Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Разъезженская СШ»
Практико-ориентированный семинар
«Урок в деятельностном подходе.
Мотивация-Актуализация-Проблематизация на уроке»
Афанасьева Наталья Евгеньевна,
руководитель РМО учителей математики,
методист РМА
2023г.
Слайд 2
Цель семинара: совершенствование умений педагогов для преодоления трудностей в вопросах построения урока в деятельностном подходе
Задачи семинара:
показать в действии методы и приёмы работы, которые можно применять всем;
поупражняться в выборе инструментов и средств, которые будут способствовать достижению результатов;
обсудить результаты организации и проведения урока в деятельностном подходе (на основе Анализа урока);
– провести рефлексию собственной деятельности на семинаре
04.05.23
с. Разъезжее
Слайд 3
План работы районного методического объединения учителей математики и физики
Время.Мероприятие.Представляемая эффективная практика для формирования ФГ.Место.Ответственный
08.30- 09.10.Встреча гостей «Величальная».Развитие творческого потенциала подростков средствами народной педагогики.Фойе.Артёмова И.Н., Холкина А.А.,
Афанасьева Н.Е.
Кофе-пауза.Здоровьесбережение как одно из условий формирования функциональной грамотности.Столовая.Артёмова И.Н.,
Поздеева О.А.
Экскурсия в школьный музей и по школе.Изучение истории малой родины как средство формирования функциональной грамотности школьников.Кабинет №10.Карташева О.А., экскурсоводы;
Кузнецова Т.В.
09.10-09.55.Установка на работу.
Рефлексивный дневник.
Урок в деятельностном подходе.
ФОП. Обновлённый ФГОС СОО.Механизм управления развитием функциональной грамотности для обеспечения конкурентоспособности школьника.Кабинет № 10.Афанасьева Н.Е.,
Артёмова И.Н.
.Открытые уроки.
10.00-10.45.Урок - лабораторная работа по физике «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».Решение задач на формирование естественнонаучной грамотности.10 класс
Кабинет № 9.Артёмова И.Н.
Урок математики «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями».Решение задач на формирование математической грамотности.6 класс
Кабинет №15.Афанасьева Н.Е
10.45-11.00.Анализ уроков.Взаимодействие содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учеников на уроке в контексте «Мотивация-Актуализация-Проблематизация».Кабинет № 9, № 15.Артёмова И.Н.,
Афанасьева Н.Е.
..Валеопауза..
11.00-11.10.Тропа здоровья».Здоровьесбережение как одно из условий формирования функциональной грамотности.Территория школы.Артёмова И.Н.,
Афанасьева Н.Е.
11.10-11.30.Обед.Здоровьесбережение как одно из условий формирования функциональной грамотности.Столовая.Артёмова И.Н.,
Поздеева О.А.
Подведение итогов работы
11.30-11.40.Рефлексия. Презентация «РМО в Разъезженской школе».Приём «Рефлексивный дневник». Приём «НИП».Актовый зал.Артёмова И.Н., Афанасьева Н.Е., Кузнецова Т.В.,
Плотников А.В.
Слайд 4
Аналитико - рефлексивный лист
Что нужно сделать?
1)Провести собственную рефлексию участия в работе семинаре по трем видам:
Эмоциональная – передайте словами ваше внутреннее состояние, вы испытали радость от ….. .
Содержательная – выделите способы работы, направленные на достижение результата в соответствие с темой семинара, которые вы готовы перенести в собственную практику.
Деятельностная – за счёт каких ваших собственных действий и ваших способов работы произошло ваше собственное приращение (в чем вы достигли собственных успехов).
Сделайте собственную рефлексивную отметку в дневнике
Рефлексивная отметка:
Н - новое (синий стикер)
И - использую в своей практике (оранжевый стикер)
П - перенесу в собственную практику (зелёный стикер)
Слайд 5
Анализ урока
Анализ (от греч. análysis — разложение, расчленение) - логический приём познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определённых качеств и свойств
Слайд 6
№.Критерий.Присутс..Показатели
1.Целеполагание урока..Ключевая идея урока сформулирована в формате проблемного вопроса
.Цель конкретна, измерима, достижима, направлена на результат, конечна
.Цель сформулирована через конечный результат: что ученики будут знать и уметь к концу урока
2.Мотивация учащихся..Применяются различные способы формирования мотивации
3.Признание ученика носителем субъективного опыта..Учитывается опыт учащихся
4.Этапы урока..Гибкая структура урока (учитель меняет ход урока в зависимости от затруднений и продвижений учащихся)
.На уроке присутствуют этапы урока: организационный момент, целеполагание, принятие учебной задачи, актуальность знаний, применение умений и навыков, сам. работа и рефлексия
5.Наглядность..Фронтальная
.Сочетание фронтальной и индивидуальной
.Индивидуальная
6.Содержание урока, задания для учащихся..Содержание урока соответствует планируемым результатам
.Все задания связаны между собой, вытекают логично и последовательно друг из друга
.Задания и вопросы, которые даются учащимся на уроке, связаны с достижением результата
.Из заданий понятно, какое умение формируется
.Учащимся представлены алгоритмы деятельности для выполнения заданий
.На уроке специально обсуждаются с учащимися алгоритмы деятельности, планирование исследования
.Формулировки задания четкие, прозрачные, понятны ученикам
.На уроке предусмотрено время, когда происходит обсуждение выполненных заданий
7.На уроке формируется узнавание и понимание..Как находить и извлекать математическую информацию в различном контексте
8.На уроке происходит понимание и применение..Математических знаний для решения разного рода проблем
9.На уроке происходит формирование умений..На уровне анализа и синтеза: формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации
.На уровне оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания: интерпретировать и оценивать математические данные в контексте лично значимой ситуации
.На уровне оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания: интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации
10.Коммуникативная ситуация урока..Учитель использует качественные суждения (убедительно/не убедительно, аргументировано/не аргументировано, пояснение ответа, указание достоинств, соответствие критериям и т.п.)
.Учитель поддерживает активное участие учеников в разворачивании темы на занятии
.Учитель строит урок как разворачивание ответов на вопросы учеников
.Учитель поддерживает и развивает продуктивные версии учеников
.Учитель не перебивает учеников и организовывает работу так, чтобы могло высказаться большинство учащихся
.Учитель не сравнивает ответы учеников
11.Рефлексия..Организована рефлексия с учетом возрастных особенностей школьников
.Сложности заданий
.Качества выполнения заданий
.Уровня и способов достижения цели урока
.Степени выполнения поставленных задач
.Полученного результата
.Деятельности и взаимодействия
12.Оценочная деятельность..Учитель оценивает по конечному результату
.Присутствует критериальное оценивание
.Применяется самооценка
13.Охрана здоровья детей, соблюдение санитарных норм..Предусмотрено чередование различных видов деятельности с целью профилактики переутомления
14.Домашнее задание..Одинаковое для всех
.Частичная вариативность
.Задание по выбору, вариативность, возможность выбора д/з
Анализ урока в условиях реализации ФГОС, направленного на формирование МГ
Слайд 7
Чек-лист «Качественное учебное занятие, направленное на формирование математической грамотности»
Ключевая идея урока сформулирована в формате проблемного вопроса.На уроке предусмотрено время, когда происходит обсуждение выполненных заданий.На уроке формируется узнавание и понимание: как находить и извлекать математическую информацию в различном контексте.На уроке происходит формирование умений: на уровне анализа и синтеза:
формулировать математическую проблему на основе анализа ситуации;
на уровне оценки (рефлексии) в рамках предметного содержания: интерпретировать и оценивать математические данные в контексте лично значимой ситуации;
на уровне оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания: интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации
Цель конкретна, измерима, достижима, направлена на результат.На уроке специально обсуждаются с учащимися алгоритмы деятельности, планирования исследования
Цель сформулирована через конечный результат: что ученики будут знать и уметь к концу урок.Из заданий понятно, какое умение формируется.На уроке происходит понимание и применение:
математических знаний для решения разного рода проблем
Применяются различные способы формирования мотивации.Задания и вопросы, которые даются учащимся на уроке, связаны с достижением результата
Учитывается опыт учащихся.Содержание урока соответствует планируемым результатам.Критериальное оценивание и самооценивание результата.Рефлексия этапов урока и результатов урока
Слайд 8
Урок в деятельностном подходе
Технологии:
СДО;
проектная;
исследовательская;
игровая;
дискуссия и др.
Слайд 9
«Культурный» способ открытия нового содержания ребёнком
проблемный вопрос;
гипотезы;
проверка гипотез (опровергнуть, подтвердить);
вывод
Слайд 10
2 «слоя» работы ученика
-внутренний - соображает, мыслит;
-внешний - способ деятельности
Слайд 11
«Зачем?» – вопрос ребёнка к каждой теме урока
мотивация, актуализация, проблематизация;
основное «тело» урока;
рефлексия;
Д/З
Результаты урока - это результаты детей!
Проблематизация - ключевая идея (вопрос) урока!!!
Слайд 12
Мотивация-личностный ресурс!
между «страшно» и «скучно» - поток «Оптимум –мотивация». Сложность и навыки ребёнка должны совпадать;
внешняя и внутренняя мотивация;
задание должно быть посильным и интересным для ученика + ведущий вид деятельности;
ведущий вид деятельности в 8-12 лет-учебная деятельность, а с 13 лет в.в.д.-интимно-личностное общение.
Слайд 13
Задача Учебная задача
Учебная задача
Условия задачи для 1 класса:
Саша - 60 м за 30 сек.
Дима -100м за 45сек.
Егор -1км за 10мин.
Вопрос: кого отправим на соревнования?
Какая учебная задача здесь может быть сформулирована?
Учебная задача – это задача, которая «открывает» целый «пласт» для решения задач разного вида!!!
Слайд 14
Запуск деятельности на уроке
мотивация(актуализация) проблема
постановка учебной задачи выход на решение решение рефлексия
Слайд 15
Учебная задача – это цель по овладению обобщенными способами действий
ученики должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения задачи);
2) они должны хотеть решить эту задачу, проблему.
Слайд 16
Мотивация - Актуализация – Проблематизация
S(субъект)-ученик, а учитель помогает ему осознать проблему
Опорные знания детей.Конкретно-практическая задача (КПЗ)
(для детей).Проблемный вопрос, который возникает в результате работы с задачей.Постановка учебной задачи (вместе с детьми)
То, чем они владеют, если знаний нет, то надо откатиться назад и отработать то, что нужно для дальнейшего изучения темы.Вариативность решений: предположить гипотезы, затем их доказать или опровергнуть..