходного текста (1 балл)

Слайд 7


Обратите внимание!
[1] Если сочинение содержит частично или полностью переписанный экзаменуемым текст рецензии задания 24 и/или информации об авторе текста, то объём такой работы определяется без учёта текста рецензии и/или информации об авторе текста.

Слайд 8

Тексты на ЕГЭ
Публицистический стиль
Художественный стиль
Социально-нравственные проблемы
Внутренний мир человека,
Авторское понимание действительности выражается обычно скрыто (имплицитно), всей совокупностью текстовых, композиционных и языковых средств.

Слайд 9

Соотношение темы, проблемы и идеи
Через проблема- тику
От темы
К идее
Предмет отражения, материал для последующей постановки проблемы; нет проблемности и оценочности; тема сама по себе нейтральна..Уровень постановки вопросов; обсуждения той или иной системы ценностей; это та сторона художественного содержания, где читатель приглашается автором к активному разговору. Проблематика обнаруживает авторский подход к теме и сопоставляет различные жизненные ценности..Область решений и выводов; идея всегда что-то отрицает или утверждает. идея утверждает одну систему ценностей и отрицает другую.

Слайд 10


От проблемы - к комментарию
Как автор это делает?

Слайд 11

Прокомментировать проблему – значит показать степень понимания текста; умение видеть его важнейшие аспекты; понять замысел автора; ход авторской мысли.

Слайд 12

План работы над комментарием
1. Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение ту или иную проблему?.Обращается к своим воспоминаниям (о чем?), к событиям (каким?). Описывает (что именно? с какой целью?). Повествует (о чём? с какой целью?). Сообщает (о каких событиях? с какой целью?). Рассуждает (о чём?); пытается осмыслить явление, событие, понятие (какое?); хочет поделиться с читателями своими мыслями, впечатлениями, размышлениями (о чем?).
2. На каком материале он раскрывает эту проблему?.На примере из собственной жизни. На примере эпизода из жизни своих героев. Описывая эмоциональное состояние или поведение своих героев. На примере общеизвестных событий, фактов,явлений и т.д.
3. Что делает автор в начале текста? В его основной части? В финале текста?.Автор (приглашает читателя к разговору о..., задается вопросом, обращается к своим воспоминаниям и т. д.). Писатель (публицист) (обращает внимание читателя на...; рассуждая о…,обращается к..., подчёркивает мысль о том, что… и т. д.). Автор (заставляет читателя задуматься над...,призывает к …, приходит к мысли о… и т. д.).

Слайд 13

План работы над комментарием
4. На какие аспекты проблемы автор обращает внимание? Что особенно волнует писателя? Что он подчеркивает, выделяет?.Автор обращает внимание читателя прежде всего на... Больше всего автора тревожит... Особое внимание автор уделяет... Автор выражает беспокойство по поводу... В центре внимания автора находится... и т. д.
5.Какие приемы организации текста использует автор, чтобы акцентировать внимание на поставленной проблеме?.Сопоставляет,противопоставляет, сравнивает, обобщает, использует вопросно-ответную форму изложения и т.д.

Слайд 14

Требования к комментарию
Комментарий к проблеме может включать характеристику проблемы; анализ композиции текста, позволяющей понять авторский замысел, его позицию; анализ аспектов (микротем); синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли:
Глаголы, передающие способы авторского подхода к раскрытию проблемы.Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает и т.п.
Глаголы, передающие мысли, особо важные автору.Автор обращает внимание на…, заостряет, акцентирует внимание (на чём?)…, подчеркивает, выделяет, отмечает (что?), указывает (на что?) и т.п.
Глаголы, фиксирующие формулировку авторской позиции.Автор считает, утверждает, что…; убеждён в том, что; делает вывод, что…

Слайд 15

Варианты обучения написанию комментария
Используем в работе задание 20
Анализируем композиционные и художественные приёмы, типы речи
Анализируем аспекты проблемы
Учимся на готовых примерах

Слайд 16

Роль типов речи в комментарии
Описание.Заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или явления, позволяет увидеть то, что важно автору.
Повество-вание.Читатель должен проанализировать последовательность событий, найти узловые места, чтобы понять авторскую позицию.
Рассужде-ние.В художественных текстах рассуждение показывает предмет или явление, раскрывая их внутренние признаки; помогает автору объяснить психологию и поведение персонажей; передаёт морально-нравственную позицию автора, его оценку изображаемого; доказывает или опровергает ту или иную мысль, положение.

Слайд 17

СЛЕЗЫ КРОКОДИЛА    (1)Небо заволокло тучами. (2)Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. (3)В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на улицу Поликарп Семенович Иудин.    (4)"Ну что такое наша жизнь? - рассуждал он в унисон с плачущим небом.(5) -Что она такое? (6) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (7)На что она нам дана? (8)Для чего? (9)Ведь не для печалей же бог создал мир! (10)А выходит наоборот. (11)Слез больше, чем смеха...»    (12)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.    (13)"Н-да,- продолжал он задумчиво,- в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (14) Их создало само человечество. (15) Оно само породило этот бич. (16) А для чего, спрашивается, для чего?"    (17)Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.    (18)"А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю... стоило бы только захотеть. (19)Вот, например, идет богатая похоронная процессия. (20)Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (21)Факельщики важно выступают с фонарями. (22)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (23)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (24)Пригрел ли бедняка? (25)Конечно, нет... (26)Мишура!.."    (27) - Что вам, Семен Иваныч?    (28) - Да вот затрудняюсь оценить костюм. (29)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит - детишки больны, лечить надо.     (30)- И шесть много. (31)Больше пяти не давайте. (32)Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен... (33)"Нда-с, так вот она - жизнь. (34)А за катафалком тянется сосновый гроб. (35)Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (36) Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание... (37) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? (38)Конечно, нет..." (39) - Что там еще?    (40) - Шубку старуха принесла... (41) Сколько дать?    (42) - Мех заячий... (43) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (44)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... (45) "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (46)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..."    (47)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался… (Ал.П.Чехов)

Слайд 18


Это важно!
Анализируя художественный текст, обратите внимание на героев, их внешность, детали и мотивы поведения, речь, мысли, поступки, отношение к ним окружающих.
Комментарий + авторская позиция

Слайд 19

Вариант 1. Обратимся к заданию 20.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Поликарпу Семеновичу доставляет удовольствие мысленно сочувствовать обездоленным людям, чувствовать себя их моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни. Ростовщик сочувствует людям, попавшим в затруднительное материальное положение, искренне стремится им помочь. Философствуя на тему несправедливого устройства мира, Иудин осуждает богатых за равнодушие к людскому горю. Ростовщик беззастенчиво и безжалостно обирает бедняков. Поликарп Семёнович, стремясь помочь беднякам, не берёт с них процентов. Безусловно, это варианты 1,3, 4. Они не что иное, как аспекты проблемы лицемерного отношения к людям, которые и следует прокомментировать.

Слайд 20

Рассматривая данную проблему на примере эпизода из жизни П.С.Иудина, писатель обращает внимание читателя на гуманность философских рассуждений этого героя, якобы страдающего от несправедливого устройства мира. Ал.П.Чехов так мастерски передает его мысли, что не возникает даже сомнений в том, что и в жизни ростовщик помогает бедным людям. Однако его диалог с помощником позволил увидеть, что на самом деле Иудин никогда не упустит личной выгоды, а поэтому безжалостно обирает людей, оказавшихся в затруднительном материальном положении.

Слайд 21

Вариант 2. Анализируем композиционные и художественные приёмы
З а г л а в и е рассказа (что означает фразеологизм крокодиловы слёзы? Случайно или намеренно Ал.П.Чехов изменил его на слёзы крокодила?) «Говорящая» фамилия героя. Резкое противопоставление внешних и внутренних качеств персонажа, его мыслей и действий. Авторская ирония.

Слайд 22

«…Фамилия героя свидетельствует о многом: она позволяет увидеть авторское отношение к этому человеку, подчёркивает главное моральное качество ростовщика. Высокие мысли и низкие поступки – вот что характерно для Иудина. Поэтому Ал.П.Чехов совершенно справедливо выносит в название текста слово «крокодил»: это плотоядное животное всегда опасно, и его слёзы фальшивы так же, как и мысли хозяина ломбарда». «Объектом иронии автора становятся философские размышления Иудина, которые входят в противоречия с его гнусными поступками. Ведь безжалостная привычка обирать людей, оказавшихся на грани нищеты, стала нормой его жизни; он действительно жестокий «крокодил».

Слайд 23

Вариант 3. Анализируем аспекты проблемы. Как проследить развитие авторской мысли в тексте?
Для этого нужно исходный текст разделить на микротемы - предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы; выделить основную мысль каждой микротемы; сформулировать данную мысль; записать её в виде пункта плана.

Слайд 24

Образец работы с текстом
Аспекты проблемы.Комментарий
Жизнь, по мнению Иудина, устроена совершенно несправедливо..Автор эмоционально воздействует на читателя, передавая мысли и чувства П.С.Иудина, суть нравственной проблемы, волнующей его героя.
Человечество, считает Иудин, само породило нищету, продажность и позор.

Слайд 25


Герой осуждает богатых за их бездействие и нежелание помочь людскому горю..Ал.П.Чехов также даёт возможность читателю понять, что Поликарп Семёнович видит причину людских бедствий в бездействии богатых.
Поступки Иудина прямо противоположны его «высоконравственным» мыслям..Однако, иронически рассказывая о поступках ростовщика, писатель недвусмысленно подчеркивает своё негативное отношение к нему, которое также передано в названии рассказа и «говорящей» фамилии героя.

Слайд 26

Анализируем аспекты проблемы
Писатель помогает понять, что это один из самых распространённых и отвратительных человеческих пороков; А.П.Чехов помогает наглядно убедиться в том, что двуличие может перерасти в образ жизни; он наглядно показывает несоответствие между внутренним и внешним образом человека. писатель даёт возможность осознать, насколько гадок человек, который поступает прямо противоположно тому , что думает; автор текста позволяет понять, что единственный путь выявления лицемерия — это сопоставление мыслей и слов человека с его делами и т.д.

Слайд 27

(1)Шел май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (3)Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело. (4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко. (6)Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая… (7)Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплескивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше. (9) В котелке оказалась одна макаронина. (10)Одна на двоих. (11)Длинная, из довоенного теста, может, и из самой Америки, со "второго фронта". (12)Мутную жижицу мы перелили ложками в себя, и она не утолила, а лишь сильнее возбудила голод. (13)Ах, как хотелось мне сцапать ту макаронину, не ложкой, нет, с ложки она соскользнет обратно, шлепнется в котелок, рукою мне хотелось ее сцапать - и в рот! (14)Если бы жизнь до войны не научила меня сдерживать свои порывы и вожделения, я бы, может, так и сделал: схватил, заглотил, и чего ты потом со мной сделаешь? (15)Ну, завезешь по лбу ложкой, ну, может, пнешь и скажешь: "Шакал!" (16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое видение - белая макаронина… (18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет…(20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась еще дородней и привлекательней своим царственным телом. (21)Мой напарник первый раз пристально глянул на меня - и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всепонимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребет себе. (23)Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше. (24)Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул ее в вещмешок и ушел куда-то. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение. (26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь. (По В.Астафьеву)

Слайд 28

Роль описания как типа речи
Описание заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или явления, позволяет увидеть то, что важно автору.
Что описывает автор в данном тексте?
Ложки героев рассказа
Макаронину
Действия героев
Мысли рассказчика
Внутреннее состояние рассказчика

Слайд 29

Вариант 4 Используем знания о типе речи
Рассматривая проблему великодушного отношения к людям, писатель позволяет увидеть, во что может превратиться человек, который следует только собственным эгоистичным потребностям. Автор показывает, как низки мысли и переживания его рассказчика, одержимого одним чувством – утолить голод. Да, безусловно, это сильное желание, но Астафьев обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца: он тоже не менее голоден, однако его действия и поступки позволяют понять и финальные рассуждения повествователя, и авторскую мысль.
Внимание акцентируется не на поступках героя, а на действиях автора, что и требуется в комментарии к проблеме текста.

Слайд 30

Роль противопоставления как композиционного приёма
Позволяет читателю понять поведение и мысли героев; их внутреннее состояние; отношение к жизни, окружающим. Вариант 1. Рассматривая проблему великодушия на примере эпизода из жизни своего героя, Астафьев рассказывает о том, как нравственный урок, преподанный пожилым бойцом, помог юному солдату понять простые, но важные жизненные истины. Рассказчик был одержим одной мыслью – успеть съесть как можно больше, не думая о напарнике. Голод подчинил его полностью, превратив в озлобленное, жадное существо. Но это лишь одна сторона вышеназванной проблемы. С другой стороны, автор обращает внимание читателя на поведение пожилого бойца, и прием противопоставления позволяет увидеть мудрое благородство этого солдата. Астафьев подчеркивает, что именно оно привело рассказчика к осознанию собственного ничтожества, а впоследствии – к переосмыслению жизненной позиции.

Слайд 31

Вариант 5 Учимся на готовых примерах
Размышляя о разговоре с подростками, автор заставляет читателя задуматься, почему современные школьники так мало знают о Великой Отечественной войне. Он с тревогой пишет, что это событие для некоторых учеников кажется таким же далёким, как Бородинское сражение. Публицист отмечает: многие ученики даже не могут назвать имён героев этой войны, хотя бы самых известных. Это, предполагает автор, происходит потому, что, чем дальше от нас Великая Отечественная, чем меньше в живых остается её свидетелей и участников, тем реже школьникам говорят о значении нашей великой Победы. (Проблема исторической памяти)

Слайд 32

Рассказывая об этом случае, автор обращает внимание читателя на поведение героя. Подтекст помогает понять, как часто за скромным молчанием скрывается равнодушие к окружающим, а несобственно-прямая речь подчёркивает, насколько жесток и лицемерен этот персонаж. Автор отмечает, что безразличие к судьбе собственной семьи господствует над героем, превращая его в бездушное существо, глухое к страданиям окружающих, но, с другой стороны, герой и не пытается меняться к лучшему, хотя и понимает, что душевная черствость может стать причиной разрыва с самими близкими людьми. Позиция «моя хата с краю», которую выбрал для себя персонаж рассказа, свойственна многим моим современникам. (Проблема равнодушия)

Слайд 33

Типичные ошибки в комментарии
Замена комментария пересказом содержания исходного текста. «Автор пишет о том, как к нему пришел старый фронтовик и рассказал о бессовестных молодых людях, так и не уступивших ему место в метро. Публицисту пришла в голову идея, как можно бороться с ними» и т.п.
2. Замена комментария описанием собственных впечатлений от прочитанного или рассуждений по поводу прочитанного. «Мне текст понравился. Проблема невоспитанности – вечная проблема, которая волнует и автора текста. Я думаю, что он передает своё отрицательное отношение к подобным явлениям нашей жизни».

Слайд 34


3. Замена комментария переписанным текстом рецензии задания 24. «В языке автора просторечные слова используются для выражения комического отношения к негативным явлениям нашей жизни, характерам и поступкам, а лексические повторы позволяют увидеть то, что вызывает отрицательную реакцию публициста».
4. Замена комментария рассказом о средствах выразительности. «Чтобы передать свои эмоции, автор использует вопросно-ответную форму изложения, риторические вопросы и восклицания».

Слайд 35


5. Замена комментария выражением собственного отношения к проблеме. «По-моему, в наше время всем нам плохо от таких манер, о которых пишет автор».
Замена комментария одной развернутой цитатой из текста. Автор утверждает, что «надо на всех дорогах устроить экологические засады и без всякой пощады отлавливать» нарушителей порядка, «которые слишком много себе позволяют».

Слайд 36

Обратите внимание!
Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.

Слайд 37


Работа над аргументацией

Слайд 38

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) – 3 балла Экзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт), или привёл только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы – 2 балла

Слайд 39

Вариант «банка» аргументов
Блоки проблем.Проблемы.Утверждающие тезисы.а) Аргументы из читательского опыта; б)аргументы из жизненного опыта
Человек и общество.Лицемерия, двуличия.Двуличные люди безнравствен-ны..а) Иудушка Головлёв, герой романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы», постоянно говорил о любви к «милому другу маменьке», а впоследствии, завладев наследством, превратил ее в приживалку в своем доме. Он же, лицемерно изображая человека, истинно верующего в Бога, довел сына до самоубийства. б) Крупный российский промышленник Савва Морозов материально поддерживал партию большевиков, нуждающуюся в деньгах, и не раз слышал льстивые слова благодарности в свой адрес. Однако, придя к власти, большевики отняли у него имущество, а всю его семью расстреляли.

Слайд 40

Тезис
Почему это так?
Потому что (так как)…
Аргумент 1 Аргумент2
Что следует из вышесказанного?
В ы в о д

Слайд 41

Варианты заданий
Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзов так как, потому что. Лицемерная любовь хуже ненависти. а) Самое верное средство завоевать любовь других - подарить им свою любовь. б) Любить - это значит находить в счастье другого свое собственное счастье. в) Действия и поступки ненавидящего предсказуемы. Ответ – в)

Слайд 42

Определите, какой из вариантов НЕ является аргументом к тезису. Лучше явный враг, нежели подлый лицемер. (Петр I) а) Ненавидящий человек не прикрывает своё открытое чувство вражды высокими словами. б) Явный враг не скрывает своих намерений в) Человек - самый страшный враг сам себе. Ответ - в)

Слайд 43

Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно. Если притворяться перед другими, то под конец начинаешь притворяться перед собой. (Франсуа Ларошфуко) а) Если вы говорите у меня за спиной, значит, вы в числе тех, кого я оставил позади. б) Живи открыто, честно и гордись тем, что ты – личность. в) Думай и делай только то, что хотят от тебя окружающие. Ответ б)

Слайд 44

Продолжите афоризм, добавив сначала слова потому что, а затем – поэтому. Объясните, чем варианты отличаются друг от друга. Лицемер - всегда раб. (Р. Роллан) а)(Потому что)… б)Поэтому… (Вариант ответа: вариант а) – аргумент; б) – вывод) а) (Потому что) свобода — это когда не нужно притворяться   перед   самим  собой . (Потому что) теряя собственное «я», человек и превращается в ничто. б)Поэтому никакой другой порок не может быть столь разрушительным для человека, как лицемерие.

Слайд 45

Ищем ошибки в аргументации
Тезис.Лицемерие – неискоренимый порок.
Аргумент 1.Людям с двойной моралью легче жить: они приспосабливаются к любым обстоятельствам.
Аргумент 2.Не стоит дружить с лицемерами.

Слайд 46

Ищем ошибки в аргументации
Тезис.Лицемерие – неискоренимый порок.
Аргумент 1.Во-первых, многие лицемерят ради карьеры, своих личных материальных выгод с единственной целью – получить как  можно  больше всяких земных благ.
Иллюстрация.Например, Чацкий, герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», желая добиться расположения Софьи, сначала не спорит с Фамусовым, а соглашается с ним.

Слайд 47


Образец аргументации
Тезис.Серьёзная музыка подобна чудодейственному лекарству. (почему?)
Аргумент 1.(Так как…)В самом деле, иногда любую душевную травму способна исцелить прекрасная мелодия.
Иллюстрация.Так, духовную музыку, благодаря ее способности облегчать боль, ученые называют анальгетиком в мире звуков.

Слайд 48


Аргумент 2.(Так как…) Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Во многих произведениях рассказывается о том, как музыка буквально спасала людей в труднейших жизненных ситуациях.
Иллюстрация.Например, Петрусь, герой повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант», родился слепым. Он мог бы всю жизнь чувствовать себя неполноценным, однако музыка помогла ему выжить и стать по-настоящему талантливым пианистом.
Вывод.(Что следует из вышесказанного?) Таким образом, музыка, проникая в сердце человека, оживляет его, даёт исцеляющую силу.

Слайд 49

Что подарить бабушкам - мамам? Перед каждым праздником один и тот же вопрос. На прошлый Новый год я решила вместе с покупными подарками подарить…чашу детских воспоминании! Села писать письма. Письма-воспоминания. От руки, не на компьютере. Так увлек меня этот процесс, так унес он меня в детские дали, настолько увлекательным был, что захватило это действо меня с головой! Но больше одного письма в день – трогательного и нежного – у меня не получалось. Я писала своей маме, как я помнила ее запах и голос в раннем детстве, как ждала ее вечернего прихода за мной в детский сад. Как я искала щедрые подарки под елкой и свято верила, что это Дед Мороз мне туда их положил. Как мы ходили к папе в больницу на 8 марта и он подарил моей замечательной мамочке флакон «Рижской сирени». Мама так растрогалась, что взяла флакон за верх коробочки… Духи «рассыпались» на тысячи мелких молекул. Сиренью пахла вся палата! Как в свой день рождения папа подарил ей красивые дорогие серьги – и это был лучший подарок ему – ее восторг и счастливые глаза. Много других трогательных и интимных воспоминаний. И в каждом письме я писала о том, как я люблю ее, что она самый дорогой для меня человек. Как я хочу, чтобы она всегда была с нами, чтобы болезни обходили ее стороной. Писала, и светлые слезы застилали мои глаза, помогая мне вылить на бумагу всю свою трепетную нежность к самому дорогому человеку. Как редко мы говорим нашим самым близким о любви… К сожалению… Суета и будни поглощают наше время. А ведь нашим старикам нужно совсем немного: наше внимание и понимание, ощущение своей нужности. Иногда надо просто их выслушать и услышать. У них должен быть авторитет в семье. И только мы можем поднять их значимость! Думаю, что такие вот письма из детства – тому доказательство. Письма написала, заклеила их в красивые конверты и подписала: «Вскрыть 1 января». На другом – 2 января и так далее. Затем перевязала их яркой атласной лентой и положила в чашу. Мама просила ей красивую чашу подарить. Сверху приклеила броскую этикетку: «Именная чаша воспоминаний». И строго-настрого велела не открывать ее до вечера 1 января. Отпраздновали Новый год по-семейному – с играми, розыгрышами и лотереями, с подарками и поздравлениями из разных стран. Весело, шумно! Разъехались по домам… А вечером… Я столько услышала в свой адрес нежности и признательности… Мама плакала и благодарила… Вот как – обратная связь! Мама хранит эти письма и иногда их перечитывает. Говорит, что это ее шедеврики. Так их и называет. Попробуйте и вы побаловать своих старших родственников такими вот трогательными откровениями. Это нужно не только им! (По Ж.Магиной)

Слайд 50

Конспект-схема сочинения

Слайд 51

Конспект-схема сочинения

Слайд 52

Слайд 53

Идём за учителем!
Тезис.
Аргумент 1 учителя.
Мой аргумент 1.
Иллюстрация 1 учителя.
Моя иллюстрация 1.
Аргумент 2 учителя.
Мой аргумент 2.
Иллюстрация 2 учителя.
Моя иллюстрация 2.
Вывод учителя.
Мой вывод.

Слайд 54

Ягодка (1)Куда только не занесут охотника ноги! (2)Меня затащили они в скалистый распадок, где вдруг увидел я во мшистых камнях, среди горной репы и колючек, землянику в цвету. (3)Октябрь месяц, глухая осень, лист почти весь упал, иней и утренник звонкий не один уж выдавался, а земляника цветет! (4)Я наклонился к ней. (5)На тощеньком стебельке в багровых листьях жил и растерянно глядел на осенний мир беленький цветок. (6)Холодом подпалило округлые лепестки его. (7)Ягодка, только еще зародившаяся, черной точкой светилась в цветке, и умерла уже ягодка, цветку оставалось жить день, от силы два... (8)И тут в моей памяти неожиданно всплыла сцена, увиденная на станции Комарихинская. (9)Толпа рыбаков и пассажиров, ждущая поезд, как по команде повернула головы в одну сторону. (10)От пакгауза двигалась безногая девушка. (11)Она опиралась взятыми в руки деревянными колодками и бросала вперед свое коротенькое тело в кожаной корзине. (12)И была она не в тряпье, не грязная и не пьяная. (13)Непривычная она была, и оттого все смолкли и загляделись на нее: в зеленом ярком берете, из-под которого выбивались льняные кудряшки, голубоглазая, в модной блузке. (14)Рядом с девушкой шла пожилая женщина, должно быть, мать. (15)Они о чем-то разговаривали, и нарядная девушка делала вид, что не замечает оторопелых лиц и очень она занята разговором.

Слайд 55

(16)Так они миновали перрон, людей, и такой бы она и осталась, независимой, гордой, но перрон кончился, и нужно было девушке с женщиной переходить пути. (17)Она перебросила легкое тело через один рельс, через другой, и внезапно корзинкою задела за третий. (18)Корзинка легко отделилась от девушки, выпало из нее короткое тело. (19)Девушка упала на бок. (20)Берет зеленый тоже упал, и кудряшки рассыпались, завалили щеку и глаза девушки. (21)И кто-то уже загоготал в толпе по-жеребячьи, и кто-то уже облаял загоготавшего… (22)Женщина подняла девушку, усадила в корзинку, отряхнула берет, надела на голову девушки, да еще и поправила его, чтобы сидел на кудрях ладом. (23)И они последовали дальше. (24)Но перед тем как перебросить свое тело через рельс, девушка обернулась, глянула на нас и... (25)И с тех пор я ношу тот взгляд в себе. (26)Он пробил меня до самого сердца. (27)Он был презрителен, надменен, этот взгляд, и будь у девушки глаза взрослые, так бы оно и осталось — презрение и надменность. (28)Но голубые детские глаза читаются. (29)За вызовом и надменностью глубоко-глубоко билась растерянная беспомощность: «Что я вам сделала плохого?..» (30)И знаю ведь, ничего банальнее нет, чем сравнение этой девушки с земляникой, не к месту и не ко времени расцветшей на речном скалистом обрыве. (21)Но ничего не поделаешь — так они и живут в памяти рядом: цветок, что никогда не станет ягодой, и девушка, которой не видеть счастья… (По В. Астафьеву)

Слайд 56

Типы аргументации.
Поддерживающая
Тезис
Прямые доказательства
Вывод

Слайд 57


Тезис.В жестоком мире людей человек с ограниченными физическими возможностями не может быть счастлив.
Аргумент 1 учителя.Я согласен с позицией автора. Нездоровое любопытство окружающих, их цинизм и бестактность всякий раз заставляют инвалида чувствовать себя ущербным.
Мой аргумент 1.
Иллюстрация 1 учителя.Подобное отношение к себе пережил Квазимодо, герой романа В.Гюго «Собор Парижской Богоматери». Его внешность пробуждает в людях отвращение, враждебность, и они буквально ненавидят несчастного горбуна.
Моя иллюстрация 1.

Слайд 58


Аргумент 2 учителя.Кроме того, многие в обществе считают, что жизнь инвалидов просто бессмысленна.
Мой аргумент 2.
Иллюстрация 2 учителя.Наверное, поэтому у нас переполнены детские дома для детей-инвалидов, которым, к тому же, оказывается ещё и слабая государственная поддержка.
Моя иллюстрация 2.
Вывод учителя.Невозможно чувствовать себя полноценным, счастливым человеком, каждый день борясь за выживание.
Мой вывод.

Слайд 59

Типы аргументации.
Опровергающая
Тезис
Обратные доказательства
Антитезис

Слайд 60


Тезис.В жестоком мире людей человек с ограниченными физическими возможностями не может быть счастлив.
Аргумент 1 учителя.С автором сложно согласиться. Во-первых, восприятие жизни зависит от мироощущения самого человека.
Мой аргумент 1.
Иллюстрация 1 учителя.Так, главный герой автобиографической повести австралийского писателя Алана Маршалла «Я умею прыгать через лужи» в результате болезни навсегда потерял способность передвигаться без костылей. Многое пришлось пережить этому мальчику, однако он сохранил в себе удивительную способность радоваться жизни, всем её проявлениям.
Моя иллюстрация 1.

Слайд 61


Аргумент 2 учителя.Во-вторых, возможность инвалида прожить счастливую жизнь, не ощущая собственной ущербности, зависит от того, насколько он сам будет стремиться наполнить её радостью, которую часто дает творчество.
Мой аргумент 2.
Иллюстрация 2 учителя.Например, художник Григорий Журавлев появился на свет без рук и без ног. Он писал картины кистью, держа ее ртом. Окружающие завидовали ему, считая мастера по-настоящему счастливым!
Моя иллюстрация 2.
Вывод учителя.Жизнь инвалидов всегда будет иметь только те цвета, которыми они сами её раскрасят.
Мой вывод.

Слайд 62

Аргументы из публицистической литературы
…Так, можно привести убедительные аргументы, подтверждающие эту мысль. Обратимся, в частности, к книге С. Мусского «100 великих людей» С.Мусского «100 великих поэтов» К.Семёнов «100 великих полководцев России» Д.Самин «100 великих учёных» В.Ломов «100 великих русских писателей» (С Мусский «100 великих людей»; собраны великие представители человечества по группам: религиозные деятели, мыслители, политические деятели, военачальники, ученые, писатели, мастера искусств, изобретатели, путешественники, спортсмены). …Знакомя читателя с биографией…,(указать, кто он и чем известен), автор приводит пример (чего?)…. (подчеркивает, обращает внимание читателя на…и т.п), что... 2. … Справедливость вышесказанного подтверждает также публицистическая литература. Вспомним, например, книгу Д. С. Лихачёва «Письма о добром и прекрасном»...

Слайд 63

Аргументы из учебной литературы
Учебники истории, литературы, физики, химии, биологии и т.д.: биографии писателей, поэтов, знаменитых ученых; фрагменты текстов из воспоминаний личных (или современников), дневников; тексты, дающие оценку какому-либо событию или деятельности известной личности; тексты известных ученых, в которых излагаются разные точки зрения на одно и то же явление (к примеру, этическое, лингвистическое, ) и т. д.

Слайд 64

Этические ошибки
Этические ошибки связаны с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия — грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.