Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе
Автор: учитель начальных классов
МБОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб»
Швецова В.И.
Слайд 2
Мышление начинается с проблемной ситуации.
С.Л. Рубинштейн
Слайд 3
Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и, организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. (Педагогический словарь)
Слайд 4
Проблемное обучение целесообразно применять:
- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий
- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу
Слайд 5
М.Н. Скаткин выделил три основных вида проблемного обучения:
1. Проблемное изложение знаний.
2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.
3. Исследовательский метод обучения.
(1900 - 1991)
Слайд 6
И.Я. Лернер - активный исследователь в области проблемного обучения
И.Я. Лернер (1917-1996)
Слайд 7
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Задачи:
1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.
Слайд 8
Приемы создания проблемных ситуаций.
Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.
Определить проблемные теоретические и практические задания;
Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Слайд 9
Применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе
Слайд 10
Русский язык. 2 класс. Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»
Слайд 12
Корень растения Корень слова
Где находится?
Для чего нужен?
Как найти?
Слайд 13
Сказка “Чужак” В. Волиной.
Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.
- Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
- Почему гости не сразу приметили чужака?
Слайд 14
1 карточка – лес, лесочек, лесник, лесок.
2 карточка – вода, водяной, водица, подводная.
3 карточка – гриб, грибница, грибочек, грибник.
4 карточка – вишня, вишневый, вишенка.
5 карточка – лимон, лимонница, лимончик, лимонный.
Слайд 15
Разделительный Ъ и Ь. 2 класс.
А дорога - далека,
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
- Как называется сказка, о которой говорится в стихотворении? («Маша и медведь»)
- Назовите слова, которые отличаются одним звуком? (Сесть и съесть)
- Какое различие в произношении этих слов? (Слияние не происходит, четко слышим звук [Й,])
- А теперь запишите эти слова.
- Сравните свою работу со словами на доске.
- У кого получилось записать первое слово?
- У кого получилось записать второе слово?
Слайд 17
- Кто может «прочитать» созданные нами схемы?
- Рассмотрите столбцы слов. Подходят ли они к теме нашего урока?
- Предположите, какое задание предстоит выполнить. (Объяснить, почему слова так разбиты на столбики)
стуля подёмник
вюнок сёжился
лиси обездил
Слайд 18
Работа с пословицами.
Не за то волка бют, что сер, а за то, что овцу сел.
Ручьи солются – река будет, люди обединятся – силу их не победить.
Друзя познаются в беде.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Ручьи сольются – река будет, люди объединятся – силу их не победить.
Друзья познаются в беде.
Слайд 19
Разыгрывание сценки.
Сидят два мальчика. Один вслух читает, другой слушает, облокотившись на руку.
Первый мальчик: «Папа вбивал коля»
Второй мальчик (удивленно): «Не понял. Так кто вбивал, папа или Коля?»
Первый мальчик: «Не перебивай, слушай!»
(Второй мальчик снова облокачивается на руку).
Первый мальчик: «Он сел на отдых и сел пирожок».
Второй мальчик: «Ой, не могу, пирожок сел! Куда?»
Первый мальчик (рассерженно): «Да это папа сел. Слушай, что я читаю».
Второй мальчик: «Ты же сказал: «… и сел пирожок»
Первый мальчик (перечитывает): «Он сел на отдых и сел пирожок (задумывается). – точно (читает дальше). – Идёт его сын Сёмка. Он лёт слёзы. Без него будет сёмка кино».
Второй мальчик: «Вот это точно кино. Только я не понял без пирожка останется Сёмка или Сёмка останется без кино…»
Первый мальчик: «Ничего не понимаю. Всё перепутано, - обращается к учащимся) – Ребята, давайте вместе разберемся?!»
Слайд 20
Парная (групповая) работа.
У вас на столах лежат листочки с текстом, который читал один из мальчиков. Прочитайте данный рассказ, внесите свои замечания. Если необходимо, исправьте найденные ошибки.
Текст.
Папа вбивал коля. Он сел на отдых и сел пирожок. Идёт его сын Сёмка. Он лёт слёзы. Без него будет сёмка кино.
Исправленный текст.
Папа вбивал колья. Он сел на отдых и съел пирожок. Идёт его сын Сёмка (Семён). Он льёт слёзы. Без него будет съёмка кино.
Слайд 21
«Правописание букв о, ё после шипящих»
-Запишите под диктовку: чёрный, шов, шёпот, шорты.
-Поработайте в парах. Проверьте друг у друга запись.
-Задание было одно? А как вы его выполнили?
-Почему так получилось? Что мы ещё не знаем? -Верно.
Тема урока сегодня «Правописание букв о, ё после шипящих». Фиксирует тему на доске.
Слайд 22
Фразеологические обороты
Слайд 23
Найдите значение выражений.
+ 37
25
Математика. 2 класс. Сложение двузначных чисел с переходом через десяток.
+82
15
Слайд 24
37
25
52
37
25
62
37+25= 50 + 12=62
37
25
512
Слайд 26
Приём «яркое пятно»
Окружающий мир. 1 класс
Слайд 27
Очарование русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Н. Заболоцкий
Проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему природа «открыта не для
каждого и даже не каждому художнику видна?»
Литературное чтение 3 класс.
Слайд 29
Литературное чтение 2 класс.
И.М. Пивоварова «Вежливый ослик»
Вопрос: Как вы думаете, о чём пойдет речь в стихотворении?
Почему автор дал такое название своему произведению?
Слайд 30
Итак с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:
Воспитание активной личности, формирование
инициативности, ответственности, способности к
сотрудничеству.
Прочность усвоения знаний, так как путём поиска
разрешения проблемной ситуации достигается
полное понимание материала.
Решение проблемы психологического комфорта на
уроках.
Слайд 31
Технология проблемного обучения имеет следующие преимущества
• Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности; • Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления; • Нацелена на формирование универсальных учебных действий; • Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.