Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Применение технологии проблемно-диалогического обучения
Симонова Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Александровская СОШ»
2015
Слайд 2
Только в диалоге развивается способность мыслить.
В беседе, спрашивании
создаются условия
для взаимодействия
понимающих сознаний
М. М. Бахтин
Слайд 3
Технология проблемного диалога
Мельникова Елена Леонидовна
Лауреат премии Правительства РФ в области образования,
кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии
образования Академии ПКиППРО (г. Москва)
Слайд 4
Из каких этапов состоит проблемно-диалогический урок?
1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.
2) Выдвижение версий решения проблемы.
3) Актуализация имеющихся знаний.
4) Составление плана решения проблемы.
5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.
Слайд 5
Тип проблемной ситуации
С затруднением
С удивлением
Слайд 6
Постановка учебной проблемы
Побуждающий
от проблемной ситуации диалог Подводящий диалог
Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем
Слайд 7
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приёмы
Вопросы учащимся
1. Одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений
Что вас удивило?
Что интересного заметили?
Какое противоречие налицо?
2. Столкновение мнений учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.
Вопрос был один? А мнений сколько?»
или
2. Задание было одно? А выполнили вы его как?
3. Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?»
3. Противоречие между житейским представлением и научным фактом Вы что думали сначала?
А что оказывается на самом деле?
4. Противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя Вы смогли выполнить задание?
В чем затруднение?
Чем это задание не похоже на предыдущее?
Слайд 8
Проблемная ситуация с удивлением. Побуждающий диалог. Приём №1
Тема: "Склонение имен существительных» (5 класс)
Старая женщина волновалась
о сестре и дочери.
Слайд 9
Проблемная ситуация с удивлением. Побуждающий диалог. Приём №1
Тема: "Склонение имен существительных» (5 класс)
Старая женщина волновалась
ж.р., п.п. ж.р., п.п.
о сестре и дочери.
Слайд 10
Проблемная ситуация с удивлением. Побуждающий диалог. Приём №1
Тема: "Склонение имен существительных» (5 класс)
Старая женщина волновалась
ж.р., п.п. ж.р., п.п.
о сестре и дочери.
Слайд 11
Побуждающий диалог. Приём №2 (столкновение мнений учеников класса)
******
Мы в детстве были много откровенней: — Что у тебя на завтрак? — Ничего. — А у меня хлеб с маслом и вареньем. Возьми немного хлеба моего... Года прошли, и мы иными стали, Теперь никто не спросит никого: — Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли? Возьми немного света моего...
Алексей Решетов
Слайд 12
12
Какие образовательные результаты обеспечивает проблемно-диалогическая технология?
Регулятивные: умение решать проблемы.
Коммуникативные: умение вести диалог.
Познавательные: извлекать информацию, делать выводы и т.п.
Личностные: в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.
Слайд 13
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда Древняя мудрость
13
Слайд 14
Благодарю за работу!
Творческих успехов!