Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Технология
проблемно-диалогического обучения
Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И все же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
С.Я. Маршак
Слайд 2
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.
«проблемный»
постановка проблемы
поиск решения
«диалог»
побуждающий
подводящий
Слайд 3
Методы постановки учебной проблемы
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Подводящий к теме диалог
Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Слайд 4
Методы постановки учебной проблемы
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
1) создание проблемной ситуации;
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждение к формулированию учебной проблемы;
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Слайд 5
Приёмы создания проблемной ситуации
«с удивлением»
Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения.
Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом:
шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»;
шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.
«с затруднением»
Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос)
Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими
Приём 6.
шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим
шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.
Слайд 6
Система вопросов для побуждающего диалога:
Побуждение к осознанию противоречия
Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
Вопрос был один? А мнений сколько?
Что вас удивило? Что интересного заметили?
Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?
Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока
Какой возникает вопрос?
Какова будет тема нашего урока?
Слайд 7
Методы постановки учебной проблемы
Подводящий
к теме диалог
Сообщение темы
с мотивирующим приёмом
«яркое пятно»
«актуальность»
Слайд 8
Методы поиска решения
учебной проблемы
Подводящий от проблемы
диалог
Побуждающий к гипотезам диалог
Подводящий без проблемы диалог
имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся
обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие
способности.
Слайд 9
Технология проблемно-диалогического обучения является:
результативной
обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
здоровьесберегающей
позволяет снижать нервно-психические нагрузки
учащихся за счет стимуляции познавательной
мотивации и «открытия» знаний;
общепедагогической
реализуется на любом предметном содержании и
в любой образовательной ступени.