Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Технология проблемного обучения
Появление такого инновационного веяния в педагогике, как проблемное обучение связывают с идеями американского педагога и психолога
Джона Дьюи,
который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу.
В России проблемным обучением занимались отечественные психологи И. Я. Лернер, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин.
Слайд 2
В жизни наши дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами.
Почему так происходит?
Чаще всего из-за нехватки нашего времени;
Из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка.
Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них.
Поэтому дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни.
Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес.
От мастерства педагога зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.
Слайд 3
Цель педагога – побудить у ребенка интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
Основная задача педагога – наполнить повседневную жизнь ребенка интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность.
В чем заключается суть проблемного обучения?
Суть проблемного обучения заключается:
В постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи;
В создании условий для самостоятельного исследования путей и способов ее решения.
Этапы проблемного обучения
1) осознание общей проблемной ситуации; 2) анализ проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы; 3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез,); 4) проверка правильности решения проблемы, формулировка вывода.
При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не преподносит детям знания истины в готовом виде, а учит их видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания.
Слайд 4
Формы организации проблемного обучения
Проблемный вопрос
Проблемная задача
Проблемная ситуация
Проблемный вопрос
это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения.
Проблемные вопросы содержат в предложении слова «почему?», «зачем»?
Вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос.
Вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.
Задание: Преобразовать просто вопрос в проблемный: Какие птицы нашего края улетают на юг последними?
Проблемный вопрос:
Почему дикие утки, гуси улетают на юг последними?
Слайд 5
Проблемная задача
Проблемную задачу можно условно разделить на две части.
В ней есть условие (описание) и есть вопрос?
Проблемная задача
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. - условие
Как ему помочь? - вопрос
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом».
В ходе рассуждений демонстрируются имеющиеся у детей знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче.
«Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический»
«Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы»,
Слайд 6
Проблемная задача
Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая - живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.
Из данного текса создать проблемную задачу.
Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды?
Слайд 7
Проблемная ситуация
Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.
При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности.
Именно проблемная ситуация, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления.
Противоречие – основное звено проблемной ситуации.
Проблемная ситуация: педагог предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски. Почему только металлический шарик остановился посередине доски.
Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.
Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения.
Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают.
Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей.
Слайд 8
Проблемная ситуация
Металлические предметы в воде тонут, но корабль, построенный из металла, плавает.
- Почему это высказывание является проблемной ситуацией?
1. Организовать ряд опытов с металлическими предметами, демонстрируя, что данные предметы, опущенные в воду сразу тонет, но этот же предмет, положенный на металлическую крышку, не тонет. Почему? Что удерживает её на воде?
2. Обсуждение: Педагог вопросами наталкивает детей на поиск ответа, обращая внимание, что крышка заполнена воздухом, т.к. есть бортики. Чем выше бортики, тем больше воздуха в крышке, а, следовательно, и груз большего веса может удержаться на ней, не утонув.
3. Рассматривая корабль, дети приходят к выводу, что его подводная часть полая, наполнена воздухом, поэтому корабль, сделанный из металла, не тонет.
Как решить данную проблемную ситуацию?
Возникает противоречие, неопределённость, почему?
Слайд 9
Рекомендации по стилю общения с детьми в процессе решения проблемной ситуации
Выслушивайте каждого желающего. Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.
Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.
Если в классе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.
В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты, решение ситуационных задач.
В результате работы по внедрению проблемного обучения дети становятся более активными, наблюдательными и общительными. Они сами «видят» проблемные ситуации, формулируют противоречия, находят разные варианты решения. У детей развивается познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
Слайд 10
Проблемный вопрос
Слова «почему?», «зачем»?
Проблемная задача
Есть условие и вопрос
Проблемная ситуация
Противоречие, неопределённость в практической деятельности детей между знаниями и сложившейся ситуацией.
Слайд 11
Спасибо за внимание!