Презентация - Технология проблемного обучения


Технология проблемного обученияТехнология проблемного обученияТехнология проблемного обученияТехнология проблемного обученияТехнология проблемного обученияТехнология проблемного обученияТехнология проблемного обученияТехнология проблемного обученияТехнология проблемного обученияТехнология проблемного обученияТехнология проблемного обучения
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Технология проблемного обучения
Появление такого инновационного веяния в педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога Джона Дьюи, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу. В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин.

Слайд 2

В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.   Почему так происходит?
Чаще всего из-за нехватки нашего времени; Из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Поэтому дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес.
От мастерства педагога зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

Слайд 3

Цель педагога – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их. Основная задача педагога – наполнить повседневную жизнь ребенка интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. В чем заключается суть проблемного обучения?
Суть проблемного обучения заключается: В постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи; В создании условий для самостоятельного исследования путей и способов ее решения.

Этапы проблемного обучения
1) осознание общей проблемной ситуации; 2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы; 3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез,); 4) проверка правильности решения проблемы, формулировка вывода.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.

Слайд 4

Формы организации проблемного обучения
Проблемный вопрос Проблемная задача Проблемная ситуация
Проблемный вопрос это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. Проблемные вопросы содержат в предложении слова «почему?», «зачем»? Вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос. Вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.
Задание: Преобразовать просто вопрос в проблемный: Какие птицы нашего края улетают на юг последними?
Проблемный вопрос: Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними?

Слайд 5

Проблемная задача
Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
Проблемная задача Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. - условие Как ему помочь? - вопрос
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений демонстрируются имеющиеся у детей знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический» «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы»,  

Слайд 6

Проблемная задача Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает. Из данного текса создать проблемную задачу.
Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды?

Слайд 7

Проблемная ситуация
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения. При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления. Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
Проблемная ситуация: педагог предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски. Почему только металлический шарик остановился посередине доски. Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился. Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей.

Слайд 8

Проблемная ситуация Металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает. - Почему это высказывание является проблемной ситуацией?
1. Организовать ряд опытов с металлическими предметами, демонстрируя, что данные предметы, опущенные в воду сразу тонет, но этот же предмет, положенный на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде?
2. Обсуждение: Педагог вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.
3. Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.
Как решить данную проблемную ситуацию?
Возникает противоречие, неопределённость, почему?

Слайд 9

Рекомендации по стилю общения с детьми в процессе решения проблемной ситуации
Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо». Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая. Если в классе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.
В результате работы по внедрению проблемного обучения дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.  

Слайд 10

Проблемный вопрос
Слова «почему?», «зачем»?
Проблемная задача
Есть условие и вопрос
Проблемная ситуация
Противоречие, неопределённость в практической деятельности детей между знаниями и сложившейся ситуацией.

Слайд 11

Спасибо за внимание!