Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ЕГЭ
Проблематика
Комментарий
Аргументация
Слайд 2
Тексты на ЕГЭ
Публицистический стиль
Художественный стиль
Социально-нравственные
проблемы
Внутренний мир человека,
Авторское понимание действительности
выражается обычно скрыто (имплицитно),
всей совокупностью текстовых,
композиционных и языковых средств.
Слайд 3
Три блока проблем (аргументов)
Проблемы, связанные с духовным развитием человека
Предметом осмысления в таких текстах выступают факторы, способствующие или препятствующие полноценной социализации человека (семья, школа, цели образования, социально-политические условия, государственная идеология, нравственные идеалы, национальные традиции, герои времени, персонажи произведений и т.д.)
Человек рассматривается как объект различных политических, социальных, культурных, национальных, семейных влияний.
Слайд 4
Проблема нравственной ответственности человека.
Ответственность перед
личными идеалами (мечтами, целями, нравственными принципами);
близкими людьми (родителями, друзьями, соратниками, членами учебного или трудового коллектива);
обществом, воспринимающим те или иные воздействия социально значимой личности (учёного, политического лидера, писателя, врача, педагога, известного артиста и т.д.)
родиной, которая рассматривается как историко-культурный феномен, обеспечивающий единство граждан и жизнеспособность народа.
природой, воплощающей жизнь и красоту, а потому предметом рассмотрения могут быть как проблемы собственно биологического существования (человечество разрушает земную обитель), так и аспекты духовности (равнодушие к красоте приводит к духовному оскудению человека, к утрате нравственных начал, без которых существование людей невозможно).
Слайд 5
Проблемы, связанные с нравственным выбором личности
Особенность текстов – отчётливо выраженная конфликтность разных, но одинаково сильных побуждений в душе человека.
Предмет анализа в текстах этой группы
мотивы, обусловившие принятие того или иного решения;
последствия сделанного выбора;
нравственная самооценка с позиций общечеловеческих ценностей.
Акцент делается не столько на том, как поступает тот или иной человек, а на том, почему он так поступает.
Деятельность, связанная с пониманием текста, в данном случае требует от выпускника личностной идентификации с изображённым человеком, способности к сопереживанию, напряжённому вчувствованию.
Слайд 7
(1)Часовой, солдат Измайловского полка, по фамилии Постников, стоя на часах, услыхал, что в полынье, которою против этого места покрылась Нева, заливается человек и отчаянно молит о помощи.
(2)Солдат Постников, из дворовых господских людей, был человек очень нервный и очень чувствительный. (3)Он долго слушал отдаленные крики и стоны утопающего и приходил от них в оцепенение. (4)В ужасе он оглядывался туда и сюда на все видимое ему пространство набережной и ни здесь, ни на Неве, как назло, не усматривал ни одной живой души.
(5)Подать помощь утопающему никто не может, и он непременно зальется...
(6)А между тем тонущий ужасно долго и упорно борется.
(7)Уж одно бы ему, кажется, — не тратя сил, спускаться на дно, так ведь нет! (8)Его изнеможденные стоны и призывные крики то оборвутся и замолкнут, то опять начинают раздаваться, и притом все ближе и ближе к дворцовой набережной. (9)Видно, что человек еще не потерялся и держит путь верно, прямо на свет фонарей, но только он, разумеется, все-таки не спасется, потому что именно тут на этом пути он попадет в иорданскую прорубь. (10)Там ему нырок под лед и конец... (11)Вот и опять стих, а через минуту снова полощется и стонет: «Спасите, спасите!» (12)И теперь уже так близко, что даже слышны всплески воды, как он полощется...
(13)Солдат Постников стал соображать, что спасти этого человека чрезвычайно легко. (14)Если теперь сбежать на лед, то тонущий непременно тут же и есть. (15)Бросить ему веревку, или протянуть шестик, или подать ружье, и он спасен. (16)Он так близко, что может схватиться рукою и выскочить. (17)Но Постников помнит и службу и присягу; он знает, что он часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки.
Слайд 8
(18)С другой же стороны, сердце у Постникова очень непокорное: так и ноет, так и стучит, так и замирает... (19)Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, — так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей... (20)Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему помощи, когда, собственно говоря, к тому есть полная возможность, потому что будка с места не убежит и ничто иное вредное не случится.(21) «Иль сбежать, а?.. (22)Не увидят?.. (23)Ах, господи, один бы конец! (24)Опять стонет...»
(25)За один получас, пока это длилось, солдат Постников совсем истерзался сердцем и стал ощущать «сомнения рассудка». (26)А солдат он был умный и исправный, с рассудком ясным, и отлично понимал, что оставить свой пост есть такая вина со стороны часового, за которою сейчас же последует военный суд, а потом гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может быть даже и «расстрел»; но со стороны вздувшейся реки опять наплывают все ближе и ближе стоны, и уже слышно бурканье и отчаянное барахтанье.
(27)— Т-о-о-ну!..(28) Спасите, тону!
(29)Тут вот сейчас и есть иорданская прорубь...(30) Конец!
(31)Постников еще раз-два оглянулся во все стороны. (32)Нигде ни души нет, только фонари трясутся от ветра и мерцают, да по ветру, прерываясь, долетает этот крик... может быть, последний крик...
(33)Вот еще всплеск, еще однозвучный вопль, и в воде забулькотало.
(34)Часовой не выдержал и покинул свой пост.
(По Н.С.Лескову)
Слайд 9
Часовой
Служба, присяга, долг (разум)
Спасение жизни (сердце)
За один получас, пока это длилось, солдат Постников
совсем истерзался сердцем и стал ощущать «сомнения рассудка».
Вина, военный суд, гонка сквозь
строй шпицрутенами,каторжная работа,
а может и «расстрел».
Наплывают все ближе и ближе стоны,
и уже слышно бурканье и отчаянное
барахтанье.
Часовой не выдержал и покинул свой пост.
Обостренная борьба чувства и долга
Слайд 10
Пополняем словарный запас
ДОЛГ (обязанность) - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
НРАВСТВЕННОСТЬ - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.
МИЛОСЕРДИЕ (сострадание) -“сердце-болие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность« (Даль В.И.).
СОВЕСТЬ - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
Слайд 11
Нравственные ценности
«Каждый человек, определяя свои цели и приоритеты, пользуется определенной системой правил, отвечающей на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. В основу это системы входят определенные ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми: жизнь человека, счастье, любовь, благосостояние и т.п. Самая высокая нравственная ценность - это жизнь каждого человека».
«В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их при выборе способа поведения и зависит нравственный уровень каждого человека».
«Долг — категория морали, обозначающая нравственные обязанности личности, выполняемые в соответствии с требованиями совести».
«Категория долга тесно связана с другими понятиями, которые характеризуют личность: ответственность, самосознание, честь, совесть».
Слайд 12
Вариант 1
На какой вопрос, заданный извне, автор ответил данным текстом? Что важнее – долг или спасение человеческой жизни?
От чего зависит нравственный выбор человека?
Вариант 2
Какой вопрос решает герой рассказа Н.С.Лескова? Спасти человека или нарушить долг? Суд военный или суд совести?
Вариант 3
Зачем, с какой целью автор написал этот текст? Задайте вопрос к сформулированной авторской позиции. Показать, что в любой ситуации нет ничего ценнее жизни человека.
Что может быть ценнее человеческой жизни?
Вариант 4
Чему посвящена основная часть повествования? Лесков описывает внутреннее противоборство разума и сердца, чувства и долга.
Проблема нравственного выбора Проблема нравственного выбора
Варианты работы по формулировке проблемы
Слайд 13
Как сформулировать проблему?
Способы формулирования проблемы
Сформулировать самостоятельно
(своими словами)
Процитировать
автора
В том случае, если проблему можно сформулировать кратко – одним словом или сочетанием, - подойдёт конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например:
- Автор поднимает проблему …;
Автор предлагает нам задуматься над проблемой …
Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений:
Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Над этой проблемой рассуждает автор текста .
Найти авторскую формулировку проблемы, используя цитату из текста, например:
«Из чего же вырастает огромная человеческая любовь к Родине?» - таким вопросом начинает свой текст ...
Слайд 14
Глаголы, передающие способы авторского подхода к раскрытию проблемы Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает и т.п.
Глаголы, передающие мысли, особо важные автору
Автор обращает внимание на…, заостряет, акцентирует внимание (на чём?)…, подчеркивает, выделяет, отмечает (что?), указывает (на что?) и т.п.
Глаголы, фиксирующие формулировку авторской позиции Автор считает, утверждает, что…; убеждён в том, что; делает вывод, что…
Проблема, связанные с нравственным выбором личности. Требования к комментарию
Предмет анализа:
мотивы, обусловившие принятие решения;
последствия сделанного выбора;
нравственная самооценка с позиций общечеловеческих ценностей.
Слайд 15
Синквейн
Слово "синквейн" (фр.) означает -«пять» ( удач или вдохновений).
Требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать что-то или рефлектировать по какому-либо поводу.
Обогащает словарный запас; учит формулировать идею.
Требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе слов.
Это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.
Строгие правила синквейна заставляют четко формулировать свои мысли, использовать емкие понятия, учат обобщать, выделять главное.
Слайд 16
СИНКВЕЙН
Существительное, которое нужно осмыслить (тема)
Два прилагательных, характеризую-
щих данное слово и выражающих
главную мысль
Три глагола, описывающие действия,
которые
производит существительное
Фраза из четырёх слов, передающая
отношение автора к
описываемому предмету
Заключение: слово-резюме,
синоним к первому
существительному, описывающее
суть предмета
Слайд 17
Пример синквейна на тему «Жизнь»:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
Пример синквейна на тему «Любовь»:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать ее умеют единицы.
Мечта.
Слайд 18
Сиквейн на тему «Милосердие»
милосердие деятельное, бескорыстное любить, творить, спасать
должно быть в жизни добродетель
Слайд 19
Как проследить развитие авторской мысли в тексте?
Для этого нужно
исходный текст разделить на микротемы - предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;
выделить основную мысль каждой микротемы;
сформулировать данную мысль;
записать её в виде пункта плана.
Слайд 20
Авторская позиция
Авторская позиция:
как автор оценивает описываемую ситуацию,
как отвечает на поставленный вопрос.
Способы формулировки авторской позиции:
глаголы и краткие причастия со значением речи, мысли: (автор) утверждает, считает, убежден, уверен и т.д.;
вводные слова и предложения: по мнению автора, как считает автор и т.д.;
формулировка авторской и собственной позиции (в одном предложении): нельзя не согласиться с автором в том, что…, трудно не согласиться с автором, что…, я согласен с автором, что…, как и автор текста, я считаю, что и т.д.
Слайд 21
Авторская позиция
Авторская позиция в художественном тексте проявляется в характеристиках героев и их поведении, которые автор дает с помощью различных художественных средств – от прямых оценок (оценочной лексики) до метафор и сравнений.
В результате читатель испытывает по отношению к герою и изображенным событиям те или иные чувства.
Следовательно, рассказать о позиции автора можно не только с помощью слов автор считает, по мнению автора, но и с помощью слов, словосочетаний и предложений, содержащих эмоциональные и оценочные компоненты: автор передает горечь отца…, читатель не может не почувствовать боль героя. Авторская позиция может характеризоваться самыми разными чувствами: автор восхищается поступком героя или, наоборот, мы чувствуем авторское осуждение и др.
Слайд 23
Тезис
Почему это так?
Потому что (так как)…
Аргумент 1 Аргумент2
Что следует из вышесказанного?
В ы в о д
Слайд 24
Примеры
Ключевой критерий – доказательная сила, обобщающая какие-либо жизненные явления.
Обратите внимание!
Случай из личной жизни лишь статистически удваивает достоверность рассматриваемого явления!
Факт из литературы – часть социокультурного опыта, регулирующего деятельность всех людей, и доказательная сила на порядок выше, т.к. он является результатом пытливого осмысления наиболее характерных явлений действительности.
Слайд 25
Цитаты
Ёмкие формулы мудрости, определяющие жизненную практику людей. Использование цитат в качестве аргументов измеряется доказательной силой, отражающей степень освоенности выпускником общечеловеческой культуры.
Слайд 26
Аналогии
В этом случае знание, полученное на рассмотрении какого-либо объекта, переносится на сходный по существенным признакам, качествам объект:
«Садовники знают, что в середине января начинается время самых жёстких морозов. Чтобы спасти фруктовые деревья от гибели, они подгребают снег, кутают стволы одеялами, подгребают снег… Точно так же надо беречь светлые чувства от убийственного холода цинизма и безверия».
Эстетический эффект основывается на смысловом сближении двух как будто бы совершенно разных объектов, и выявленное сущностное тождество разных уровней бытия наделяет аналогию могучей убеждающей силой.
Слайд 27
Место аргумента в композиции сочинения
Типичный способ развёртывания сочинения:
Выделяется проблема исходного текста.
Выполняется её комментарий.
Формулируется авторская позиция.
Выражается личностное отношение к сформулированной позиции (согласен - не согласен, почему?)
Аргументируется выраженное мнение.
Таким образом, аргумент должен
обосновывать сформулированный тезис;
обеспечивать композиционную цельность текста.
Слайд 28
Пример 1
1) В русской литературе есть немало примеров, которые показывают любовь простых людей к своей Родине. 2) Вспомним хотя бы такое произведение, как роман Л.Н.Толстого «Война и мир». 3) Тема патриотизма является главной также в стихах С.А.Есенина.
В первом предложении автор переходит к положению, которое будет обосновывать, но во втором и третьем предложениях аргументация не развёрнута, а подменена короткой ссылкой, которая делает заявленную позицию неубедительной.
Следовательно, аргумент должен содержать тот объём информации, который является необходимым и достаточным для формулирования обоснованных выводов и оценок.
Слайд 29
Пример 2
Во время Великой французской революции врач Ж.Гийотен придумал новое орудие казни, которое позже назвали гильотиной. Это устройство стало зловещим символом той кровавой эпохи.
В приведённом факте отсутствует концептуальная информация (авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями, т.е. информация, раскрывающая замысел писателя, рисующая картину мира такой, какой он её себе представляет).
Что доказывает этот пример: кровавый характер революции? Антигуманность технического прогресса?
Последствия измены призванию врача? Этимологию слова? Роль предмета как символа в жизни и литературе?
Данный пример обладает недостаточной доказательной силой.
Слайд 30
Литературный аргумент
Привлекаемые для аргументации литературные источники напрямую демонстрируют читательский уровень выпускника, поэтому наиболее надежным, признанным и авторитетным вариантом являются русская и зарубежная классика.
Авторская песня, авторская притча, фольклорные произведения оцениваются одним баллом.
Аргументы из публицистической и научной литературы принимаются лишь в том случае, если выпускник указал конкретный источник информации.
В этом абзаце сочинения можно употребить следующие речевые клише.
- Вспомним героев произведения (романа, повести, рассказа, басни и т.п. (указать автора)... – В произведении (романе, повести, рассказе, баснеи т.п. (указать автора) мы тоже наблюдаем за... – Обратимся, например, к произведению (роману, повести, рассказу, басне и т.п. (назвать автора)...
- Так, в произведении…. и т.д.
Слайд 31
Жизненный опыт
Реальные факты из жизни известных людей,
кинофильмы,
спектакли,
общеизвестные события,
собственные наблюдения и выводы.
Слайд 32
Конспект-схема сочинения
Слайд 33
Заключение
Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.
Способы оформления заключения:
- обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.
- вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, возвращая читателя к проблеме текста, подчеркивают ее актуальность;
- личное отношение к решаемой в тексте проблеме;
- концовка, отвечающая на вопрос, поставленный в начале сочинения.
- яркий пример, обобщающий рассуждение.
В заключении можно использовать следующие клише.
– Итак,...
– Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что...
– В заключение хочется заметить, что...
– И, в конце концов, следует отметить, что...
– Таким образом, нельзя однозначно ответить..., но в то же время можно утверждать, что
Слайд 34
Егораева Г.Т., Москва
Успешной
работы,
коллеги!
Слайд 35
Литература
ЕГЭ-2013. Русский язык. Актив-тренинг (под редакцией Цыбулько И.П.): М., «Национальное образование», 2012
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Комментарий к основной проблеме текста и аргументация собственного мнения: М., «Экзамен», 2012
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Часть С. Практикум. Работаем над комментарием к основной проблеме текста и аргументацией собственного мнения: М., «Экзамен», 2011